Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:30, реферат
Если значительные потери здоровья детей и подростков связаны с обучением в школе, то внедрение личностно – ориентированного подхода к оздоровлению, образованию и воспитанию учащихся позволит сохранить и повысить уровень здоровья и общей культуры школьников. Эти результаты будут способствовать воспитанию у ребёнка потребности быть здоровым, научить его этому, организовать помощь в сохранении и формировании здоровья. Выпускник школы должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и формировать его.
Введение 3
Здоровье школьников
4
Проблемы, связанные со здоровьем школьников и пути их решения
6
Заключение 10
Литература 11
Муниципальное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Южно-Уральский профессиональный институт
Кафедра
«Финансы и кредит»
Реферат
по дисциплине «Валеология»
На тему:
Здоровье школьников»
Челябинск
2009
Оглавление
Введение | 3 |
|
4 |
|
6 |
Заключение | 10 |
Литература | 11 |
Введение
Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.
Здоровье
каждого человека определяется отношением
внешних и внутренних воздействий
на его организм, с одной стороны,
и возможностями самого организма
противостоять нежелательным
Если значительные потери здоровья детей и подростков связаны с обучением в школе, то внедрение личностно – ориентированного подхода к оздоровлению, образованию и воспитанию учащихся позволит сохранить и повысить уровень здоровья и общей культуры школьников. Эти результаты будут способствовать воспитанию у ребёнка потребности быть здоровым, научить его этому, организовать помощь в сохранении и формировании здоровья. Выпускник школы должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и формировать его.
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.
Изучая
воздействия отдельных средовых
факторов и их комплекса на формирование
здоровья детей и подростков, гигиена
детей и подростков разрабатывает
различные профилактические программы,
использование которых
Здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным и, пожалуй, наиболее сконцентрированным следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Данное определение для российского гражданина, живущего многие годы в условиях экономической нестабильности и социального напряжения, просто не оставляет никаких надежд относительно собственного здоровья.
Охрана здоровья детей требует строгого нормирования различных видов их деятельности и правильной организации режима суток. Это не значит, однако, что школьники вообще не должны утомляться. Наоборот, до определённого предела напряжение функциональных систем, временное снижение полноценности функции – утомление – необходимо. Без этого не будет совершенствования функциональных систем, становления нового уровня регулирования, долговременной адаптации учащихся к умственной и физическим нагрузкам.
Важно оградить учащихся от чрезмерного утомления, рационально организовать учебные занятия, повысить двигательную активность и обеспечить эффективный отдых.
Качество здоровья детей – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий прогноз на ее развитие в будущем. Сегодня безопасность страны, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причинно-следственной связи с суммарным потенциалом здоровья детей, подростков, молодежи. Проблемы сохранении, поддержания здоровья и формирования культуры здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан.
2. Проблемы, связанные со здоровьем школьников и пути их решения
В процессе развития школьника можно выделить критические точки, которые оказывают особое отрицательное влияние на его здоровье: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу.
Нарушения
здоровья, связанные с обучением,
начинаются еще в дошкольном детстве
и определяются практикой подготовки
к школе, которая установилась сейчас
повсеместно. В дошкольных учреждениях,
в приготовительных классах, различных
школах для малышей дети занимаются
неспецифическими для дошкольного
этапа развития деятельностями: читают,
пишут, изучают иностранные языки,
занимаются прохождением программы
первого класса, хотя они должны
танцевать, рисовать, много гулять и
заниматься физическими упражнениями
и спортивными играми. Сотрудники
дошкольных учреждений проводят выбор
обучающих программ преимущественно
по конъюнктурным соображениям (следуя
за пожеланиями родителей), не учитывая
при этом психологических возможностей
возраста и не проводя соответствующей
разъяснительной работы с семьей.
Это ведет к тому, что условия
для нарушения состояния
Существующая
практика подготовки к школе отрицательно
сказывается на желании многих детей
учиться в школе. Они уже настолько
перегружены информацией и
Снижение двигательной активности, отмечающееся уже в дошкольном детстве, продолжается в начальной школе. Это связано со следующими обстоятельствами:
Многими образовательными учреждениями не выполняются требования нормативных документов. Эти нарушения начинаются с первого класса и постепенно приобретают характер устойчивой тенденции. Все это приводит к тому, что нарастает проблема школьной дезадаптации: от 15 до 40% младших школьников испытывают трудности привыкания к школе.
Особое беспокойство вызывает переход ученика из начальной школы в 5 класс. Необходимо устранить противоречие между условиями, в которые попадает ребенок и возможностями школьника этого периода развития. Необходима соответствующая нормативная база, новые методические письма, раскрывающие особенности детей этого возраста и специфику их обучения в этот особый возрастной период.
По данным медицины, за время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 4 - 5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза), а также заболеваний сердечно-сосудистой системы (более чем в 2 раза), что прямо связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды. Только 10% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, а 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска.
Проблемы, которыми страдает общество (курение, наркомания, токсикомания, алкоголизм др.), не обходят стороной и старшеклассников.
Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.
Пути решения проблемы здоровья школьников:
В последние годы начинает прослеживаться зависимость между видом школы и здоровьем школьников: чем выше статус образовательного учреждения (гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов), тем больше возникает проблем со здоровьем. Нужно пересмотреть требования к максимально допустимым нагрузкам, оптимизировать учебную нагрузку за счет снижения ее аудиторной составляющей и использования здоровьесберегающих технологий, не допускать превышения максимально допустимых часов аудиторных занятий, контролировать объемы домашних заданий.
На сегодняшний день личностно-ориентированный подход к растущему человеку - это основное направление, в рамках которого можно правильно ставить и решать проблему здоровья в условиях школьной жизни. Реализация такого подхода позволит достичь принципиально нового уровня культуры человека, гармонии в нем физического, интеллектуального и духовного.
Предметом беспокойства является организация детского досуга. Разрушились связи между семьей, школой и учреждениями дополнительного образования. Значительную часть времени дети проводят перед телевизором, компьютером. Недоступность для многих семей стадионов, плавательных бассейнов, спортивных секций и пр. снижает возможности компенсировать утомляемость детей и недостаточность двигательной активности. Нужно продумать возможные варианты включения школьника и его семьи в спортивную жизнь микрорайона, города, региона, вернуться к практике бесплатных (льготных) абонементов на стадионы (бассейны) для многодетных или малообеспеченных семей.