Женское предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 05:06, реферат

Описание работы

Деловая женщина России — явление одновременно привычное и новое. Женщины дореволюционной России прекрасно заявляли о себе на складывающемся рынке; многие из них добивались успеха, не уступая первенства конкурентам - деловым мужчинам. По-видимому, сказывались такие национальные черты женщины, как самоотверженность, пренебрежение риском. 1917 год изменил рыночное понимание дела - дело стало трактоваться в связи с реальным участием человека в общественном производстве.

Содержание

Введение 2
Портрет женщины – предпринимателя 3
Жизненные ценности женщин-предпринимателей 4
Социальные ожидания женщин, идущих в бизнес. 5
Отраслевая принадлежность и размер предприятий, возглавляемых женщинами 6
Взаимоотношения женщин-предпринимателей с государством, партнерами, конкурентами и подчиненными 9
Женщины и рэкет 14
Женщины в бизнесе: риск и страхи 16
Заключение 18
Библиографический список 21

Работа содержит 1 файл

новый реферат.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

     Этот  точный образ, как никакой другой характеризует неизбежность риска  в российском бизнесе и, следовательно, необходимость для женщин – предпринимателей вырабатывать оптимальные стратегии  делового выживания и разумной минимизации риска.

     Сегодня женщины-предприниматели говорят  о существенном возрастании риска  в предпринимательской деятельности, в связи с ухудшением ситуации в бизнесе в свои регионах за последние  три года.

     Исследование  показало, что значительная доля женщин-предпринимателей (45%) убеждены в том, что только стратегии риска способны помочь выжить бизнесу в современных условиях.

     Переживание риска, как необходимой компоненты деятельности, только у 20% женщин сопровождается состоянием «ежедневного страха», в то время как большинство опрошенных женщин, убеждены в нецелесообразности переживать это внутри себя как постоянную угрозу, воспринимать это как «ежедневную зарядку».

     В целом можно утверждать: женщины  практически без ущерба для своего внутреннего состояния справляются с ситуациями риска в бизнесе, демонстрирую при этом вполне рациональные стратегии.

     70% опрошенных женщин считают, что  их деловые стратегии в ситуации  риса являются не менее адекватными  по сравнению со стратегиями,  которые свойственны мужчинам-предпринимателям.

     В выборке встречались респондентки, которые считали необходимым  заранее избежать тех ситуаций. Которые  вызывают у них чувство страха, то есть «опередить страх» путем ухода  из возможных ситуаций риска.

     Весьма  интересным результатом исследования можно считать то, что описанный западными следователями феномен «страха успеха» практически не проявился в процессе интервью у респонденток.

     Более того, свыше 60%  опрошенных женщин утверждали, что они не только не боятся успеха, а активно стремятся к нему /6, с.23/.

     Около 60% интервьюируемых считают, что  для них важным критерием успеха являются собственные внутренние оценки.

     Развернутое исследование показало, что женщины  способны формировать адекватные стратегии  в ситуации риска, отличаясь с одной стороны, «осознанной осторожностью», с другой – необходимым уровнем рискованности и  даже авантюризма, что помогает выживать в ситуации неопределенности российского бизнеса.

     При выборе тех или иных стратегий  риска женщины не являются заложниками собственной натуры и стремятся выбирать оптимальные рисковые стратегии, исходя из особенностей данной конкретной ситуации.

     Меньшая  амбициозность  нежелание достигать  победы «любой ценой» позволяют, тем  не менее, женщине действовать в  ситуации риска подчас даже более эффективно, чем мужчине.

     Постоянная  необходимость рисковать формирует  такое ценное качество, как личностная устойчивость и делает более зрелой личностью женщину-бизнесмена. Высокий  уровень внутреннего контроля, который  демонстрируют успешные женщины-предприниматели, свидетельствует об удивительной пластичности женской психики, которая дает возможность справиться даже с такими инстинктивными переживаниями, как чувство страха. Наступление «мягкого менеджмента» в сферу предпринимательства России открывает для России новые возможности экономического развития. Опыт представительниц женской бизнес-элиты подтверждает наличие необходимого соцально-психологического потенциала и готовность женщин действовать в сложных условиях неопределенности /6, с.23/.

     Заключение

     Женщина в бизнесе – не исключение, а  закономерность развития предпринимательства  в современной России. В частности, в промышленности, сельском хозяйстве, оптовой торговле, деятельности по обеспечению функционирования рынка, финансовой сфере доля женщин-предпринимателей составляет от 13% (в промышленности) до 20% (финансы). И наиболее активно осваиваются женщинами розничная торговля, общепит, наука, культура, здравоохранение, где доля предпринимательниц составляет от 39% (в розничной торговле) до 56% (в науке). Такие выводы согласуются с данными других опросов, что подтверждает их обоснованность.

     За  последние годы доля женщин в бизнесе  возрастает быстрыми темпами. Гендерные  стереотипы в современной России при рассмотрении возможности занятия  женщинами лидирующих позиций в управлении предприятием достаточно сильны, однако, условия рынка привели к их смягчению. Это выразилось в том, что число женщин, занимающих лидирующие позиции в фирмах, за последние 5 лет неуклонно растет.

