Заработная плата как фактор уровня жизни работников

Автор: D***************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 15:02, реферат

Описание работы

В настоящее время заработная плата составляет наибольшую часть дохода работника и определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Именно поэтому регулирование оплаты труда на предприятиях оказывает значительное влияние на доходы населения. Материальное стимулирование является, как известно, важным фактором производительности труда.

Работа содержит 1 файл

собственно.doc

— 81.50 Кб (Скачать)
  • финансовое положение предприятия, определяемое результатами его хозяйственной деятельности;
  • уровень безработицы в регионе среди работников соответствующих специальностей;
  • уровень государственного регулирования в области зарплаты;
  • уровень зарплаты, выплачиваемой конкурентами;
  • влияние профсоюзов и объединений работодателей.

     Итак, в этом разделе было рассмотрено: понятие заработной платы как  социально- экономической категории;  функции заработной платы; понятия номинальной, располагаемой и реальной заработной платы; структура и организация оплаты труда на предприятии.

     Глава2

  Главный   основополагающий  законодательный   документ   нашей   страны   —Конституция Российской Федерации  — имеет в своем составе  статьи,  полностью посвященные труду в стране .

      Статья  34  определяет,  что   каждый   имеет   право   на   свободное

использование  своих  способностей  и  имущества   для предпринимательской деятельности.  При   этом   не   допускается   экономическая   деятельность, направленная на монополизацию и недоброкачественную  конкуренцию.  Это  есть констатация права на труд в любой разрешенной законом форме.

      Статья 37 утверждает, что труд свободен. Каждый имеет  право  свободно

распоряжаться своими способностями к труду, выбирать  род  деятельности  или профессию. При этом принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих  требованиям  безопасности

и гигиены, на вознаграждение за  труд  не  ниже  установленного  федеральным законом минимального размера оплаты труда. Каждый  имеет  право   на   отдых.   Работающему   по   трудовому   договору

гарантируются установленные федеральным законом  продолжительность  рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

      Статья 39 определяет виды социальной  защиты граждан РФ

Основным сборником  законодательных постановлений по вопросам  организации  и оплаты труда является Трудовой Кодекс Российской Федерации.

Трудовой  кодекс, к сожалению, не дает четкого  определения управлению оплатой труда. В ним лишь отражены порядок установления заработной платы (ст. 135) и перечислены основные государственные гарантии по оплате труда работников (ст. 130).

     Согласно ст. 135 ТК РФ, системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются:

     - работникам организаций,  финансируемых из бюджетов, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;

     - работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) - законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций;

     - работникам других организаций - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.

     В процессе регулирования оплаты труда  государство, как правило, применяет  как прямые, так и косвенные  рычаги воздействия на заработную плату. К прямым мерам можно отнести: установление ставок налогообложения доходов физических лиц и отчислений во внебюджетные фонды, минимальных социальных стандартов – бюджета прожиточного минимума, восстановительного потребительского бюджета и др. и их использование в социальном партнерстве, установление минимального размера оплаты труда, регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы и государственных служащих и др. К косвенным мерам следует отнести: налоговую политику в отношении предпринимательского сектора, антиинфляционную политику, контроль над валютным курсом, эмиссию денег, регулирование процентных ставок и резервной нормы и др.

Регулирование оплаты труда является неотъемлемой частью экономической политики государства  в сложившихся реалиях рыночной экономики. Поэтому анализ теории и практики данного аспекта госрегулирования является основанием для выработки рекомендаций по возможным направлениям повышения его эффективности. Здесь особое значение имеет государственное регулирование основ оплаты труда, связанных с установлением ее минимальных гарантий. На уровне предприятия и входящих в него подразделений создаются материальные основы оплаты труда – фонд оплаты труда предприятия. На уровне региональных и отраслевых взаимодействий происходит корректировка и дифференциация этих фондов. Роль государства на данных уровнях определяется налоговой политикой и мерами по обеспечению здоровой конкурентной среды. На макроуровне страны в целом осуществляются процессы балансировки доходов и расходов населения, инвестиций и сбережений, инфляции и безработицы, в которых оплата труда играет важную роль. Процессы миграции труда и капитала на глобальном уровне также во многом связаны с этим фактором. В этом плане государственное регулирование оплаты труда и в целом доходов населения заключается в проведении налоговой и бюджетной политики, направленной на перераспределение доходов между различными группами населения.

