Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:17, реферат
При выполнении поставлена цель: анализ типов женского лидерства и женского предпринимательства.
Для реализации целя, были поставлены следующие задачи:
◦Изучить роль женского бизнеса;
◦Проанализировать типы (портреты) женщин- предпринимателей;
◦Рассмотреть современную гендерную политику.
1. Введение 3
2. Типы женского лидерства и женского предпринимательства 4
3. Современная гендерная политика 6
4. Заключение 14
5. Список использованной литературы 15
Федеральное агентство по образованию
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Сибирская академия государственной службы»
Юридический Факультет
Кафедра социологии и социального управления
Реферат
По дисциплине: «Социология»
Тема: «Женское предпринимательство»
Экономику движет энергия инициативы,
собственность сама по себе - мертвая вещь.
С.С. Шаталин.
Становление
частного бизнеса самозанятых женщин
в современной России идет медленно,
наталкиваясь на множество юридических,
экономических и социальных барьеров.
Женщина, как субъект
Женщины менее активны, чем мужчины, включаются в новые рыночные и хозяйственные формы- предпринимательство, бизнес и самозанятость.
Актуальность данной темы заключается в том, что роль женщины- предпринимателя активно обсуждается в монографиях, научных изданиях. И очень часто разные авторы приводят различные позиции по поддержке женского бизнеса. И таким образом, данная тема остается в дискуссии, оставаясь актуальным, и по сей день.
При выполнении поставлена цель: анализ типов женского лидерства и женского предпринимательства.
Для реализации целя, были поставлены следующие задачи:
При выполнении использовался описательный и аналитический методы.
В настоящее время представительницы «слабого пола» возглавляют большие и успешные организации. Женщины демонстрируют высокую степень адаптации к меняющимся экономическим условиям и целеустремленность. 2
Выделяются три типа женского стиля управления:
* первый тип: женщина- лидер, демонстрирующая ориентацию на задание. Эффективности производства уделяется основное внимание при достаточном, хотя и меньшем, акценте на человеческом факторе. Иерархия в отношения старательно сглаживаются. Отчетливо выражено стремление принимать решения коллегиально. Женщина- руководитель считает необходимым обсуждать их содержание, разъяснять подчиненным заложенный в них смысл, заручиться их осознанной поддержкой. Тем самым она претендует скорее на роль лидера, а не хозяина или начальника;
* второй тип: женщина- руководитель, имеющая опыт руководящей работы, по выделенной типологии относящаяся к чистому типу начальника. Заботится об эффективности выполняемой работу, но обращает мало внимания на моральный надстрой подчиненных. В основе взаимодействия в рамках данного типа отношений лежит административная иерархия. За каждым работником четко закреплены его функциональные обязанности;
*третий тип: самая молодая женщина- руководитель. Она сосредоточена на установлении хороших, теплых взаимоотношений, но мало заботится об эффективности выполняемой работы. Возможно, такое воплощение работы обусловлено отсутствием опыта и ее возрастом. В означенной типологии она относится к типу координатора. В организации иерархические отношения явно не выражены. Решения принимаются на основе общего обсуждения, где каждый вносит в соответствии с квалификацией и компетенцией3.
Выше сделана попытка рассмотреть, что же такое женское лидерство в целом и их типы (по стилю управления). Далее остановимся на социальных типах женщин- предпринимателей.
Устойчивость
феномена «женское предпринимательство»
в немалой степени зависит
от того, с какой установкой приходят
женщины в сферу
С точки зрения социологии, следует отметить следующие социальные типы женщин- предпринимателей:
1) убежденные бизнес- леди. Мотивация их выбора- внутреннее желание стать предпринимателем, интерес к этому виду деятельности, самые серьезные намерения (треть обследуемой совокупности);
2) «предприниматели по случаю». Свое решение они приняли спонтанно, под влиянием неожиданных случайных обстоятельств: по совету или примеру друзей, неожиданно возникшим благоприятным перспективам, газетной информации;
3) предприниматели- поневоле, которые оказались в вынужденными в силу различных неблагоприятных обстоятельств открыть свое дело. Это самая многочисленная группа- 1/5 всех опрошенных4. Мотивация их выбора- реальная безработица или угроза безработицы, отсутствие средств к жизни, невыплата зарплаты, а также давление извне, например: «надо было выкупать парикмахерскую, иначе она перешла бы в другие руки».
