Жизненный цикл семьи: понятие и проблемы моделирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ жизненных циклов семьи, а так же проблемы их моделирования.
В соответствии с представленной целью исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие: семья, жизненный цикл семьи;
2. Проанализировать критерии выделения стадий жизненного цикла семьи;
3. Рассмотреть основные проблемы моделирования жизненного цикла семьи;
4. Проанализировать стадии жизненного цикла семьи.

Содержание

Введение стр3
Глава 1. Понятия и виды семьи
1.1. Понятие семьи и ее жизненного цикла стр.7
1.2. Виды семьи стр.10
Глава 2. Анализ жизненного цикла
2.1. Стадии жизненного цикла и их анализ стр.14
2.2. Моделирования жизненного цикла стр.17
Заключение стр.22
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

sotsiologia.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

     Именно в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в семье, уже не удовлетворяют возникшие у ее членов новые потребности. Исследования ЖЦС показали, что в моменты нормативных стрессов семьи нередко возвращаются к ранним моделям функционирования (механизм «регрессии») либо останавливаются в своем развитии, фиксируясь на определенном этапе (механизм «фиксации»).

     Поэтому был сделан вывод о необходимости внимательного изучения переходных периодов от одной стадии ЖЦС к другой. Нередко семейные проблемы оказываются связанными не с каким-либо внешним стрессогенным фактором, а с регрессией и фиксацией на предыдущей фазе ЖЦС.

          Больше значение исследователи  придают следующим переходным  периодам.

          0-1. Принятие на себя супружеских  обязательств.

          1-2. Освоение супругами родительских  ролей.

          2-3. Принятие факта появления в  семье новой личности.

          3-4. Включение детей во внешние  социальные структуры (детские  учреждения).

          4-5. Принятие факта вступления  ребенка в подростковый период.

          5-6. Экспериментирование семьи с  независимостью подростка.

          7-8. Уход детей из семьи и  необходимость для супругов вновь  остаться вдвоем.

          8-9. Принятие факта ухода на  пенсию и старости.

          В развитии супружеских отношений  выделяют два основных критических периода.

     Первый  наступает между третьим и  седьмым годами супружеской жизни и

     продолжается  в благоприятном случае около  года. Его возникновению способствуют такие факторы:

     •      исчезновение  романтических  настроений,

     активное  неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту;

     •      рост числа ситуаций, в которых супруги

     обнаруживают  разные взгляды на вещи и не могут  прийти к согласию;

     •      более  частые  проявления отрицательных эмоций,

     возрастание напряженности в отношениях между партнерами.

          Второй кризисный период наступает  примерно между семнадцатым и  двадцать пятым годами совместной  жизни. Он менее глубокий, чем  первый, и может продолжаться  несколько лет. Его возникновение  часто совпадает:

     •     с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной  неустойчивости,  страхами,  появлением различны соматических жалоб;

     •    с возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей; с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживания ми по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне «пока еще не поздно».

          При этом семья при прохождении  кризиса сталкивается с двумя  возможными результатами его  исхода. Кризис является одновременно «опасностью и надеждой» - он либо приводит к скачкообразному переходу системы на новый, более высокий уровень развития, требующий новых смыслов и новых навыков; либо приводит к разрушению системы.

          Наиболее вероятными моментами, когда семья будет нуждаться в психологической или психотерапевтической помощи для продолжения своего существования, являются как раз моменты кризисов.

          Задачи развития семьи

          На каждой стадии при моделировании жизненного цикла семьи можно выделить задачи ее развития.

     Задачи  развития семьи — это те требования, предъявляемые внешней средой, с которыми члены семьи и семья как система должны справиться для того, чтобы семья могла успешно развиваться дальше и становиться более высокоорганизованной и сложной системой. Выделяют следующие задачи развития семьи, начиная с фазы молодой семейной пары без детей.

          /.    Молодая семья:

     -дифференциация  от родительской семьи;

     -установление  границ общения с друзьями  и родственниками;

     -разрешение  конфликта между личными и семейными потребностями.

          2.       Семья с маленьким ребенком:

     -реорганизация  семьи для выполнения новых  задач;

     -поощрение  роста ребенка с одновременным  обеспечением его безопасности  и родительского авторитета;

     -согласование личных и семейных целей.

          3.       Семья с ребенком-школьником:

     -перераспределение обязанностей;

     -проявление участия при наличии проблем с учебой;

     -распределение обязанностей для помощи ребенку в учебе.

          4.       Семья с ребенком-подростком:

     -перераспределение автономии и контроля между родителями и подростками;

     -изменение типа родительского поведения и ролей;

     -подготовка к уходу подростка из дома.

          5.       Семья как «стартовая площадка» для ребенка:

     -сепарация ребенка от семьи;

     -корректный уход из дома;

     -поступление в колледж, на военную или иную службу.

          6.       Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию:

     -пересмотр супружеских взаимоотношений;

     -пересмотр распределения обязанностей и времени;

     -адаптация к уходу на пенсию.

          На каждой стадии семейного цикла родители должны не только справляться с  трудностями воспитания детей, но и преодолевать трудности, возникающие в супружеском взаимодействии. Семьи должны научиться преодолевать конфликты таким образом, чтобы каждый из ее членов мог оставаться целостной и уважающей себя личностью. Системы, в которых один человек постоянно занимает господствующее положение, а другой (или другие) постоянно приносят себя в жертву, оказываются недолговечными.

          Родители, имеющие проблемы взаимодействия с детьми на какой-то одной стадии, могут вполне успешно взаимодействовать с ними на другой стадии. Например, родители, испытавшие массу трудностей с младенцем, могут прекрасно справляться с воспитанием подростка и наоборот.

 

     

     Заключение. 
 

       В настоящее время отечественными социологами и демографами не разработана статистическая оценка распространенности полного, идеального цикла семьи—неизвестна его средняя продолжительность и длительность основных стадий. Можно лишь косвенно судить об этом, впрочем, как и о реальном семейном цикле, подвергающемся воздействию разводов, болезней и смертей.

 

     

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

     1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы / Психология семьи. Хрестоматия: учеб. пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002.

     2.Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004.

     3. Антонов А.И., Медиков В.М.. Социология семьи. – СПб.:  Изд-во Мгу: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 2004

     4. Бодалев А.А , Столин В.В. Семья в психологической консультации — М , 2003.

     5. Московская семья вчера, сегодня, завтра Информационно-методический сборник —М.2008 —С 10.

     6. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.

     пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. общ. ред. Н.Н. Посысоева. - М.:Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004.

     7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. — М: Издательский центр «Академия», 2002.

     8. Смирнова Е. Р., Ярская В. Н. Философия и методология социальной работы: Учеб. пособие. — М., 2000.

     9. Сорокин П.А., Социология: учебное пособие. – СПб.: Наука, 2001

     10. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учеб. пособ. для врачей и психологов. - СПб.:Речь,2003. 

  
 
 

Информация о работе Жизненный цикл семьи: понятие и проблемы моделирования