Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:23, реферат
Габриэль Тард родился в небольшом городке Сарла на юге Франции (неподалеку от Бордо) в семье юристов: мать принадлежала к семье адвокатов, а отец работал судьей в родном городе мальчика. Первоначальное образование Тард приобрел в местной иезуитской школе, получив при ее окончании в 1860 степень бакалавра искусств. В дальнейшем он планировал продолжить образование на стезе политехнических наук, но из-за проблем со здоровьем был вынужден остановиться на изучении права в родном Сарла. Начав изучать юриспруденцию в своем провинциальном городке, он закончил свое юридическое образование уже в Париже в 1866.
Решение, которое Тард дает этому парадоксу, поистине слабое, считает Московичи. Единственный способ выйти из его порочного круга – Кто эти исключительные личности? Откуда их всемогущество? – заключается в отказе от самого парадокса, но суть этого решения значит гораздо меньше, чем три следствия, к которым оно ведет:
- центр психологии толп
- имитирование – которое
- Тард превращает коммуникацию
в разновидность внушения и
сближает деятельность
Тард говорит о том, что в форме толпы или корпорации всякая настоящая ассоциация в одном отношении всегда сохраняет одинаковый характер: ее всегда в большей или меньшей степени создает и ведет вождь, явный или скрытый; он довольно часто скрыт от нас, когда дело идет о толпах; он всегда заметен и бросается в глаза, когда мы имеем дело с корпорациями. " С момента, когда масса людей начинает трепетать общим трепетом, одушевляется и идет к общей цели, можно утверждать, что какой-нибудь вдохновитель или вожак, или группа таких вдохновителей, вожаков, среди которых один является активным ферментом, вдохнули в эту толпу свою душу, вдруг ставшую грандиозной, искаженной, чудовищной; и сам вдохновитель нередко первый бывает поражен и охвачен ужасом" .
Таким образом, везде, явное или скрытое, царит "различие между вожаком и ведомыми", различие, столь важное в вопросе об ответственности. Это не значит, что воля всех исчезла перед волей одного, эта последняя, - она впрочем, тоже внушена, она – эхо внешних и внутренних голосов, по отношению к которым она служит только сгущенным и первым выражением, - для того, чтоб импонировать другим, должна делать им уступки и льстить им для того, чтобы вести их.
Впрочем, утверждает Тард, мысль эту следует понимать различно, смотря по тому, идет ли дело о собраниях, образовавшихся самопроизвольно, или об организованных собраниях. В последнем случае, одна воля, чтобы занять господствующее положение, должна, при своем появлении, согласоваться, до известной степени, со склонностями и традициями тех, чья воля подчиняется. Но, раз появившись, эта воля одного выполняется тем вернее, чем искуснее организация данной корпорации. Когда же дело касается толпы повелевающей, воле нет необходимости согласоваться с традициями, которые не существуют. Она даже может заставить себе повиноваться, хотя бы между нею и склонностями большинства было только слабое согласие; но, сообразуясь или нет, она всегда выполняется плохо и искажается, в то время как оказывает давление.
Так демократическая эмансипация
стремиться всем открыть доступ к
интересующему нас
Тард говорит, что не бывает толпы без вожака. " Случается также часто, что толпа, приведенная в движение кучкой воспламененных людей, образующих ядро, обгоняет их и всасывает в себя, и, ставши безголовой, не имеет, как может показаться, вожака; но в действительности она не имеет его в том смысле, в каком тесто, поднявшись, не имеет больше дрожжей" .
Тард особо обращает наше внимание на такое существенное замечание: " роль этих вожаков тем значительнее и заметнее, чем с большим единодушием, последовательностью и разумом действует толпа, чем более приближается она к нравственной личности" .
Итак, мы видим, что, несмотря на важное значение, которое имеет характер ее членов, ассоциация, в конце концов, будет хотеть того, чего захочет ее глава. И первостепенное значение имеет характер этого последнего; несколько менее справедливо это может быть по отношению к толпе. Но, если здесь неудачный выбор вождя может не произвести таких гибельных последствий, как в корпоративной ассоциации, зато здесь меньше шансов, что этот выбор будет удачный. Толпы готовы ухватиться за хорошего говоруна, за первого встречного неизвестного им. Но корпорации подвергали его сперва продолжительному испытанию или, если брали своего главу вполне готовым, как например армия, то он выходил из рук разумной и хорошо осведомленной власти.
