Женское предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:17, реферат

Описание работы

При выполнении поставлена цель: анализ типов женского лидерства и женского предпринимательства.

Для реализации целя, были поставлены следующие задачи:

◦Изучить роль женского бизнеса;
◦Проанализировать типы (портреты) женщин- предпринимателей;
◦Рассмотреть современную гендерную политику.

Содержание

1. Введение 3
2. Типы женского лидерства и женского предпринимательства 4
3. Современная гендерная политика 6
4. Заключение 14
5. Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

реферат по социологии .doc

— 86.00 Кб (Скачать)

                              Федеральное агентство по образованию

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ                          УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                       «Сибирская академия государственной службы»

                                           Юридический Факультет

                          Кафедра социологии и социального управления 
 
 

                                     Реферат

                                         По дисциплине: «Социология»

                                Тема: «Женское предпринимательство» 

       
 

 

                                                                            Выполнила: студентка

                                        1 курса                                

                                                                              Шастина Елизавета Сергеевна

                                                 гр. 09134,МО                                  

                                                                       Проверила: О.В. Кузьмен

                                                   доцент к.ф.н.     

        

                       

                                                 Новосибирск 2010                

Содержание

 

Введение

Экономику движет энергия инициативы,

собственность сама по себе - мертвая вещь.

С.С. Шаталин.

     Становление частного бизнеса самозанятых женщин в современной России идет медленно, наталкиваясь на множество юридических, экономических и социальных барьеров. Женщина, как субъект предпринимательской  деятельности, сталкивается с особым классом социальных проблем: конфликты ролей, выполняемые в общественной и частной жизни, массовое сознание, деформированное в сторону патриарха и др1.

     Женщины менее активны, чем мужчины, включаются в новые рыночные и хозяйственные  формы- предпринимательство, бизнес и самозанятость.

     Актуальность  данной темы заключается в том, что роль женщины- предпринимателя активно обсуждается в монографиях, научных изданиях. И очень часто разные авторы приводят различные позиции по поддержке женского бизнеса. И таким образом, данная тема остается в дискуссии, оставаясь актуальным, и по сей день.

     При выполнении поставлена цель: анализ типов женского лидерства и женского предпринимательства.

     Для реализации целя, были поставлены следующие задачи:

    • Изучить роль женского бизнеса;
    • Проанализировать  типы (портреты) женщин- предпринимателей;
    • Рассмотреть современную гендерную политику.

     При выполнении использовался описательный и аналитический методы.

 

Типы  женского лидерства и женского предпринимательства.

     В настоящее время представительницы «слабого пола» возглавляют большие и успешные организации. Женщины демонстрируют высокую степень адаптации к меняющимся экономическим условиям и целеустремленность. 2

     Выделяются  три типа женского стиля управления:

     * первый тип: женщина- лидер, демонстрирующая ориентацию на задание. Эффективности производства уделяется основное внимание при достаточном, хотя и меньшем, акценте на человеческом факторе. Иерархия в отношения старательно сглаживаются. Отчетливо выражено стремление принимать решения коллегиально. Женщина- руководитель считает необходимым обсуждать их содержание, разъяснять подчиненным заложенный в них смысл, заручиться их осознанной поддержкой. Тем самым она претендует скорее на роль лидера, а не хозяина или начальника;

     * второй тип: женщина- руководитель, имеющая опыт руководящей работы, по выделенной типологии относящаяся к чистому типу начальника. Заботится об эффективности выполняемой работу, но обращает мало внимания на моральный надстрой подчиненных. В основе взаимодействия в рамках данного типа отношений лежит административная иерархия. За каждым работником четко закреплены его функциональные обязанности;

     *третий тип: самая молодая женщина- руководитель. Она сосредоточена на установлении хороших, теплых взаимоотношений, но мало заботится об эффективности выполняемой работы. Возможно, такое воплощение работы обусловлено отсутствием опыта и ее возрастом. В означенной типологии она относится к типу координатора. В организации иерархические отношения явно не выражены. Решения принимаются на основе общего обсуждения, где каждый вносит в соответствии с квалификацией и компетенцией3.

