Жизненные установки молодежи и пути их реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:40, реферат

Описание работы

Вопросы о том, какие ценности, жизненные установки выражают идеалы молодёжи, что значить «жить хорошо» всегда вызывали и вызывают сегодня интерес, как исследователей, так и молодых людей. Эти объекты общественного внимания в разные исторические периоды наполняются своим конкретным содержанием, так как на каждом этапе развития общества и формирования молодого поколения содержание понятий «жизненные стратегии», установки, ценности изменяется под воздействием общества, уровня жизни населения и господствующих в массовом сознании этических, правовых и социальных норм поведения. Неоднозначность подходов к анализу жизненных стратегий молодежи обусловливается, с одной стороны, различными дисциплинарными исследованиями, с другой – трансформацией жизненных стратегий молодежи в связи с реформированием современного российского общества.

Содержание

Введение 3
1 Жизненные установки молодежи 4
2 Основные ценностные ориентации студенческой молодежи 7
Заключение 12
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 645.32 Кб (Скачать)

Не верно было бы оставить без внимания некоторые особенности  формирования ценностных ориентаций студенчества с учетом специфики сегодняшнего дня. Стоит отметить, что представление  о будущем студентов во многом основано на отношении к материальному  богатству и способам его добывания. Денежный достаток воспринимается студентами как условие большей свободы  выбора, удовлетворения разнообразных  потребностей, социального престижа и власти. У молодых людей часто  отсутствует возможность посвятить  себя любимому делу, поскольку им приходится выбирать такую профессию, которая  пользуется спросом на рынке труда  и способна обеспечить средствами к  существованию. В итоге образ  гармонично развитой личности на фоне потребительских и материальных установок размывается, а ведь именно ценностные ориентации являются системообразующим компонентом духовной целостности любого человека.

Доминировавшие ранее  традиционные нравственные ценности вытесняются  новыми западными тенденциями, направленными  на развитие индивидуализма, культуру «общества потребления». Данный процесс  обусловлен вступлением России в  постсоветский этап развития, который  характеризуется коренными переменами в различных областях деятельности.

Смена идеологии и системы  ценностей влечёт за собой отсутствие чётких правовых и моральных критериев  социального поведения молодёжи. В частности, такие качества, как  трудолюбие, энергичность, честность  и порядочность в представлении  многих студентов не способствуют продвижению  по социальной лестнице. Успех и  карьера связаны с игнорированием и нарушением моральных требований и норм. На первый план выходит хитрость, изворотливость и беспринципность [10].

Изучая проблему наиболее общих ценностей, выступающих у  студентов в качестве жизненно важных целей, Л. Б. Юшкова выявила, что такими целями-ценностями являются (в порядке  понижения их субъективной значимости по рангам): любовь и семья, хорошие  и верные друзья, интересная работа, мирная обстановка в стране, здоровье, социальная активность, познание и  возможность творчества.

По результатам исследований О.В. Гавриловой, наименее значимыми  терминальными ценностями студенты государственных вузов назвали «власть над людьми», «руководящую работу», «равенство, справедливость для всех», «творчество», «конкурентоспособность». Хотелось бы заметить, что в число наиболее значимых ценностей не вошли «познания» и «продуктивность». Но вошли такие, как «деньги», «признание, уважение». Это свидетельствует об изменении ценностей у молодежи, характеризует предпочтительный образ жизни, связанный со свободой, самостоятельностью, признанием и деньгами. Ценность познания, творчества снижается, ее место все больше занимает образованность как средство достижения успеха.

В исследованиях, проведенных  О.В. Гавриловой, современные студенты в средствах для достижения целей  предпочтение отдают «образованности», «умению довести любое дело до успешного конца», «общению с людьми, близкими по духу» и «твердой воле». [2].

Данный факт подтверждает вывод о том, что ценностные ориентации являются стабильным и глубинным  образованием, хотя нельзя не отметить несколько различий в структурах ценностей по этапам обучения.

Причины различных уровней  ценностно-мотивационной ориентации коренятся не только в психологии отдельных людей, но и в общих  особенностях общественного устройства. Также наблюдаются различия в  ценностно-мотивационной ориентации студентов разных курсов.