Таким образом, мы видим, что Лебон
и Тард едины только в проблематике,
которую исследовали, но не в подходах.
Тард верит в интеллектуальный прогресс,
считает, что будущий XX век будет
не веком толп, а веком космополитичной
публики – людей, опосредованно
соединенных средствами массовой коммуникации.
В толпе – большой группе людей,
взаимодействующих
2.4. Теория подражания.
Тремя основными типами социальных
процессов Тард считал повторение (подражание),
противоположение (оппозицию), приспособление
(адаптацию). Соответственно основными
социальными законами он называл
законы подражания, приспособления, оппозиции.
Но все же, в качестве самого главного
социального процесса (и соответствующих
ему законов) Тард рассматривал подражание
(законы подражания), которое он характеризовал
как своего рода гипнотизм. Теорию подражания
он распространял на все сферы
межличностных и групповых
Подражание рассматривалось
Французский социолог настаивал на
том, что все главнейшие акты человеческой
и общественной жизни совершаются
как следствие примера (подражания).
В этом смысле все многообразие социальных
взаимодействий имеет в своей
основе отношение "учитель — ученик".
Под влиянием психологии подражания
Тарда его последователи-
Тард рассматривал подражание в тесной связи с взаимовлиянием людей друг на друга. Теория подражания выходит за рамки отдельно взятого индивида и обращается к анализу процесса межличностного взаимодействия. Общество, по мнению исследователя, это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений и т.д.
2.5. Юридическая психология
В 1886 г. Тард представил на суд читателей свою первую книгу — "Сравнительную преступность". Автор проанализировал статистические данные о преступности во Франции за полувековой период. Этот анализ позволил ему установить ряд закономерностей изменения преступности во времени и пространстве. В своей первой книге Тард отдал дань популярной в то время концепции Ломброзо. Отрицая отдельные детали этой теории, он согласен с принципиальными выводами о существовании преступного типа и наличии его специфических антропологических признаков: "Достоверно то, что у злодеев лоб покатый и в складках, бровные своды выдаются вперед, глазные впадины очень велики, как у хищных птиц, выдающиеся челюсти очень сильны, а уши расставлены в виде ручек; очень ясный и частый недостаток черепной и лицевой симметрии". В книге "Сравнительная преступность" приведены весьма интересные факты криминальной экстрасенсорики: Тард описывает преступления, совершенные под влиянием гипнотического воздействия, и пытается разработать подходы к решению вопроса об ответственности таких лиц.
В 1890 г. в Париже в серии
"Библиотека криминологии" вышла
в свет очередная книга Тарда
— "Философия наказания". Эта
объемная монография является основным
криминологическим трудом французского
ученого. В данной книге автор
предпринял попытку разработать
философско-психологические
Идею о профессиональном
типе преступника Тард высказывал и
раньше. "Всякая крупная социальная
или антисоциальная профессия притягивает
к себе всех тех, кто обладает к
ней известным
В понятии преступления Тард особо подчеркивал два психо- социологических критерия — беспокойство и негодование. Все преступления можно по этому критерию классифицировать на три группы:
— вызывающие больше беспокойства, чем негодования;
— вызывающие больше негодования, чем беспокойства;
— вызывающие столько же беспокойства, сколько негодования.
Тард отмечал, что физические
факторы не должны составлять отдельной
группы, так как они действуют
на преступность, превращаясь либо
в антропологические, либо в социальные
факторы. Климат или время года сами
по себе не могут увеличить или
уменьшить размеры
По мнению Тарда, антропологические и физические факторы оказывают лишь импульсивное влияние и толкают к неопределенным формам деятельности, между тем как социальные факторы направляют эту деятельность. Тард сравнивал преступность с тенью, отбрасываемой обществом.
Он считал, что всякому
поведению, включая и преступное,
обучаются. В отличие от биологического
подхода Ломброзо к объяснению преступности
Тард предлагал понятия «подражание»
и «обучение». Преступников он называл
своего рода «социальным экскрементом».
