Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:23, реферат
Габриэль Тард родился в небольшом городке Сарла на юге Франции (неподалеку от Бордо) в семье юристов: мать принадлежала к семье адвокатов, а отец работал судьей в родном городе мальчика. Первоначальное образование Тард приобрел в местной иезуитской школе, получив при ее окончании в 1860 степень бакалавра искусств. В дальнейшем он планировал продолжить образование на стезе политехнических наук, но из-за проблем со здоровьем был вынужден остановиться на изучении права в родном Сарла. Начав изучать юриспруденцию в своем провинциальном городке, он закончил свое юридическое образование уже в Париже в 1866.
Габриэль Тард родился в небольшом городке Сарла на юге Франции (неподалеку от Бордо) в семье юристов: мать принадлежала к семье адвокатов, а отец работал судьей в родном городе мальчика. Первоначальное образование Тард приобрел в местной иезуитской школе, получив при ее окончании в 1860 степень бакалавра искусств. В дальнейшем он планировал продолжить образование на стезе политехнических наук, но из-за проблем со здоровьем был вынужден остановиться на изучении права в родном Сарла. Начав изучать юриспруденцию в своем провинциальном городке, он закончил свое юридическое образование уже в Париже в 1866.
После получения высшего
образования возвратился в
Помимо судебной практики успевал заниматься и наукой. С 1880 его работы регулярно публиковались в «Философском обзоре»; с 1887, параллельно с исполнением должности судьи, работал содиректором Архивов криминальной антропологии. Первые работы Тарда были посвящены криминологии. Видное место среди них занимают монографии «Сравнительная преступность» (1886) и «Философия наказания» (1890). Эти труды создали своему автору репутацию серьезного исследователя, известного далеко за пределами его родного городка.
Помимо криминологии Тард начал заниматься и социологией. Свою оригинальную социологическую теорию Тард разработал еще в 1870-е, но долгое время не публиковал.
Однако только после смерти своей матери в 1894 Г. Тард смог полностью отдаться науке. Он покинул провинциальный Сарла и уехал в Париж, чтобы стать директором секции криминальной статистики Министерства юстиции Франции.
С 1896 началась его преподавательская деятельность, которая развивалась динамично. Г. Тард работал сразу в двух местах — в Свободной школе политических наук и в Свободном колледже социальных наук. В 1900, после первой неудачной попытки, занял пост профессора и стал заведующим кафедрой современной философии в Коллеж де Франс. В том же году его избрали членом Академии нравственных и политических наук.
В 1898 вышла из печати его главная книга — «Социальные законы».
Преподавательская деятельность являлась основным его занятием вплоть до смерти. Умер 12 мая 1904 в Париже.
В социологии, как и его современник Эмиль Дюркгейм, основывал свои теории на статистических данных, интересовался природой социальных норм, придавал большое внимание сравнению как методу научного исследования. Однако в противоположность теориям Дюркгейма, где центральная роль всегда отводилась обществу, которое формирует человека, Тард сконцентрировал свое внимание на изучении взаимодействия людей (индивидуальных сознаний), продуктом которого выступает общество. Сделав основной акцент на изучении индивидов, он активно выступал за создание социальной психологии как науки, которая должна стать фундаментом социологии.
По мнению Тарда, основой
развития общества выступает социально-
Другим важным понятием в
объяснении развития общества, по Тарду,
является «изобретение» (или «нововведение»).
Оно рассматривается Тардом как
процесс адаптации к
Таким образом, деятельность немногих новаторов и изобретенные ими новшества являются, по мнению Г.Тарда, основным двигателем социальной эволюции, способствуя развитию общества. Следует при этом учитывать, что наибольшее распространение получают не любые «изобретения», а те, которые в целом вписываются в уже существующую культуру и не сильно противоречат ее основам.