Например, для студентов I курса отмечено преобладание мотивов  собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Одной из основных целей и стремлений студентов I курса является установление прочных отношений с окружающими  в системе отношений, включающей в себя отношения с преподавателями, однокурсниками, друзьями, отношения  в семье. Материальное благосостояние оказывается основанием для развития у студентов чувства собственной  значимости и положительного отношения  к себе. Заинтересованность студентов  в высоком уровне материального  благосостояния объясняется высокими потребностями этого возраста и  их низкой социальной защищенностью.

Для данного периода характерна высокая потребность в достижениях, то есть стремление к достижению ощутимых и конкретных результатов в любом  виде деятельности. Эта потребность  объясняется самим характером учебной  деятельности студентов. Большое количество студентов имеют высокую потребность  в достижениях (до 60%), в сохранении собственной индивидуальности (от 60 до 79%), что свидетельствует об их стремлении к независимости и  желании сохранить неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений.

У студентов, заканчивающих  вуз, такие ценности, как «признание, уважение», «удовольствия», «широкий круг общения», которые можно отнести  к социальным отношениям, снижают  свою значимость, а такие ценности, как «познание», «самостоятельность», «продуктивность», относимые к личностно  значимым, наоборот, становятся более  важными.

Таким образом, на основе проведенного анализа ценностей мы можем построить  обобщенный портрет современного студента: уверенный в себе, стремящийся  к работе, отвечающей его интересам, успешный, заботящийся о своем  развитии и самосовершенствовании; считающий конкурентоспособность, творчество и познание средствами для  достижения более значимых целей; основными  средствами для достижения успеха в  жизни и уверенности в себе признающий образованность, эффективность  и настойчивость; ценящий свободу, самостоятельность и независимость, осознающий необходимость твердой  воли, доброго отношения с другими  людьми и отрицающий авторитаризм.

При этом во время процесса обучения ценностные ориентиры у  студентов меняются, в том числе, связанные с их будущей профессией. В этой связи роль государства, вуза и общества в целом, при формировании полноценного гражданина, умеющего самостоятельно принимать грамотные решения, усиливается

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Молодежь, как особая социально-демографическая  группа постоянно находится в  фокусе исследований социологов, поскольку  именно она является чутким индикатором  изменений, которые происходят, и  определяет в целом потенциал  развития общества. От того, насколько  изучен мир ценностей современной  молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность  мероприятий, которые разрабатываются  в области образования, в сфере  работы и занятости. Не поняв общества, в котором живет молодежь, не понять самой молодежи и ее специфических  проблем.

Рассмотрев данную тему в  реферате можно отметить, что молодежь за последние все более оптимистично относится к экономическому положению и вообще жизни в стране.

Появилось стремление к достижению высоких целей, например престижная работа, хорошее образование.

Но наряду с целями в  плане материальных благ, также сегодняшняя  молодежь  не забывает о духовно  – нравственном мире, то есть большая  часть молодежи приемлет общепринятые нормы поведения и морали в  обществе.

Если выделить студентов  как отдельную группу молодежи, сдесь  тоже можно сказать несколько  слов.

На данный момент почти  каждый студент стемится получить определенный статус в обществе, стремление к достижению ощутимых и конкретных результатов, а вследствие этого появляется конкуренция, что и на мой взгляд является «двигателем развития общества».

В общем на мой взгляд и опираясь на факты, приведенные  в реферате я считаю, что на сегодняшний  день у большинства молодежи есть четко установленные планы на жизнь, к осуществлению которых  они идут. А если у страны есть целеустремленная молодежь, то у этой страны есть будующее.

 

 

Список литературы

 

1. Волков Ю. Г., Епифанцев  С. Н., Гулиев М. А.. Социология: Учебное пособие. - Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2007. - 288 с. (Серия «Учебный курс»)

2. Гаврилова О.В. Взаимосвязь  удовлетворенности и мотивации  учебной деятельности студентов  в системе многоуровнего образования:  Дисс. ... канд. психол. наук. - Казань, 2000.

3. Горшков М.К., Шереги  Ф.Э. Молодежь России: социологический  портрет. - М.: ЦСПиМ, 2010. - 592 с.

4. Манько Ю. В., Оганян  К. М. Социология молодежи: учебное пособие. - СПб.: ИД «Петрополис», 2008. - 316 с.

5. Новейший философский  словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.

6. Основные ценностные  и профессиональные ориентации  студенческой молодежи. Э. И. Рау.- Барнаул: ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова».- 2010.


Информация о работе Жизненные установки молодежи и пути их реализации