     Выше  сделана попытка рассмотреть, что  же такое женское лидерство в целом и их типы (по стилю управления). Далее остановимся на социальных типах женщин- предпринимателей.

     Устойчивость  феномена «женское предпринимательство» в немалой степени зависит  от того, с какой установкой приходят женщины в сферу предпринимательства: это дело жизни или случайное, вынужденное занятие.

     С точки зрения социологии, следует отметить следующие социальные типы женщин- предпринимателей:

     1) убежденные бизнес- леди. Мотивация их выбора- внутреннее желание стать предпринимателем, интерес к этому виду деятельности, самые серьезные намерения (треть обследуемой совокупности);

     2)  «предприниматели по случаю». Свое решение они приняли спонтанно, под влиянием неожиданных случайных обстоятельств: по совету или примеру друзей, неожиданно возникшим благоприятным перспективам, газетной информации;

     3) предприниматели- поневоле, которые оказались в вынужденными в силу различных неблагоприятных обстоятельств открыть свое дело. Это самая многочисленная группа- 1/5 всех опрошенных4. Мотивация их выбора- реальная безработица или угроза безработицы, отсутствие средств к жизни, невыплата зарплаты, а также давление извне, например: «надо было выкупать парикмахерскую, иначе она перешла бы в другие руки». 

     Таким образом, исходя из вышеописанного, можно  сказать, что выделяются разные типологии  женского лидерства и женского предпринимательства.  

 

Современная гендерная политика.

     Современная гендерная политика — это последовательное создание условий для равенства мужчин и женщин во всех сферах жизни.

     Во  всем мире признается, что представительное участие женщин в разработке и  принятии решений является показателем развития демократического общества, которое ценит и в полной мере использует вклад всех его членов. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая Организацией Объединенных Наций в 1979 г., обязывает все государства предоставить женщинам равные права с мужчинами для активного участия в жизни общества.

     В СССР и странах Восточной Европы (соц. лагерь) женщины почти не участвовали  в принятии экономических решений, так как были мало представлены на ключевых должностях в экономике. В Венгрии, например, в середине 80-х гг. почти 90 % работников высшего управленческого звена были мужчины. Женщины назначались на руководящие должности в стратегически менее важных отраслях, в частности, в розничной торговле, в гостиничном и ресторанном деле, в текстильной промышленности.5

     Со  временем положение не изменилось. В Чешской Республике в 1997 г. только 7 % директоров государственных предприятий  — женщины. В госструктурах женщин, которые подпадают под категорию "специалист" по международной классификации МОТ, больше, чем мужчин. Например, в Румынии женщины составляют половину всех специалистов, в Словакии — 2/3, в Литве — 70 %. Женщины, занимающие эти должности, участвуют в принятии решений на нижнем уровне управления, у них есть основа для профессионального роста и возможность занять высокий руководящий пост. И все же, несмотря на то, что женщины имеют все необходимые для профессиональной карьеры качества, им намного труднее стать руководителями: приходится преодолевать препятствия, которые обусловлены гендерными стереотипными представлениями о статусах и ролях. Часто кандидатура женщины при заполнении вакансий руководящей или другой высокой должности не рассматривается вообще, хотя профессиональный уровень, интеллектуальные способности, опыт, квалификация в некоторых случаях значительно превосходят те же качества коллег-мужчин. Даже для элементарного продвижения по службе от женщин требуются, как правило, более высокая квалификация и уровень знаний.

