Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:23, реферат
Психоанализ является учением о бессознательном, об огромной и важной области человеческого духа, в которую у нас нет до сих пор путей помимо учения Фрейда. Фрейд смотрит на свой метод как на один из научных методов, позволяющих нам найти доступ и изучать область бессознательного.
Смысл данной работы заключается в том, чтобы более подробно изучить учение Фрейда о психоанализе. Для начала я предлагаю рассмотреть его жизненный путь: чем он занимался и как он пришёл к открытию психоанализа. Жизнь такого скандально-известного учёного заслуживает внимания. Далее в данной работе было бы логичным более глубокое описание зарождения психоанализа, его развития.
Введение………………………………………………………………..…………...3
1. Жизнь и научные работы Зигмунда Фрейда……………………………..…….4
2. Развитие психоанализа……………………………………………………….….10
2.1. Зарождение психоанализа……………………….………………………10
2.2. Основные понятия и идеи психоанализа………………………….……12
2.3. Критика психоанализа……………………………………………...……17
Заключение………………………………………………………………………….19
Литература…………………………………………………………………………..21
2.3. Критика психоанализа
В спорах вокруг учений З.Фрейда обсуждаются такие основные пункты: научность используемых им понятий, реальный лечебный эффект психоаналитической терапии, а также долгосрочные влияния фрейдизма на общество.
Джон Килстром в своей статье «Фрейд всё ещё жив? Вообще говоря, нет» полагает, что влияние психоанализа в настоящее время сошло на нет, и большее влияние Фрейд оказал на культуру, нежели на развитие психологии. Однако точка зрения Килстрома остаётся спорной.
Британский психолог Ганс Айзенк проводил мета-анализ значимых публикаций по эффективности психоанализа. Проанализировав исследования, изучавших корреляцию между смертностью и видами психотерапии, Айзенк заключил, что психоанализ в целом имеет деструктивный эффект. Согласно исследованиям, психоанализ оказывает психологический стресс на пациента, что ведёт к повышению риска возникновения онкологических заболеваний и ишемической болезни сердца. Айзенк также заявил о том, что применение психоанализа на онкологических больных в Германии неэтично и должно быть запрещено, «как „лечение“, которое никогда не помогало и которое, как было показано, ведёт к крайне нежелательным последствиям». [1; 20]
По мнению психоаналитика Петера Куттера, Айзенк и другие критики психоанализа в своих исследованиях пользуются методиками, прямо противоположными психоанализу, не применимыми к бессознательным процессам.
Доктор философии и скептик Р. Т. Кэрролл в своей книге «Словарь скептика» критиковал психоаналитическую концепцию бессознательного, хранящего память о травмах детства, как противоречащую современным представлениям о работе имплицитной памяти.
Многие специалисты из области нейробиологии, когнитивной психологии, философии науки и теории познания считают, что методы и теории психоанализа не имеют под собой научных оснований, а сам психоанализ зачастую рассматривают как псевдонаучную теорию. [4; 274]
Теория критиковалась и критикуется с различных точек зрения, вплоть до утверждения, что психоанализ является псевдонаукой, однако он практикуется многочисленными клиническими психологами и врачами в настоящее время. Психоанализ также получил распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации и философская концепция. Он оказал существенное влияние и на формирование идей сексуальной революции.
Заключение
Психоанализ учит нас рассеивать мрак нашего незнания и овладевать этими управляющими нами грубыми силами. Однако, чтобы ими овладеть, их покорить, нужно научиться понимать их язык, понимать значение, смысл того, что они обнаруживают и показывают.
Таким образом, выясняется, что наше бессознательное, как примитивное, архаическое мышление, согласно биогенетическому закону, представляющее собой первоначальный стадий мироотношений человека, находится в непримиримом противоречии и во вражде с теми культурными ограничениями личности, которые делают ее социальной единицей, участником в культурном строительстве человека.
Отсюда следует, что те, у кого преобладает такое архаическое мышление, именно окажутся людьми наиболее анти или асоциальными.
Действительно, Фрейду удалось
доказать, что мышление душевнобольных
и невротиков, в большей или
меньшей степени в
Фрейду удалось доказать, что сумеречным состояниям (припадки у истериков) соответствуют те процессы, которые наблюдаются у здоровых людей в их сновидениях, и старое предположение, высказанное целым рядом выдающихся психопатологов в родстве состояний сна с болезненными явлениями в области психики, нашло свое научное подтверждение.
Ближайшее ознакомление с процессами сновидений обнаружило, во-первых, что мышление во сне отличается особенностями, так называемого, примитивного мышления, символического мышления, к которому нормальный человек обращается в жизни в исключительно редких случаях.
Если практическое повседневное отношение к снам и к истерии может успокоиться на таком распознавании, не делающем ему чести, то наука, для которой нет ничего глупого или умного, должна все обратить в предмет своего исследования, тщательно наблюдать то, что для ненаучного, некритического ума так ясно и так просто разрешимо.
Наука, пользуясь психоанализом, стала изучать эти «глупости» и обнаружила в них много ценного и важного, такого, что проливает свет на очень многие явления, остававшиеся до сих пор загадочными или малозначительными.
Поскольку психоанализ исходит из этого примитивного, символического мышления, - он оперирует с такими явлениями, от которых точные науки и естествознание отклонялись, не удостаивая их внимания. Ведь, действительно, явления, выражающиеся в форме символического мышления, требуют перевода своего на обычный язык понятий, причем они теряют в этом процессе перевода столько, сколько, например, теряет художественное литературное произведение в простой безыскусственной передаче; при этом, в сущности от первоначального произведения не остается ничего, кроме весьма незначительного содержания, вызывающего удивление перед тем, как такая фабула или сюжет могли вызвать в нас какое-либо переживание, таким оно представляется бледным и незначительным в передаче.
Теория психоанализа подвержена вполне логичной критике. Но без великого психоаналитика Зигмунда Фрейда многие тайны так бы и не были для нас открыты.
Литература
1. Айзенк Г. Дж. Сорок лет спустя: новый взгляд на проблемы эффективности в психотерапии / Психологический журнал. Т. 14. 1994. № 4. – 41 с.
2. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – СПб., 2009. – 114 с.
3. Блюм, Г. Психоаналитические теории личности / Перевод А.Б. Хавина. – М.: КСП, 2007. – 189 с.
4. Браун Д.Ж. Психология Фрейда и постфрейдисты. – М.; Киев:, 2009. – 304 с.
5. Джонс, Э. Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда / Перевод Старовойтова – М.: «Гуманитарий» АГИ, 1997. – 448с.
6. Радугин, А.А. Хрестоматия по истории психологии – М.: МГУ, 1999. – 670 с.
7. Руткевич, А.М. От Фрейда к Хайдеггеру – М.: Центр, 2010. – 397 с.
8. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции 1-15. СПб., Алетейя СПб, 2009 – 101 с.
9. Фрейд, З. Лекции по психоанализу. Лекция 31 – М.: КСП +, 2008. – 114 с.
10. Фрейд, З. Психоанализ. Религия. Культура – М.: Владос, 2008. – 490 с.
11. Фрейд, З. Психология бессознательного: сборник произведений / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Просвещение, 2008. – 448 с.