Жизненный цикл семьи: понятие и проблемы моделирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ жизненных циклов семьи, а так же проблемы их моделирования.
В соответствии с представленной целью исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие: семья, жизненный цикл семьи;
2. Проанализировать критерии выделения стадий жизненного цикла семьи;
3. Рассмотреть основные проблемы моделирования жизненного цикла семьи;
4. Проанализировать стадии жизненного цикла семьи.

Содержание

Введение стр3
Глава 1. Понятия и виды семьи
1.1. Понятие семьи и ее жизненного цикла стр.7
1.2. Виды семьи стр.10
Глава 2. Анализ жизненного цикла
2.1. Стадии жизненного цикла и их анализ стр.14
2.2. Моделирования жизненного цикла стр.17
Заключение стр.22
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

sotsiologia.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

     пенсию).

     Задачи  стадии: перестройка супружеских  отношений; поддержание

     родственных связей со старшим и младшим поколением.

     8.Старение  членов семьи  (от ухода на пенсию до смерти обоих

     супругов).

     Задачи  стадии: адаптация к уходу на пенсию; решение проблем тяжелой утраты и одинокой жизни; сохранение семейных связей и адаптация к старости.

          В социологической литературе  в большинстве случаев цикл  семейной жизни рассматривают как организованный вокруг развития ребенка или по последовательности стадий родительства. С точки зрения этого подхода, в развитии семьи различными учеными выделяются примерно одни и те же этапы.

          Стадии родительства

          Каждый период семейного цикла  отличается специфическими требованиями к родителям. Можно выделить 6 стадий родительства.

          /. Стадия формирования образа длится от зачатия до рождения ребенка.

     Супруги пытаются представить себе, какими родителями они будут, оценивая свои ожидаемые действия в соответствии с собственными идеальными стандартами родительского поведения.

          2. Стадия выкармливания длится примерно 2-3 года — до того момента, когда ребенок начинает говорить «нет». У родителей формируется чувство привязанности к ребенку, они научаются соизмерять эмоциональное участие и время, которое они отдают супругу, друзьям, работе и т. д., с потребностями малыша.

          3.  Стадия авторитета продолжается до достижения ребенком примерно 5 лет. Родители оценивают свое соответствие родительской роли. На этой стадии они должны осознать, что и они, и их дети не всегда соответствуют созданному ими идеальному образу.

          4.  Интерпретатиеная стадия родительства приходится на период младшего школьного возраста детей. Родители вынуждены перепроверять и пересматривать многие из своих устоявшихся взглядов.

          5. Стадия взаимозависимости приходится на подростковый возраст детей. Задачей родителей является перестроить свои властные отношения с подросшими детьми. Эти отношения могут стать соперничающими или превратиться в товарищеские.

          6. Стадия расставания приходится на время, когда выросшие дети покидают дом. Родителям приходится не только отпустить их, но и критически осмыслить то, какими родителями они были.

     П. Сорокин выделял 4 стадии:

     •         брачная пара в момент образования;

     •         семья с маленькими зависимыми детьми;

     •         семья по крайней мере с одним взрослым ребенком;

     •         стадия отделения всех детей.9

          Отечественный социолог А.И. Антонов  (1998) выделяет пять семейных событий (заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей), образующих в свою очередь 4 стадии семейного цикла10:

     •         стадия предродительства;

     •         стадия репродуктивного родительства;

     •         стадия социализированного родительства;

     •         стадия прародительства.

     Содержание  стадий следующее.

          Стадия предродительства - это период вступления в брак зачатия первенца. Супруги готовятся стать родителями и формировать семью в строгом смысле слова, ибо, по словам А.И. Антонова, «лишь рождение детей превращает брачную пару в семью».

          Стадия репродуктивного родительства это стадия, на которой появляется первый ребенок и возможно рождение второго и последующих детей — в зависимости от потребности семьи в детях. Эта стадия может быть короче или длиннее в связи с числом рождений.

          Стадия социализированного родительства - это стадия воспитания детей, которая для многих родителей может не закончиться никогда, но которую следует ограничить либо достижением совершеннолетия детьми, либо моментом отделения последнего из взрослых детей. На этой стадии возможна задержка в отделении детей, например, из-за отсутствия жилья; вариантами этой стадии могут стать «продолженная социализация», когда вступление взрослых детей в брак откладывается из-за учебы или каких-то других обстоятельств; либо «затяжная социализация», когда взрослый человек остается холостяцком, продолжая жить со своими родителями.

          Стадия прародителъства наступает с появлением первого внука, что превращает родителей-основателей в прародителей, в бабушку и дедушку, хотя это не означает прекращения стадии «социализированного родительства», если в семье еще есть несовершеннолетние дети. Стадия прародительства длится до смерти супругов.