Борьба друг с другом разных
«изобретений», по разному решающих
возникшие перед обществом
2.2. Публика и толпа
Как известно, Тард жил в иное время, чем Лебон. Достаточно высокого уровня развития достигли средства коммуникации. Появилась публицистика, радио, телеграф. Происходит интенсивное и широкое распространение общественной жизни. Благодаря соединению трех взаимоподдерживающих друг друга изобретений, книгопечатания, железных дорог и телеграфа, приобрела страшное могущество пресса, публицистика. Люди начинают мыслить иными категориями, чем прежде. В связи с развитием коммуникаций, происходят изменения природы толп. Таким образом, наряду с толпами, собранными в одном и том же замкнутом пространстве, в одно и то же время, отныне мы имеем дело с рассеянными толпами, т.е. с публикой, утверждает Тард. " Я не могу согласиться со смелым писателем, д-ром Лебоном, заявляющим, что наш век – это "эра толпы". Наш век – это эра публики или публик, что далеко не похоже на его утверждение".
Тард дает следующее определение этому понятию: "публика… есть не что иное, как рассеянная толпа, в которой влияние умов друг на друга стало действием на расстоянии, на расстояниях, все возрастающих ".
Изначально существовала
методологическая путаница в разделении
понятий "публика" и "толпа".
Например, говорят, публика какого-нибудь
театра; публика какого-нибудь собрания;
и здесь слово "публика" означает
толпу. Но это смысл упомянутого
слова не единственный и не главный,
с точки зрения Тарда. И в то
время как он постепенно утрачивает
свое значение или же остается неизменным,
новая эпоха с изобретением книгопечатания
создала совершенно особый род публики,
которая все растет, и бесконечное
распространение которой
Таким образом, Лебон выяснил психологию толпы, а Тард же занимается психологией публики, взятой в этом особом смысле слова, т.е., как чисто духовной совокупности, как группы индивидуумов, физически разделенных и соединенных чисто умственной связью.
Между толпой и публикой
существует множество различий, замечает
Тард. Можно принадлежать в одно
и то же время, как это обыкновенно
и бывает, к нескольким группам
публики, но к толпе одновременно
можно принадлежать только к одной.
Отсюда гораздо большая нетерпимость
толпы, а, следовательно, и тех наций,
где царит дух толпы, потому что
там человек захватывается
Он полагает, что обнаружил некоторые
свойства толп: эмоциональную неустойчивость,
коллективную истерию, вспышки мании
и меланхолии, неумеренность во всём,
которая, если его перефразировать,
как у пансионеров наших
Таким образом, Тард с точностью до деталей принимает то описание толп, которое дал Лебон. Но, замечает он, толпы суть ассоциации спонтанные и преходящие, которые не могут бесконечно оставаться в состоянии волнения. Им предначертано либо распадаться, исчезать так же быстро, как и появились, не оставляя следов, - вспомните о сборище зевак, митинге, небольшом мятеже; либо эволюционировать, чтобы превратиться в толпы дисциплинированные и стабильные. Легко обнаружить между ними разницу, которая состоит в существовании организации, опирающейся на систему общих верований, использование иерархии, признанной всеми членами организации. Такова отличительная черта, которая противопоставляет естественные толпы толпам искусственным, утверждает Тард.
Толпы организованные, ассоциации высшего порядка формируются в силу внутренних обстоятельств, изменяются под действием верований и коллективных желаний, путем цепи подражаний, которые делают людей все более и более похожими друг на друга и на их общую модель, – на вождя.
Отсюда проистекает
" Не без основания
Таким образом, что различает толпы
– это существование или
2.3. Лидер, с точки зрения Тарда
Чтобы наиболее полно понять сущность
лидера в изложении Тарда, необходимо
опять обратиться к коренному
отличию, существующему между теориями
Лебона и Тарда. В концепции Лебона
массы обнаруживали себя как продукт
распада и ослабления нормальных
рамок общественной жизни. " Сила
толпы направлена лишь к разрушению…
Если здание какой-нибудь цивилизации
подточено, то всегда толпа вызывает
его падение" , - утверждал Лебон.
Отныне же они образуют некую "элементарную
энергию", из которой посредством
превращений возникают все
Но это и создает главную
трудность. Согласно Лебону, толпы не
способны к интеллектуальному