Жизненные установки молодежи и пути их реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:40, реферат

Описание работы

Вопросы о том, какие ценности, жизненные установки выражают идеалы молодёжи, что значить «жить хорошо» всегда вызывали и вызывают сегодня интерес, как исследователей, так и молодых людей. Эти объекты общественного внимания в разные исторические периоды наполняются своим конкретным содержанием, так как на каждом этапе развития общества и формирования молодого поколения содержание понятий «жизненные стратегии», установки, ценности изменяется под воздействием общества, уровня жизни населения и господствующих в массовом сознании этических, правовых и социальных норм поведения. Неоднозначность подходов к анализу жизненных стратегий молодежи обусловливается, с одной стороны, различными дисциплинарными исследованиями, с другой – трансформацией жизненных стратегий молодежи в связи с реформированием современного российского общества.

Содержание

Введение 3
1 Жизненные установки молодежи 4
2 Основные ценностные ориентации студенческой молодежи 7
Заключение 12
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 645.32 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  – УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Социалогия  молодежи»

на тему: «Жизненные установки молодежи и пути их реализации»

 

 

Студент        Е. В. Хряпинский

Группа        41-ИД

Руководитель       А. А. Пушков

Оценка работы       _____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орел, 2012

Содержание

Введение 3

1 Жизненные установки молодежи 4

2 Основные ценностные ориентации студенческой молодежи 7

Заключение 12

Список литературы 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вопросы о том, какие ценности, жизненные установки выражают идеалы молодёжи, что значить «жить хорошо»  всегда вызывали и вызывают сегодня  интерес, как исследователей, так  и молодых людей. Эти объекты  общественного внимания в разные исторические периоды наполняются  своим конкретным содержанием, так  как на каждом этапе развития общества и формирования молодого поколения  содержание понятий «жизненные стратегии», установки, ценности изменяется под  воздействием общества, уровня жизни  населения и господствующих в  массовом сознании этических, правовых и социальных норм поведения.

Неоднозначность подходов к  анализу жизненных стратегий  молодежи обусловливается, с одной  стороны, различными дисциплинарными  исследованиями, с другой – трансформацией жизненных стратегий молодежи в  связи с реформированием современного российского общества.

Вместе с тем следует  заметить, что в последнее десятилетие  появился ряд работ, представляющий научный интерес, где проблемы молодёжи рассматриваются исходя из основных выполняемых молодёжью функций: учёбы, работы, семьи и др.

Вопросы самоопределения  молодежи представлены работами известных  учёных социологов, демографов, философов. Следует выделить особо, на наш взгляд, исследования В. Н. Шубкина, В. И. Переведенцева, М. Х. Титмы, А. А. Матулениса, Н. С. Слепцова, Г. А. Чередниченко и др.

В зарубежной литературе чаще всего поднимаются вопросы о  социализации молодежи, особенностях ее интеграции в общество, технологии поддержки в разных жизненных  ситуациях (Ш. Рамон, М. Пейн, Б. Мэнди, Д. Брэндон, К. Хурелман и др.).

В отечественной литературе выделяются, прежде всего, работы, в  которых рассматриваются: вопросы  методологии изучения молодежи (В.Н. Боряз, И.С. Кон, Ф.И. Минюшева, Н.А. Чистякова, Ф.Р. Филиппов и др.); основные характеристики молодежи (социальные, психофизиологические), проблемы ее внутренней дифференциации (С.В. Алещенок, П.И. Бабочкин, И.В. Бестужев–Лада, И.С. Болотин, Г.С. Ентелис, Ю.А. Зубок, С.Н. Иконникова, И.С.Кон, В.Т. Лисовский, С.Г. Спасибенко, В.Т. Шапко и др.); социальные проблемы молодежи, обусловленные переходом к рыночным отношениям, и организация социальной защиты различных категорий молодежи (В.А. Богданов, Т.Ф. Горбей, Б.Ф. Кваша, В.Т. Лисовский, В.П. Мощняга. Т.В. Пелевин, Н.Э. Петрова, А.В. Ромашов, П. Савченко, М. Федоров и др.); профессиональное самоопределение молодежи (А.И. Бардакова, А.Н. Буров, Е.А. Климов Е.И. Конаныхина, Н.И. Корниец В.Я. Рушанин, В.П. Щербакова и др.);

Таким образом, как в зарубежной, так и в отечественной литературе осуществляется анализ различных аспектов проблем молодежи. Можно заметить, что в современной литературе нет однозначного определения понятия  «стратегии», так как разные авторы делают упор на каких-то отдельных аспектах.