Таким
образом, исходя из вышеописанного, можно
сказать, что выделяются разные типологии
женского лидерства и женского предпринимательства.
Современная гендерная политика — это последовательное создание условий для равенства мужчин и женщин во всех сферах жизни.
Во всем мире признается, что представительное участие женщин в разработке и принятии решений является показателем развития демократического общества, которое ценит и в полной мере использует вклад всех его членов. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая Организацией Объединенных Наций в 1979 г., обязывает все государства предоставить женщинам равные права с мужчинами для активного участия в жизни общества.
В СССР и странах Восточной Европы (соц. лагерь) женщины почти не участвовали в принятии экономических решений, так как были мало представлены на ключевых должностях в экономике. В Венгрии, например, в середине 80-х гг. почти 90 % работников высшего управленческого звена были мужчины. Женщины назначались на руководящие должности в стратегически менее важных отраслях, в частности, в розничной торговле, в гостиничном и ресторанном деле, в текстильной промышленности.5
Со
временем положение не изменилось.
В Чешской Республике в 1997 г. только
7 % директоров государственных предприятий
— женщины. В госструктурах женщин,
которые подпадают под
Экономический подъем в стране зависит от количества нормально работающих предприятий различных форм собственности, и то, что женщины являются владельцами фирм, независимо от того, малые они или крупные, увеличивает их возможность влияния на власть, для того, чтобы как можно больше решений в области экономической и социальной политики принималось с учетом их интересов. В Западной Европе женщины-предприниматели возглавляют 20—30 % малых и средних предприятий; в Словакии (26 %) и Литве (20 %) в эту категорию входят основатели и менеджеры новых предприятий (от небольших семейных предприятий до крупных фирм). Данные по Чехии (22 %) включают самостоятельно занятых лиц, которые имеют право нанимать работников.6
Большая
часть нового частного сектора —
приватизированные
В России в связи с перестройкой в экономике количество женщин, чья деятельность связана с управлением и принятием решений, сократилось. Вначале 90-х гг. удельный вес женщин — руководителей предприятий и организаций не превышал в целом по отраслям 6—9 %. Сейчас почти половина женщин занята в сфере розничной торговли и общественного питания, но даже в них женщины занимают лишь 25 % руководящих должностей.7
Крах прежних перспектив в плане трудоустройства, заработной платы и профессиональной карьеры на государственных предприятиях особенно остро отразился на женщинах.
В
России активизация женщин в области
предпринимательства в
Согласно общемировой тенденции, за малым бизнесом, будущее в обеспечении занятости женщин. Сегодня 5 млн. американских женщин заняты малым или домашним бизнесом. По данным социологического исследования, проведенного в декабре 1997 г. Центром политических технологий по заказу Centre of Independent Private Enterprise (CIPE), где было опрошено 227 человек (1/4 — женщины) из 21 города России, к группе отраслей, где количество занятых женщин-предпринимателей колеблется от 39 до 56 %, принадлежит розничная торговля, культура, здравоохранение, наука. В группе таких отраслей, как промышленность, сельское хозяйство, оптовая торговля, финансовая сфера, женщины-предприниматели составляют от 13 до 20 %.8
Это объясняется тем, что они не имеют соответствующего специального образования и им труднее найти заемный капитал, так как данные отрасли требуют большого объема первоначального капитала.
В мире наблюдается тенденция к росту мелких предприятий с небольшим числом наемных работников и невысокими доходами, возглавляемых женщинами, поскольку женщин интересует не сам размер дохода, а его стабильность и легитимность. Это характерно и для российского предпринимательства.