Современное состояние  оплаты труда в России свидетельствует  о том, что для значительной части  населения ее уровень обеспечивает доходы на уровне или ниже прожиточного минимума. Низкая оплата труда вынуждает работников к сверхнормативной работе по совместительству или в домашнем хозяйстве, что негативно сказывается не только на возможностях нормального восстановления и качестве рабочей силы, но так же и на общей занятости. Стремясь найти дополнительные заработки, работники увеличивают общее предложение труда вторичной или даже третичной занятостью. Также к общему увеличению предложения труда ведет стремление подработать пенсионеров, студентов и других категорий населения, по статистике не относящегося к трудоспособному. Получается, что низкая оплата труда (а также низкий уровень пособий, пенсий и других выплат) обусловливает увеличение предложения труда, что создает препятствие повышению заработной платы и сокращению безработицы.

Низкая оплата труда обусловливает и специфику  миграционных процессов, которые характеризуются  оттоком из страны высококвалифицированных  и перспективных кадров, не желающих мириться с низкими заработками. В то же время в страну стекаются низко квалифицированные работники из менее развитых стран, соглашающиеся работать за более низкую оплату. Это также способствует удержанию невысокого уровня оплаты труда. Для значительной части работников основные интересы лежат вне сферы их официальной деятельности, доходы по которой облагаются налогами. В результате рабочие места занимаются по заниженной цене, и картина предложения рабочей силы искажается.

В российской экономике  эффект замещения имеет и еще одно проявление. Он не стимулирует активного привлечения капитала, замены живого труда овеществленным, вследствие доминирования природных ресурсов, «своеобразное» распределение ренты от которых делает любую другую деятельность в обществе экономически неэффективной, что негативно сказалось на занятости в целом и ее структуре, усилив перемещение рабочей силы в относительно технически отсталые сырьевые отрасли и в производства с преобладанием малоквалифицированного труда. В результате, происходит ориентация и концентрация трудовых ресурсов на деятельности в добывающих и связанных с ними сферах, что оказывает негативное влияние на всю систему общественного разделения труда.

Это подтверждает дифференциация оплаты труда по отраслям. Так, если в машиностроении, лесной, пищевой, легкой промышленности, отраслях здравоохранения, образования и сельском хозяйстве заработная плата составляла от 41 % до 89 % от средней по России, то в газовой отрасли – 485 %, в нефтедобывающей – 384 %, цветной металлургии – 227 %. Создавшиеся диспропорции обусловливают необходимость активной роли государства в регулировании оплаты труда.

В связи с  этим, принципиально важным в мировой  практике признается государственное  регулирование минимальных доходов  и заработной платы путем законодательного установления их размеров. Минимальная оплата труда определяется, как на общефедеральном, так и на региональном или природно-климатическом уровнях, исходя из стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой методике. Иногда размер минимальной заработной платы определяется в виде 40–50 % от размера средней заработной платы. В международной практике государственное регулирование оплаты труда также осуществляется корректировкой дифференциации заработной платы в отраслевых соглашениях, обеспечением механизма учета индекса цен и налоговой политикой. Государственное регулирование базовых параметров оплаты труда, таких как минимальная оплата на уровне прожиточного минимума и сглаживание отраслевой дифференциации является и для нашей страны необходимым условием нормального функционирования экономической системы.

Государство имеет  в своем арсенале экономические  рычаги регулирования оплаты труда  и доходов. Например, расчеты показывают, что если на три года снизить налог  на добавленную стоимость до 10 %, а единый социальный налог – до 15 %, то прирост зарплаты в рыночном секторе экономики составит до 77,8 %. Причем при таком снижении налогов доходы госбюджета увеличатся за счет роста ВВП и налоговой базы.