Он полагал, что юридические диспозиции
должны строиться скорее на психологической
основе, чем на посылке о равных
наказаниях за одинаковые преступления,
которую он считал несправедливой и
упрощенческой. Функция суда, по его
мнению, должна сводиться к установлению
виновности или невиновности обвиняемого,
а степень его ответственности
должна определять специальная врачебнаякомиссия.
Задачи и цели наказания, по Тарду, эволюционируют.
Первоначальная цель наказания - очищение
общества: грех должен быть смыть. Затем
выдвигается момент устрашения. Современные
карательные меры должны иметь целью исправление.
Наряду с полной вменяемостью и полной
безответственностью, Тард допускает
вменяемость частичную или ослабленную.
Возражая против учения Гарофало о так
называемых естественных преступниках,
Тард утверждает, что во многих случаях
в человеке исчезают чувства альтруистические
и до крайности развивается эгоизм не
до, а после совершения преступления, так
что не отсутствие альтруизма порождает
преступление, а наоборот. Момент предумышления
в его глазах не имеет того значения, которое
за ним удерживается классической доктриной.
Покушение на преступление должно влечь
то же наказание, как и оконченное деяние,
ибо преступник подвергается наказанию
не за вред; им причиненный, а в виду той
опасности, которую создают для общества
проявленные им антисоциальные свойства.
Учение о соучастии, как об особой форме
виновности, обусловливающее особый порядок
назначения наказания за общее дело, могло,
по мнению Тарда, иметь место лишь тогда,
когда судили не живых людей, а отвлеченное
дело; теперь вина каждого из соучастников
должна быть исследуема самостоятельно
и каждый должен быть наказываем только
за то, что он сам сделал. В области процесса
Т. выступает, вслед за итальянскими позитивистами,
энергичным противником суда присяжных,
за его слабость и безграничную снисходительность,
Функции суда, по его учению, должны быть
переданы специалистам, изучавшим физиологию,
психологию и социологию и знакомым с
арестантами, с их жизнью и бытом.
Тард на основе анализа современного ему
общества (а это актуально и сегодня) пришел
к выводу, что всякий коммерсант, обманывающий
своих клиентов, - вор, что всякий кондитер,
подмешивающий вино, - отравитель и что
вообще всякий фальсификатор - подделыватель.
У преступников есть много и других соучастников
даже в высших классах общества; сколько
взяток, сколько грязных сделок, фиктивных
торгов не обходится без участия людей
богатых и признаваемых честными, извлекающих
отсюда выгоды. "Если бы дерево преступности
со всеми своими корнями и корешками могло
бы быть когда-нибудь вырвано из нашего
общества, оно оставило бы в нем, зияющую
бездну". Преступление, пишет он, - явление
социальное, как и всякое другое, но в то
же время и антисоциальное, "как рак,
участвующий в жизни организма, но содействующий
его умерщвлению.
После выхода указанных криминологических
трудов научные интересы Тарда несколько
переориентировались. Он практически
отходит от криминологии и занимается
разработкой логико-
2.6. Другие научные интересы
В сфере внимания Г.Тарда находилась не только общая социологическая теория общественного развития, но и некоторые особые разделы обществоведения — такие как политология (работа «Превращение власти»), экономика («Экономическая психология», «Реформа политической экономии»), криминология («Сравнительная преступность» и «Философия наказания»), искусствоведение («Сущность искусства»).
3. Развитие идей Г. Тарда
В России конца 19 — начала 20 вв. идеи Тарда пользовались большой популярностью. Многие его книги были переведены на русский язык сразу же после их публикации во Франции. Его взгляды оказали сильное влияние на концепции российской «субъективной школы» (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, С. Н. Южаков, Н. И. Кареев).
Противоположность подходов Дюркгейма и Тарда к решению проблемы о том, что первично — общество или индивид, положила начало современной полемике сторонников трактовки общества как единого организма и их противников, считающих общество суммой самостоятельных индивидов.
Современные ученые признают важность вклада Тарда в развитие социологической науки. Немецкий социолог Юрген Хабермас считает, что именно Тард стал основателем таких популярных в наши дни направлений социологии как теория массовой культуры и анализ общественного мнения. Поскольку, однако, в социологии 20 в. доминирует представление об определяющем влиянии общества на индивида, а не наоборот (как у Тарда), то в наши дни Тард менее популярен, чем его оппонент Дюркгейм.
Список литературы