Здоровье школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:30, реферат

Описание работы

Если значительные потери здоровья детей и подростков связаны с обучением в школе, то внедрение личностно – ориентированного подхода к оздоровлению, образованию и воспитанию учащихся позволит сохранить и повысить уровень здоровья и общей культуры школьников. Эти результаты будут способствовать воспитанию у ребёнка потребности быть здоровым, научить его этому, организовать помощь в сохранении и формировании здоровья. Выпускник школы должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и формировать его.

Содержание

Введение 3
Здоровье школьников
4
Проблемы, связанные со здоровьем школьников и пути их решения
6
Заключение 10
Литература 11

Работа содержит 1 файл

+Валеология.docx

— 31.08 Кб (Скачать)

Муниципальное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Южно-Уральский  профессиональный институт

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине «Валеология»

На тему: Здоровье школьников» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск

2009 

Оглавление 

Введение 3
  1. Здоровье школьников
4
  1. Проблемы, связанные со здоровьем школьников и пути их решения
6
Заключение 10
Литература 11

 

Введение

     Проблема  сохранения и целенаправленного  формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима  и актуальна, поскольку связана  напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников  школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую  патологию. У каждого второго  школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.

     Здоровье  каждого человека определяется отношением внешних и внутренних воздействий  на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма  противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействия полезных для здоровья факторов, с другой стороны. Степень  успешности этой деятельности – устранение вредных воздействий (корректировка  окружающей среды) и повышение устойчивости к ним (тренировка, повышение адаптационных  способностей организма) – определяет направления усилий по сохранению и  укреплению здоровья.

     Если  значительные потери здоровья детей  и подростков связаны с обучением  в школе, то внедрение личностно  – ориентированного подхода к  оздоровлению, образованию и воспитанию учащихся позволит сохранить и повысить уровень здоровья и общей культуры школьников. Эти результаты будут  способствовать воспитанию у ребёнка  потребности быть здоровым, научить  его этому, организовать помощь в  сохранении и формировании здоровья. Выпускник школы должен быть личностью  духовно, физически и социально  здоровой, способной управлять своим  здоровьем и формировать его.

 

  1. Здоровье  школьников

     Эффективность воспитания и обучения детей и  подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности  и гармонического развития детского организма.

     Изучая  воздействия отдельных средовых факторов и их комплекса на формирование здоровья детей и подростков, гигиена  детей и подростков разрабатывает  различные профилактические программы, использование которых устанавливает  приоритеты здорового образа жизни  и формирует здоровье.

     Здоровый  образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

     Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным и, пожалуй, наиболее сконцентрированным следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это  состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или  физических дефектов». Данное определение  для российского гражданина, живущего многие годы в условиях экономической  нестабильности и социального напряжения, просто не оставляет никаких надежд относительно собственного здоровья.

     Охрана  здоровья детей требует строгого нормирования различных видов их деятельности и правильной организации  режима суток. Это не значит, однако, что школьники вообще не должны утомляться. Наоборот, до определённого предела  напряжение функциональных систем, временное  снижение полноценности функции  – утомление – необходимо. Без  этого не будет совершенствования  функциональных систем, становления  нового уровня регулирования, долговременной адаптации учащихся к умственной и физическим нагрузкам.

     Важно оградить учащихся от чрезмерного утомления, рационально организовать учебные  занятия, повысить двигательную активность и обеспечить эффективный отдых.

     Качество  здоровья детей – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий прогноз на ее развитие в будущем. Сегодня безопасность страны, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причинно-следственной связи с суммарным потенциалом здоровья детей, подростков, молодежи. Проблемы сохранении, поддержания здоровья и формирования культуры здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан.

 

     2. Проблемы, связанные  со здоровьем школьников  и пути их решения

     В процессе развития школьника можно  выделить критические точки, которые  оказывают особое отрицательное  влияние на его здоровье: переход  из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе  и переход из основной в старшую  школу.

     Нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются еще в дошкольном детстве  и определяются практикой подготовки к школе, которая установилась сейчас повсеместно. В дошкольных учреждениях, в приготовительных классах, различных  школах для малышей дети занимаются неспецифическими для дошкольного  этапа развития деятельностями: читают, пишут, изучают иностранные языки, занимаются прохождением программы  первого класса, хотя они должны танцевать, рисовать, много гулять и  заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. Сотрудники дошкольных учреждений проводят выбор  обучающих программ преимущественно  по конъюнктурным соображениям (следуя за пожеланиями родителей), не учитывая при этом психологических возможностей возраста и не проводя соответствующей  разъяснительной работы с семьей. Это ведет к тому, что условия  для нарушения состояния здоровья создаются еще до поступления  в школу, и сегодня 20% первоклассников  — дети с пограничными нарушениями.

