Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:40, реферат
Вопросы о том, какие ценности, жизненные установки выражают идеалы молодёжи, что значить «жить хорошо» всегда вызывали и вызывают сегодня интерес, как исследователей, так и молодых людей. Эти объекты общественного внимания в разные исторические периоды наполняются своим конкретным содержанием, так как на каждом этапе развития общества и формирования молодого поколения содержание понятий «жизненные стратегии», установки, ценности изменяется под воздействием общества, уровня жизни населения и господствующих в массовом сознании этических, правовых и социальных норм поведения. Неоднозначность подходов к анализу жизненных стратегий молодежи обусловливается, с одной стороны, различными дисциплинарными исследованиями, с другой – трансформацией жизненных стратегий молодежи в связи с реформированием современного российского общества.
Введение 3
1 Жизненные установки молодежи 4
2 Основные ценностные ориентации студенческой молодежи 7
Заключение 12
Список литературы 13
Не верно было бы оставить
без внимания некоторые особенности
формирования ценностных ориентаций студенчества
с учетом специфики сегодняшнего
дня. Стоит отметить, что представление
о будущем студентов во многом
основано на отношении к материальному
богатству и способам его добывания.
Денежный достаток воспринимается студентами
как условие большей свободы
выбора, удовлетворения разнообразных
потребностей, социального престижа
и власти. У молодых людей часто
отсутствует возможность
Доминировавшие ранее
традиционные нравственные ценности вытесняются
новыми западными тенденциями, направленными
на развитие индивидуализма, культуру
«общества потребления». Данный процесс
обусловлен вступлением России в
постсоветский этап развития, который
характеризуется коренными
Смена идеологии и системы
ценностей влечёт за собой отсутствие
чётких правовых и моральных критериев
социального поведения
Изучая проблему наиболее общих ценностей, выступающих у студентов в качестве жизненно важных целей, Л. Б. Юшкова выявила, что такими целями-ценностями являются (в порядке понижения их субъективной значимости по рангам): любовь и семья, хорошие и верные друзья, интересная работа, мирная обстановка в стране, здоровье, социальная активность, познание и возможность творчества.
По результатам исследований О.В. Гавриловой, наименее значимыми терминальными ценностями студенты государственных вузов назвали «власть над людьми», «руководящую работу», «равенство, справедливость для всех», «творчество», «конкурентоспособность». Хотелось бы заметить, что в число наиболее значимых ценностей не вошли «познания» и «продуктивность». Но вошли такие, как «деньги», «признание, уважение». Это свидетельствует об изменении ценностей у молодежи, характеризует предпочтительный образ жизни, связанный со свободой, самостоятельностью, признанием и деньгами. Ценность познания, творчества снижается, ее место все больше занимает образованность как средство достижения успеха.
В исследованиях, проведенных О.В. Гавриловой, современные студенты в средствах для достижения целей предпочтение отдают «образованности», «умению довести любое дело до успешного конца», «общению с людьми, близкими по духу» и «твердой воле». [2].
Данный факт подтверждает вывод о том, что ценностные ориентации являются стабильным и глубинным образованием, хотя нельзя не отметить несколько различий в структурах ценностей по этапам обучения.
Причины различных уровней
ценностно-мотивационной
Например, для студентов
I курса отмечено преобладание мотивов
собственного благополучия, стремления
к личному первенству, престижу.
Одной из основных целей и стремлений
студентов I курса является установление
прочных отношений с
Для данного периода характерна
высокая потребность в
У студентов, заканчивающих вуз, такие ценности, как «признание, уважение», «удовольствия», «широкий круг общения», которые можно отнести к социальным отношениям, снижают свою значимость, а такие ценности, как «познание», «самостоятельность», «продуктивность», относимые к личностно значимым, наоборот, становятся более важными.
Таким образом, на основе проведенного
анализа ценностей мы можем построить
обобщенный портрет современного студента:
уверенный в себе, стремящийся
к работе, отвечающей его интересам,
успешный, заботящийся о своем
развитии и самосовершенствовании;
считающий
При этом во время процесса обучения ценностные ориентиры у студентов меняются, в том числе, связанные с их будущей профессией. В этой связи роль государства, вуза и общества в целом, при формировании полноценного гражданина, умеющего самостоятельно принимать грамотные решения, усиливается
Заключение
Молодежь, как особая социально-демографическая группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку именно она является чутким индикатором изменений, которые происходят, и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность мероприятий, которые разрабатываются в области образования, в сфере работы и занятости. Не поняв общества, в котором живет молодежь, не понять самой молодежи и ее специфических проблем.
Рассмотрев данную тему в
реферате можно отметить, что молодежь
за последние все более
Появилось стремление к достижению высоких целей, например престижная работа, хорошее образование.
Но наряду с целями в плане материальных благ, также сегодняшняя молодежь не забывает о духовно – нравственном мире, то есть большая часть молодежи приемлет общепринятые нормы поведения и морали в обществе.
Если выделить студентов как отдельную группу молодежи, сдесь тоже можно сказать несколько слов.
На данный момент почти каждый студент стемится получить определенный статус в обществе, стремление к достижению ощутимых и конкретных результатов, а вследствие этого появляется конкуренция, что и на мой взгляд является «двигателем развития общества».
В общем на мой взгляд и опираясь на факты, приведенные в реферате я считаю, что на сегодняшний день у большинства молодежи есть четко установленные планы на жизнь, к осуществлению которых они идут. А если у страны есть целеустремленная молодежь, то у этой страны есть будующее.
Список литературы
1. Волков Ю. Г., Епифанцев С. Н., Гулиев М. А.. Социология: Учебное пособие. - Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2007. - 288 с. (Серия «Учебный курс»)
2. Гаврилова О.В. Взаимосвязь
удовлетворенности и мотивации
учебной деятельности
3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. - М.: ЦСПиМ, 2010. - 592 с.
4. Манько Ю. В., Оганян К. М. Социология молодежи: учебное пособие. - СПб.: ИД «Петрополис», 2008. - 316 с.
5. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.
6. Основные ценностные и профессиональные ориентации студенческой молодежи. Э. И. Рау.- Барнаул: ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова».- 2010.
Информация о работе Жизненные установки молодежи и пути их реализации