Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:17, реферат
При выполнении поставлена цель: анализ типов женского лидерства и женского предпринимательства.
Для реализации целя, были поставлены следующие задачи:
◦Изучить роль женского бизнеса;
◦Проанализировать типы (портреты) женщин- предпринимателей;
◦Рассмотреть современную гендерную политику.
1. Введение 3
2. Типы женского лидерства и женского предпринимательства 4
3. Современная гендерная политика 6
4. Заключение 14
5. Список использованной литературы 15
Изучая уровень участия женщин в малом предпринимательстве, важно знать, как сами женщины относятся к тому, чем они занимаются. По данным исследования, это отношение носит нейтральный характер (49 % женщин). Этот факт заслуживает внимания, поскольку ставит под сомнение общепринятое мнение об "осадном положении" женского бизнеса, об отрицательном отношении к нему со стороны общества и государственных структур, поскольку якобы сама идея экономической самостоятельности женщины противоречит ценностям российского общества. Однако в вопросе о качественном уровне взаимодействия с органами власти только каждая десятая женщина оценила его как деловое сотрудничество. Это объясняется тем, что женские предприятия работают в тех сферах бизнеса, к которым государство проявляет небольшой интерес. Отсюда и достаточно устойчивое мнение о невмешательстве органов власти в деятельность предприятий (47 % женщин). То обстоятельство, что мужчины занимают ключевые позиции в крупных предпринимательских структурах в стратегически важных отраслях экономики, влияет на формирование отношения органов власти к предпринимательству и в свою очередь создает им очевидное преимущество при принятии экономических решений на правительственном уровне.
В Республике Беларусь в 1997 г. насчитывалось 21 279 малых предприятий. По данным исследования "Проблема государственной поддержки предпринимательства", проведенного в том же году, директором каждой пятой фирмы является женщина. Свое дело в Беларуси открыли 2,7 % женщин трудоспособного возраста, хотя, согласно данным социологических опросов, около 10% женщин трудоспособного возраста в Республике Беларусь считают себя способными к предпринимательской деятельности. В исследовании социально-профессионального состава потенциальных предпринимателей (Минск, 1998), где женщины составляли 33,9 %, 50,7 % из них заявили о том, что они не планируют заниматься бизнесом. Это объясняется рядом неблагоприятных факторов. По данным этого же исследования, 35 % опрошенных граждан заявили о крайне неблагоприятной для предпринимательства социально-экономической обстановке в Республике Беларусь; 28,6 % — о негативном отношении к предпринимательству на всех уровнях государственной власти; 28,2 % сетовали на правительственный и законодательный беспредел; 23,1 % — на произвол чиновников госаппарата.
Кроме того, по данным Международной финансовой корпорации (МФК), в Республике Беларусь наметился ряд негативных тенденций в развитии предпринимательства. Как отмечает руководитель проекта "Поддержка частного предпринимательства в Беларуси" Карл Дагенхард, "во-первых, уменьшается количество малых предприятий и частных предпринимателей, причем, по официальным данным, только за 1997 г. их число сократилось на 18 % и 20 % соответственно. Во-вторых, не наблюдается роста количества предприятий в производственной сфере, что связано с нежеланием предпринимателей инвестировать средства в расширение своего бизнеса, в новые технологии и оборудование. В-третьих, остается неизменной или уменьшается рентабельность деятельности у большинства предпринимателей".
Как показывает опыт, малые и средние предприятия были опорой нового экономического подъема. В странах с переходной экономикой женщины открыли или являются владельцами около четверти новых предприятий; это хорошее начало, если учесть то обстоятельство, что предпринимательство для этих стран — дело новое. Результатом этой деятельности является появление нового нестандартного подхода к ведению бизнеса. Хотя у женщин-предпринимателей много общего с предпринимателями-мужчинами, у них другое видение экономической ситуации, они иначе организуют свой бизнес (например, с учетом своих семейных обязанностей), используя нетрадиционные подходы и методы деятельности. Но есть и проблемы, когда у женщин-предпринимателей есть хорошие идеи, которые могут быть реализованы на практике, однако им часто не хватает делового опыта, профессиональной подготовки, капитала и влиятельных связей в других организациях.
В странах с переходной экономикой правительство и международные организации пытаются оказать помощь женщинам, занимающимся предпринимательством. Как показывают результаты исследования, проведенного в 10 странах с переходной экономикой, государственные программы поддержки женского предпринимательства были созданы в шести из них. Как видно, в остальных странах целевые государственные программы поддержки частной экономической деятельности женщин отсутствуют.
В
последнее десятилетие
Исходным принципом программы является идея о том, что лучше дать бедному возможность заработать себе на еду самому, чем вынуждать его жить на иждивении за счет благотворительности.
Микрокредитование или микрофинансирование осуществляется с помощью некоммерческих организаций, которые выдают займы на создание малых предприятий представителям целевых групп, которым финансовые учреждения не заинтересованы предоставлять заемные средства. Банки не выдают такие кредиты, поскольку расходы на операции по выдаче малых займов себя не оправдывают или потому, что заемщики не могут предоставить необходимое залоговое обеспечение или доказательство своей платежеспособности по возврату кредита9.
На 39-й сессии, состоявшейся в марте — апреле 1995 г., Комиссия Организации Объединенных Наций по положению женщин приняла ряд программных документов, направленных на обеспечение равного представительства женщин на уровне принятия решений, и рекомендовала организациям:
- поощрять набор женщин для обучения предпринимательской деятельности на базе среднего образования путем предоставления субсидий и установления квот;
-
расширить обучение основам
- поощрять практику "наставничества" с привлечением женщин, занимающих руководящие посты;
-
расширять программы
Данные рекомендации в полной мере соответствуют ситуации, сложившейся в области женского предпринимательства в странах с переходной экономикой. Некоторые из них уже нашли свое практическое применение, а для других необходимо создать дополнительные условия. Участие женщин в экономической жизни общества на уровне принятия решений должно стать правилом, а не исключением в странах, ставших на путь демократического развития.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует отметить, что в современное время роль женщины повышается. Женское предпринимательство- явление довольно сложное. По-видимому, бизнес слой пополняет та часть женского социума, которая уже на «входе» реформы обладала необходимыми социально- психологическими и статусными характеристиками, выступала носителем либеральных ценностей (свобода, независимость и т.д.). Присуще бизнес- леди ценности и качества не являются доминирующими и массовыми у современных российских женщин, тем более у тех, кто оказался вытесненным по тем или иным причинам из сферы производства. Лишь небольшая часть женщин, потерявших работу, может открыть свое дело и тем самым решить проблему своей занятости.
Определение места и роли женщины в обществе является одним из актуальных и наболевших вопросов современности, а особенно важна сущность и эффективность социально-правовой поддержки женщин.
Оставаясь в изданиях и монографиях дискуссионным, данная тема является одним из актуальных. Исследование данной темы на этом не заканчивается.