     Экономический подъем в стране зависит от количества нормально работающих предприятий различных форм собственности, и то, что женщины являются владельцами фирм, независимо от того, малые они или крупные, увеличивает их возможность влияния на власть, для того, чтобы как можно больше решений в области экономической и социальной политики принималось с учетом их интересов. В Западной Европе женщины-предприниматели возглавляют 20—30 % малых и средних предприятий; в Словакии (26 %) и Литве (20 %) в эту категорию входят основатели и менеджеры новых предприятий (от небольших семейных предприятий до крупных фирм). Данные по Чехии (22 %) включают самостоятельно занятых лиц, которые имеют право нанимать работников.6

     Большая часть нового частного сектора —  приватизированные государственные  предприятия. Выборка среди директоров крупных частных организаций и компаний в Чехии показывает, что соотношение между женщинами и мужчинами составляет 1:10 (при этом женщины получают 63 % от суммы заработной платы их коллег-мужчин, что указывает на дополнительное преимущество у мужчин). Факторы мотивации женщин-руководителей, по мнению ученых, могут меняться под воздействием различных причин, но три из них присутствуют всегда. Это — деньги, интерес, самореализация. Женщины уделяют больше внимания социальной стороне бизнеса. Женщины-менеджеры, которые управляют производством и коллективом без какой-либо опеки, больше склонны к социальному партнерству, в результате чего сотрудники меньше нарушают трудовую дисциплину. Они заинтересованы в том, чтобы люди приходили на работу с удовольствием, чтобы интерьер рабочего места был красив, удобен, уютен, а отношения руководителя с персоналом были не только чисто профессиональными. Женщины больше склонны считаться с интересами и мнениями членов коллектива, в большей степени ценят деловые и профессиональные качества сотрудников и всегда стремятся сохранить рабочие места на своем предприятии. Женщины реже конфликтуют с трудовым коллективом и административно-управленческим персоналом, больше вникают в суть конфликта, анализируют его причины для того, чтобы избежать его в будущем.

     В России в связи с перестройкой в экономике количество женщин, чья  деятельность связана с управлением  и принятием решений, сократилось. Вначале 90-х гг. удельный вес женщин — руководителей предприятий и организаций не превышал в целом по отраслям 6—9 %. Сейчас почти половина женщин занята в сфере розничной торговли и общественного питания, но даже в них женщины занимают лишь 25 % руководящих должностей.7

     Крах  прежних перспектив в плане трудоустройства, заработной платы и профессиональной карьеры на государственных предприятиях особенно остро отразился на женщинах.

     В России активизация женщин в области  предпринимательства в последние  годы в значительной мере обусловлена  растущей безработицей, которая, по мнению специалистов, имеет "женское лицо". Именно она подтолкнула в первую очередь процесс самозанятости (челночный бизнес). Поездки в соседние страны за товарами, которые в дефиците на месте, позволяют заработать около 500—3000 дол. США, в то время как среднегодовой доход одного человека в стране проживания составляет менее 1000 дол. США. Чаще всего эти деньги остаются в семейном бюджете и сберегаются на "черный день", часть из них может быть использована на расширение бизнеса или же на создание собственного дела.

     Согласно  общемировой тенденции, за малым  бизнесом, будущее в обеспечении  занятости женщин. Сегодня 5 млн. американских женщин заняты малым или домашним бизнесом. По данным социологического исследования, проведенного в декабре 1997 г. Центром политических технологий по заказу Centre of Independent Private Enterprise (CIPE), где было опрошено 227 человек (1/4 — женщины) из 21 города России, к группе отраслей, где количество занятых женщин-предпринимателей колеблется от 39 до 56 %, принадлежит розничная торговля, культура, здравоохранение, наука. В группе таких отраслей, как промышленность, сельское хозяйство, оптовая торговля, финансовая сфера, женщины-предприниматели составляют от 13 до 20 %.8

     Это объясняется тем, что они не имеют  соответствующего специального образования  и им труднее найти заемный  капитал, так как данные отрасли  требуют большого объема первоначального капитала.

     В мире наблюдается тенденция к  росту мелких предприятий с небольшим  числом наемных работников и невысокими доходами, возглавляемых женщинами, поскольку женщин интересует не сам  размер дохода, а его стабильность и легитимность. Это характерно и для российского предпринимательства.

Информация о работе Женское предпринимательство