     Появились истинно «женские» отрасли предпринимательства (розничная торговля, сфера услуг и др.), в которых доля женщин-руководителей значительно опережает мужчин.

     Для успешного ведения бизнеса вопрос половой принадлежности не является основным, поскольку на первый план выходят конкретные характеристики возможностей личности, будь то женщина или мужчина. Бизнес-леди имеет ряд существенных психофизиологических преимуществ перед мужчиной-предпринимателем, позволяющих более эффективно выстраивать стратегию и тактику ведения бизнеса в отдельных отраслях коммерции, поскольку в ряде отраслей бизнеса женщины закономерно занимают лидирующие позиции по сравнению с мужчинами.

     Как отмечают многие работодатели-мужчины, на отдельных руководящих должностях и во многих сферах предпринимательства «женская управляющая рука» имеет ряд больших преимуществ – например при ведении переговоров и компаньонами-мужчинами, при развитии предпринимательства в сфере, где спрос формируют сами женщины, и др.

     Ряд исследователей данного вопроса  утверждают, что имеется особый, «женский стиль» управления и ведения бизнеса, характеризующийся мягкостью отношений с подчиненными, большим вниманием к частностям и особенностям стратегического поведения фирмы на рынке. Данная система управления зачастую оказывается более эффективной, нежели мужской стиль ведения предпринимательства – жесткий, прямой и чётко регламентированный.

     Женщины как социальная категория сравнялись с мужчинами – это подтверждается действующим законодательством, которое  не делает никаких различий между  полами в сфере бизнеса  и предпринимательской деятельности. Более того, в высшем законодательном акте страны – Конституции – прямо закреплено, что никто не может подвергаться какой бы то ни либо дискриминации по половому признаку.  Женщины в современной России руководят значительным процентом всех предпринимательских структур. Имеется также тенденция к увеличению числа женщин в бизнесе – с каждым годом процентное соотношение приходящих в бизнес мужчин и женщин склоняется в пользу последних. Исходя из этого можно заключить, что роль женщины и в обществе  в целом с каждым годом возрастает. Права прекрасной половины человечества, ранее имевшие лишь декларативный характер, в настоящее время превратились в реальную основу для реализации любых возможностей как в сфере бизнеса, так и в других отраслях общественных взаимоотношений.

     Несмотря  на все препятствия, с которыми приходится сталкиваться современной бизнес-леди, несмотря на общественное мнение, вопрос успеха в коммерческой деятельности, прежде всего, зависит не от пола (возраста, национальности, языковой или религиозной принадлежности), а от качества имеющихся профессиональных навыков, опыта, объективных финансовых и стратегических возможностей. Действительно, если женщина обладает необходимыми знаниями, целеустремленностью, настойчивостью и упорством, а также финансовыми и стратегическими возможностями – то никакой мужчина, никакие социальные предрассудки не смогут помешать ей достичь вершины бизнес-элиты и занять достойную нишу в сфере предпринимательства.

     Несмотря на распространенные в нашем обществе стереотипы, нельзя не согласиться, что, женщина по природе своей более мудра и адаптивна, чем мужчина. По мнению психологов, женщина в бизнесе выстраивает более осторожные отношения со своими партнерами по бизнесу, избегая излишних рискованных решений, “крутых поворотов”. Она проявляет особую чуткость в вопросах формирования корпоративной культуры, внося элемент теплоты и “семейственности” в строгий регламент деловой жизни организации.

     Эти факторы, увеличивают доходность новых технологий, повышают производительность труда. Женщина руководитель, как носитель эмоционального начала, способна острее почувствовать психологический климат в коллективе, вникнуть в суть происходящего конфликта, а, возможно, и предотвратить его наступление. Ведь как говорится, руководитель это не должность, а внутреннее состояние человека.

     Пусть все это будет так, и как  не вспомнить слова Маргарет Тетчер: “Если вы хотите посоветоваться, как  сделать какое-либо дело, обратитесь к мужчине. Если хотите, чтобы дело претворилось в жизнь, - обратитесь к женщине”. Удивительно мудро сказано, не правда ли?

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бабаева Л.В. Женщины в бизнесе// СОЦИС. – 1996. - №3. – с.75.
  2. Барсукова С.Ю. Женское предпринимательство: специфика и перспективы// Социологические исследования. – 1999. - №9. – с.75 – 84.
  3. Барсукова С.Ю. Женщины-предприниматели: гендерная специфика российского бизнеса: (на основе анкет. опроса)// ЭКО. – 1999. - №1. – с.142 – 150.
  4. Барсукова С.Ю. Образ женщины-предпринимателя в средствах массовой информации// ЭКО. – 1998. – №2. – с.159 – 171.
  5. Мельникова Т.А. Социально-экономическое положение женщин в России: современные проблемы и тенденции//Вестн. Гос.соц. страхования. – 2005. - №3. – с. 2 – 5.
  6. Чирикова А. Женщина-предприниматель в экстремальных ситуациях// Бизнес. – 1998. - №9-10. – с.22 – 23.

Информация о работе Женское предпринимательство