Так Ожегов С. И. определяет стратегию как искусство планирования, основанное на правильных и далеко идущих прогнозах. Аверян Ю.И. рассматривает  стратегию через систему решений  и намеченных направлений деятельности, последовательная реализация которых  призвана достичь более или менее  удовлетворительным образом основных целей, которые ставятся личностью  на определённый срок.

Муздыбаев К. рассматривает  жизненные стратегии современной  молодёжи в широком и узком  смысле: в более широком смысле понятие «жизненная стратегия» используется для того, чтобы обозначить широкий круг личностных диспозиций и поведенческих установок; в узком смысле под «жизненными стратегиями» понимают определённую линию поведения или определённые правила, управляющие поведением молодого человека

В большом социологическом  словаре стратегии определяются как способы, избираемые для самоопределения  личности, по средствам создания прогнозов. В рамках исследовательской работы под жизненными стратегиями понимаем жизненные планы молодёжи на близкую и дальнюю перспективу развития личности, а также средства их реализации.

Жизненные стратегии молодежи – это способность молодых  людей прогнозировать свою жизнь, способность к ее самостоятельному осмыслению и регулированию.

Исходя из этого, можно  выделить два типа жизненных стратегий  молодых людей:

· стратегия выживания ориентирована на пассивное отношение молодежи к жизни. Для нее характерно отсутствие стремления к изменению существующей ситуации, неспособность самостоятельно решать свои проблемы.

· стратегия развития ориентирована на самостоятельное решение возникающих жизненных проблем. Для нее характерна опора на собственные силы, творческое использование интеллектуального, культурного, образовательного потенциала, ориентация на самообеспечение, саморазвитие.

Таким образом, на основе выше обозначенных подходов необходимо отметить, что каждый из отмеченных направлений имеет весьма существенное значение для анализа жизненных стратегий молодёжи, её деятельности, поведения в конкретных условиях, образа жизни в целом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Жизненные установки молодежи

 

Вопросы ценностной ориентации молодежи всегда были и останутся  актуальными. От ценностных ориентиров молодежи зависит очень многое, прежде всего, их решения о выборе будущей  профессии, будущей работы, о вступлении в самостоятельную сознательную жизнь и как следствие адаптация  молодого человека или девушки в  обществе взрослых.

Ценностные ориентации - это результат процесса социализации молодежи, в ходе которого нормы жизни общества интерьеризуются в ценности личности, если она эти нормы не отвергает.

Современное российское общество находится в состоянии активной трансформации, начатой в период перестройки (середина 1980-х – начало 1990-х годов), но не завершившейся  и спустя два десятилетия с  этого времени. В разной степени, но во всех случаях радикально трансформация  затронула экономическую, политическую, социальную, духовную сферы, условия  жизни людей.

Несмотря на то, что большая  часть молодежи включена в общественное разделение труда косвенно, посредством  обучения в профессиональных образовательных учреждениях, экономические проблемы затрагивают ее в такой же степени отрицательно, как и общество в целом. Об этом свидетельствует сравнение настроения молодежи в кризисном 1997 году с ее настроением в экономически наиболее благоприятном 2007 году рисунок 1.

Обращает на себя внимание значительный рост доли оптимистично настроенной молодежи по мере улучшения экономического положения в стране. Повышенный оптимизм  молодежи в 2007г. вызван и тем, что ее становление происходило в совершенно иных социальных условиях, чем становление поколения 1990-х годов, когда страна находилась в условиях глубокого социально-экономического кризиса и политической нестабильности.

 

 

 

Рисунок 1 – Ответ  опрошенной молодежи на вопрос: «Нравится ли сегодняшняя жизнь в России?», %

По мнению большинства  и людей старшего возраста, и молодых людей, для современной молодежи в целом характерен «моральный релятивизм» и даже цинизм, равнодушие к идеалам. Эту точку зрения разделяют 64% молодежи и 70% - представителей старшего поколения. Причина этого, как считают молодые, кроется прежде всего в том, что многие унаследованные от прошлого моральные ценности приобретают зачастую характер анахронизмов, разделять которые означает обречь себя на неуспех. Так, 46% представителей молодежи убеждены, что сегодня мы живем уже совсем в другом мире, отличном от того, что было раньше, и многие традиционные моральные нормы устарели.