     Существующая  практика подготовки к школе отрицательно сказывается на желании многих детей  учиться в школе. Они уже настолько  перегружены информацией и утомлены «дошкольной учебой», что не хотят  идти в школу.

     Снижение  двигательной активности, отмечающееся уже в дошкольном детстве, продолжается в начальной школе. Это связано  со следующими обстоятельствами:

  1. В школах нарушается максимально допустимая нагрузка для учащихся. В соответствии с нормативными требованиями, первоклассникам запрещается давать домашние задания. Однако из анкетных данных следует, что большинство детей, даже в выходные дни, делают уроки. Рабочая неделя у старшеклассников — в среднем 50,5 часов. Сравнивая это с продолжительностью рабочей недели у взрослого человека: она составляет 41 час. наглядно видно, с какой перегрузкой работают школьники.
  2. В школе преобладают так называемые «сидячие» занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока (целевые прогулки, экскурсии, игры, труд и др.). 25% первоклассников и 21% десятиклассников ведут «сидячий образ жизни»: в школе они все время проводят за партами, а дома — перед телевизором и компьютером. 68,2% детей с недостаточной двигательной активностью дают 100%-ную заболеваемость: мало двигаются — много болеют.
  3. отмечается неправильная организация процесса обучения: это касается и технологии формирования отдельных умений (безотрывное письмо, форсированное обучение чтению и письму), и организации урока (отсутствие смены видов деятельности, малая наглядность и пр.).

     Многими образовательными учреждениями не выполняются требования нормативных документов. Эти нарушения начинаются с первого класса и постепенно приобретают характер устойчивой тенденции. Все это приводит к тому, что нарастает проблема школьной дезадаптации: от 15 до 40% младших школьников испытывают трудности привыкания к школе.

     Особое  беспокойство вызывает переход ученика из начальной школы в 5 класс. Необходимо устранить противоречие между условиями, в которые попадает ребенок и возможностями школьника этого периода развития. Необходима соответствующая нормативная база, новые методические письма, раскрывающие особенности детей этого возраста и специфику их обучения в этот особый возрастной период.

     По  данным медицины, за время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 4 - 5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза), а также заболеваний сердечно-сосудистой системы (более чем в 2 раза), что прямо связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды. Только 10% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, а 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска.

     Проблемы, которыми страдает общество (курение, наркомания, токсикомания, алкоголизм др.), не обходят стороной и старшеклассников.

     Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.

     Пути  решения проблемы здоровья школьников:

  1. Необходимо пересмотреть содержание образования, соотнести его с психологическими возможностями детей, оценить, какое содержание знаний неактуально для школьников данного возраста, снять имеющуюся перегрузку.

     В последние годы начинает прослеживаться зависимость между видом школы и здоровьем школьников: чем выше статус образовательного учреждения (гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов), тем больше возникает проблем со здоровьем. Нужно пересмотреть требования к максимально допустимым нагрузкам, оптимизировать учебную нагрузку за счет снижения ее аудиторной составляющей и использования здоровьесберегающих технологий, не допускать превышения максимально допустимых часов аудиторных занятий, контролировать объемы домашних заданий.

  1. Важнейшим направлением деятельности школы должно стать формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья.

     На  сегодняшний день личностно-ориентированный подход к растущему человеку - это основное направление, в рамках которого можно правильно ставить и решать проблему здоровья в условиях школьной жизни. Реализация такого подхода позволит достичь принципиально нового уровня культуры человека, гармонии в нем физического, интеллектуального и духовного.

  1. Необходимо на государственном уровне заняться проблемой оснащения школьной здоровьесберегающей среды соответствующим оборудованием. С учетом состояния здоровья школьников нужно пересмотреть требования к школьному зданию, классным помещениям, оборудованию, техническим средствам. Необходимо создать новые требования к оснащению кабинетов, физкультурных залов, обеспечить функционирование в каждом школьном дворе спортивной площадки, по возможности организовывать кабинеты релаксации, отдыха, психологической разгрузки.

     Предметом беспокойства является организация  детского досуга. Разрушились связи между семьей, школой и учреждениями дополнительного образования. Значительную часть времени дети проводят перед телевизором, компьютером. Недоступность для многих семей стадионов, плавательных бассейнов, спортивных секций и пр. снижает возможности компенсировать утомляемость детей и недостаточность двигательной активности. Нужно продумать возможные варианты включения школьника и его семьи в спортивную жизнь микрорайона, города, региона, вернуться к практике бесплатных (льготных) абонементов на стадионы (бассейны) для многодетных или малообеспеченных семей.

Информация о работе Здоровье школьников