          Подобный цикл А.И. Антонов  именует полным циклом.

          Следует отметить, что за последние  50 - 100 лет семейный цикл изменился как по временной структуре, так и по характеру составляющих его событий. Люди стали не только жить дольше, но изменился возраст, в котором они достигают тех или иных стадий семейного цикла. Так, увеличился период между уходом из дома последнего ребенка и выходом на пенсию родителей или их смертью, и продолжительность этого постродительского периода продолжает увеличиваться, длительность же «репродуктивного периода» (в терминах А.И. Антонова), напротив, сокращается в результате уменьшения количества детей в семье. А.И. Антонов, используя статистические данные среднего возраста вступления в брак и средней продолжительности жизни мужчин и женщин в России, попытался приблизительно определить длительность каждой из предложенных им стадий:

          I стадия - примерно 1,1 года;

          II стадия - 2,5 года;

          III  стадия (если считать от  момента рождения до паспортного  совершеннолетия первого ребенка) - 14,9 лет плюс 8 лет периода «продолженной социализации»;

          IV  стадия - 19,9 лет.

          В психологической литературе  критериями для деления жизненного  цикла семьи на стадии являются изменения отдельных функций семьи, структуры семьи, способов внутрисемейной коммуникации. Обычно одновременное изменение всех названных показателей происходит при рождении в семье детей, поэтому чаще всего стадии выделяются следующие:

          1)           период добрачного ухаживания;

          2)           молодая брачная пара без детей;

          3)           семья с маленькими детьми;

          4)          семья с детьми-школьниками или подростками;

          5)          отделение детей от родителей;

          6)          супружество в позднем возрасте.

          При анализе стадий развития  супружеских отношений выделяются: молодое супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелых лет.

          Молодое супружество продолжается менее пяти лет. Возраст супругов - от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, покупают мебель ипредметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителямиодного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске.

     Совместная  жизнь требует немалых затрат, в том числе психологических, поэтому их материально и «морально» поддерживают родители.

          Супружество среднего возраста длится 6—14 лет. В этот период люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже нет маленьких, дети - школьники или студенты - становятся все более самостоятельными. Жена помимо обязанностей по дому может значительно больше времени отдавать профессиональной деятельности.

          Супружество зрелого возраста наступает после 15 и длится до 25 лет. В семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или привыкают жить с их семьями и воспитывать внуков.

          Для супружества пожилого возраста характерно снижение производительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какими они сложились в течение долгой совместной жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. Сужение социальных контактов иногда усиливает давление на взрослых детей, особенно при совместном их проживании, что может служить причиной возникновения конфликтов.

 

     

     2.2. Проблемы моделирования  жизненного цикла 

     Мы  все стремимся сделать нашу жизнь более комфортной, счастливой, успешной и часто прибегаем к моделированию. Создаем интерьер своего дома, "тюнинг" автомобиля и т.д. И в то же время мы зачастую даже не пытаемся смоделировать то, что является одной из важнейших частей нашего жизненного пути – нашу Семью. Мы принимаем ее как данность, с которой надо либо смириться, либо воевать, а ведь ни первый, ни второй вариант не обеспечит семейную гармонию.

     Под моделированием жизненного цикла семьи  понимаем, прежде всего, процесс построения семейных отношений, планирования развития семьи, преодоления кризисов этого развития.

     При прохождении от стадии к стадии семья переживает закономерные

  кризисы развития, подобно тем, которые в своем становлении испытывают организм, личность и социальные группы.

          Наличие проблем у членов семьи  может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются стадия, когда появляется первый ребенок, и стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

          Неожиданные и особенно травматические  переживания, такие как безработица,  ранняя смерть или рождение  позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Ситуативные изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные».

     Нормальные  изменения в семье - это такие  трансформации, которые семья может  ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.

          По мнению Д. Леви (1993), существуют  следующие типы ситуативных изменений в семье:

          1. «выбывание» (утрата членов  семьи по различным причинам);

          2. «прирост» (пополнение состава  семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);

          3. изменения под влиянием социальных  событий (экономическая депрессия, землетрясение и т. п.);

          4. биологические  изменения (половая  зрелость, климактерический период и т. д.);

          5. изменение стиля жизни (уединение,  переезд, безработица и т.д.);

          6. «насилие» (кража, изнасилование,  избиение и т. д.).

          В отличие от ситуативных, стрессы,  связанные с кризисами развития, в литературе определяются как «нормативные»

Информация о работе Жизненный цикл семьи: понятие и проблемы моделирования