Рассмотрим основные ценностные ориентации современной  молодежи.

Образование как  основа интеллектуального и профессионального становления стала ценностью для молодежи еще в советский период, поэтому стремление получить хорошее образование одинаково актуально для нее и в кризисный, и в послекризисный периоды рисунок 2.

 

Рисунок 2 – Ориентация молодежи на получение хорошего образования, %

Наряду с хорошим образованием, ориентация молодежи на хорошую (престижную) работу также занимает одно из главных  мест в ее жизненных планах, независимо от экономической ситуации в стране рисунок 3. Это естественно, так как для подавляющего большинства молодежи труд есть и форма самовыражения, и источник средств существования.

 

Рисунок – 3. Ориентация молодежи на получение престижной работы, %

Современные жизненные реалии достаточно суровы и подвергают нравственность россиян серьезным испытаниям на прочность. Большинство молодых (55%) вынуждены признать, что их успех в жизни во многом зависит от умения вовремя закрыть глаза на собственные принципы и согласиться с тезисом, что «современный мир жесток, и чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать моральные принципы и нормы».

В целом российская молодежь демонстрирует достаточно высокий морально-нравственный уровень. В отношении большинства поступков и явлений, которые принято считать аморальными или, по меньшей мере, неэтичными, более половины молодых людей высказываются резко негативно. Среди безусловных табу - заброшенность и беспризорность детей, жестокое обращение с животными, употребление наркотиков, измена Родине.

 

2 Основные ценностные ориентации студенческой молодежи

 

Исследуя вопросы ценностной ориентации студенческой молодежи, следует  для начала выявить, что представляет основу ценностей для этой группы. Ценностные ориентации, являясь отражением представлений индивида о ближних  и дальних целях, характеризуют  субъектно-объективные отношения  к окружающей среде, совершаемой  или планируемой деятельности, складываются под влиянием определенного образа жизни, характерного для студенчества как особой социальной группы.

Ценностные ориентиры  студентов во многом формируются  благодаря духовно-нравственному  потенциалу ВУЗа, который способствует профессиональному становлению  молодых людей, развитию у них  познавательного интереса, а также  утверждению жизненных позиций.

Основное содержание ценностных ориентаций личности студентов заключается:

1) в собственном престиже, то есть завоевании своего  признания в обществе путем  следования определенным социальным  требованиям;

2) в высоком материальном  положении, то есть обращении  к факторам материального благополучия  как главному смыслу существования;

3) в креативности, то есть  реализации своих творческих  возможностей, стремлении изменять  окружающую действительность;

4) в активных социальных  контактах, то есть установлении  благоприятных отношений в различных  сферах социального взаимодействия, расширении своих межличностных  связей, реализации своей социальной  роли;

5) в развитии себя, то  есть познании своих индивидуальных  особенностей, постоянном развитии  своих способностей и других  личностных характеристик;

6) в достижении, то есть  постановке и решении определенных  жизненных задач как главных  жизненных факторов;

7) в духовном удовлетворении, то есть руководстве морально-нравственными  принципами, преобладании духовных  потребностей над материальными;

8) в сохранении собственной  индивидуальности, то есть преобладании  собственных мнений, взглядов, убеждений  над общепринятыми, защите своей  неповторимости и независимости;

9) в степени значимости  для индивида той или иной  жизненной сферы, в рамках которой  он пытается себя реализовать.  Это сфера профессиональной жизни,  сфера обучения и образования,  сфера семейной жизни, сфера  общественной жизни и сфера  увлечений.

Ценностные ориентации современных  студентов представляют собой взаимосвязанную  систему ценностей, влияющих друг на друга. В их число вошли «признание, уважение», «руководящая работа», «успех»  и «широкий круг общения». Это подтверждается исследованиями ряда авторов (Р. Х. Шакуров, О. А. Аникеенок, И. М. Городецкая, М. Г. Рогов  и др.).

Выбор данных ценностей в  качестве главнейших для студентов  вполне очевиден, он вытекает из специфики  их основной деятельности и образа жизни. Современный студент стремится  достичь уверенности в себе, приобрести свободу действий.

Информация о работе Жизненные установки молодежи и пути их реализации