Таким образом, ссылка на единственный инфляционный аргумент против роста оплаты труда снимает с управленцев разных уровней ответственность за неэффективное управление производством. Между тем, в первую очередь, заработная плата повышается в сфере управления, при том, что доведение до экономически обоснованного уровня заработной платы в других сферах откладывается. Следующая проблема состоит в том, чтобы обеспечить оплату в бюджетной сфере примерно на среднем уровне отраслей экономики. Для этого следует преобразовать систему финансирования бюджетной сферы на принципах адресности, учете конкретных потребностей, платности через специальные фонды. Определенные шаги в этом направлении начали осуществляться в рамках национальных социальных проектов, например, при введении родовых сертификатов, Однако эти меры все же недостаточны для доведения оплаты труда в бюджетной сфере до приемлемых стандартов уровня жизни.

К этому следует  добавить, что значительное отличие  государственных стандартов в оплате труда (бюджетная сфера и минимальный  уровень заработной платы) от цены рабочей силы в развитых странах при практически одинаковых ценах на другие товары и услуги создает «утечку» оплаченного «теневым образом» и неоплаченного труда в «теневую экономику». Это проявляется в выплате заработной платы по двум (официальной и неофициальной) ведомостям, в разделении работ на «выгодные» и «невыгодные» по произволу работодателя, в значительном объеме денежных доходов, остающихся вне государственного контроля. Поэтому, на самом деле, значительная часть заработной платы выплачивается нелегально – по экспертным оценкам, в тень уходит до 40,6 % денежных выплат сотрудникам, что составляет 1 трлн. 840 млрд. руб. На эту же сумму уменьшается и налоговая база.

Также важнейшей  функцией государства является предотвращение многочисленных злоупотреблений в сфере оплаты труда. Для многих руководителей неплатежи стали традиционным способом решения собственных финансовых проблем посредством преднамеренных задержек расплаты с поставщиками, бюджетом и работниками.

В настоящее  время установлена ответственность работодателя за невыплату или задержку выплаты заработной платы (статьи 146, 236, 237 ТК РФ). Однако возможности возбуждения уголовных дел и применения соответствующих мер воздействия к работодателям по факту невыплаты начисленной заработной платы весьма ограничены, так как для этого требуется доказать наличие корыстного умысла должностного лица.

Серьезную проблему, непосредственно связанную с  оплатой труда, создает и значительная дифференциация населения по уровню доходов. Так, наименьшая по численности, но обладающая преимущественной долей доходов часть населения формирует спрос по мировым ценам, потребляя, в основном, продукцию импортного производства, то есть, поддерживает иностранных производителей. Доходы же большей части населения не позволяют им приобретать даже товары отечественных производителей, что привело к сужению и деформации потребительского рынка, повышая спрос на товары низкого качества иностранного производства и снижая его на товары длительного пользования отечественных производителей. Это вызвало падение объемов производства и занятости в отраслях с относительно передовыми технологиями и квалифицированными работниками, снизило спрос на высококвалифицированных работников и негативно отразилось на качестве рабочей силы.

Здесь следует  сказать о том, что введенная  с начала 2001 г. единая шкала подоходного  налогообложения противоречит широко распространенной в развитых странах  практике сглаживания дифференциации доходов применением прогрессивной  шкалы подоходного налогообложения. Однако, несмотря на выступления многих ученых, такое положение остается в обозримой перспективе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на современном этапе государственное  регулирование оплаты труда включает широкий спектр прямых и косвенных методов, таких как установление минимальных размеров оплаты труда, индексации доходов, налоговая политика, а также ряда правовых мер, продвижение по которым призвано повысить его эффективность. В то же время остаются спорными такие вопросы, как подоходное налогообложение, размеры минимальной оплаты труда, выравнивание дифференциации оплаты труда между отраслями народного хозяйства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Заработная плата как фактор уровня жизни работников