Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:44, реферат
Субординацией (соподчинением) называется вид социального управления, при котором осуществляется вертикальное упорядочение, а один из элементов какой-либо общности или одна из взаимодействующих общностей играет роль ведущего, определяющего начала в деятельности всех остальных. В государственной службе субординация - это система должностного подчинения, основанная на правилах служебной дисциплины. Данные правила определяются ведомственными положениями, инструкциями, другими нормативными актами. При субординации каждый служащий подчиняется не только своему непосредственному, но и последовательно всем вышестоящим руководителям данного ведомства. Субординационное управление свойственно, главным образом, основным формам взаимодействия другой пары всеобщих носителей социальной деятельности — социального субъекта и социального объекта. Между социальным субъектом и социальным объектом существует иерархическая зависимость, в силу которой объект зависит от субъекта. Субординационный характер имеют субъектно-объектные и объектно-субъектные отношения. Другие два вида по характеру управленческих воздействий относятся к координации.
Субординация, как вид социального
управления
Субординацией (соподчинением)
называется вид социального управления,
при котором осуществляется вертикальное
упорядочение, а один из элементов какой-либо
общности или одна из взаимодействующих
общностей играет роль ведущего, определяющего
начала в деятельности всех остальных.
В государственной службе субординация
- это система должностного подчинения,
основанная на правилах служебной дисциплины.
Данные правила определяются ведомственными
положениями, инструкциями, другими нормативными
актами. При субординации каждый служащий
подчиняется не только своему непосредственному,
но и последовательно всем вышестоящим
руководителям данного ведомства. Субординационное
управление свойственно, главным образом,
основным формам взаимодействия другой
пары всеобщих носителей социальной деятельности
— социального субъекта и социального
объекта. Между социальным субъектом и
социальным объектом существует иерархическая
зависимость, в силу которой объект зависит
от субъекта. Субординационный характер
имеют субъектно-объектные и объектно-субъектные
отношения. Другие два вида по характеру
управленческих воздействий относятся
к координации.
Понятие "иерархия" используют
тогда, когда речь заходит о сложных формах
субординации. Она упорядочивает по линии
соподчинения не просто целостности, а
системы, в которых деятельность одного
порядка оказывается зависимой от деятельности
второго порядка, деятельность второго
порядка — от деятельности третьего порядка
и т.д. Организационные структуры социальной
сферы распределяются по отраслям в соответствии
с классификатором технико-экономической
социальной информации: образование, культура
и искусство, здравоохранение, туризм,
отдых, физическая культура и спорт, наука
и инновации, жилищный фонд и коммунальное
хозяйство. Управление должно обеспечивать
равновесие в управляемой системе, решение
социальных проблем, возникших вследствие
недостаточно обоснованных экономических
решений, обострение политической ситуации,
стихийных бедствий и др. причин. Социальные
проблемы, требующие решения: занятость
и безработица, охрана труда, вынужденная
миграция, прожиточный минимум, детская
безнадзорность, формирование доходов
населения, формирование среднего класса,
образ жизни, оценка деятельности органов
управления различных уровней и общественных
организаций.
Единство централизма и самостоятельности
в практической деятельности участников
управленческого процесса достигается
через установление отношений субординации
и координации. В их основе лежит взаимосвязь
отдельных видов деятельности, их положение
по отношению друг к другу при реализации
субъектами общей цели управления. Отношения
субординации – это такие отношения между
субъектами управленческой деятельности,
которые выражают подчинение одного другому
в процессе управления единым объектом.
Отношения субординации имеют
место как между органами управления,
трудовыми коллективами, так и на индивидуальном,
персонифицированном уровне – между руководителями
и исполнителями. Субординация вызвана
необходимостью осуществления общих интересов,
общих целей, их взаимосвязи с особыми
интересами посредством определенной
соподчиненности. То есть вышестоящие
субъекты управления задают цели нижестоящим,
которые призваны реализовывать их с учетом
своего индивидуального интереса.
Отношениям субординации
присущи соответствующие, обеспечивающие
их реализацию организационные формы
управления. Это линейные управленческие
структуры, в которых подчиненность организационных
звеньев устанавливается по цепочке снизу
вверх, имеет характер однозначной связи,
когда каждый нижестоящий субъект управления
подчиняется только одному вышестоящему.
Такая связь характерна, например, для государственный органов
управления.
Для субординации характерно
использование прямых властных методов
управленческого воздействия. Например,
административное управление, суть которого
состоит в том, что на основе приказов
и распоряжений задаются конкретные рабочие
цели и задачи деятельности подчиненных.
Однако чрезмерная субординация
ведет к жесткой регламентации деятельности
исполнителей в ущерб их самостоятельности,
недоиспользованию их творческого потенциала.
Первая модель –
координация Это такая модель управления,
при которой осуществляется горизонтальное
упорядочивание, а стороны, части и элементы
одной и той же социальной общности характеризуется
тождеством между собой и равновеликостью.
Пример: взаимоотношения людей в составе
семьи - взаимоотношения семей в составе
наций.
Вторая – субординация
Такая модель социального
управления, при которой осуществляется
вертикальное упорядочение одним из элементов,
являющемся ведущим и определяющим начало
деятельности остальных. Вместо сорасполажения здесь
действует соподчинение. Такая модель
в основном применима к государственной
службе, государственным органам. Она
существует определенный период времени.
И третья модель – реординация Такая модель социального
управления, при которой осуществляется
правовое переподчинение одной общности
другой, как по горизонтали, так и по вертикали.
Все эти виды управленческих
отношений тесно переплетаются между
собой, с их помощью элементы государственно-управленческой
системы создают определенную целостность
и единство. Один и тот же орган исполнительной
власти может быть субъектом сразу многих
управленческих отношений.
Учтя особенности, характерные
для определенных видов управленческих
отношений, можно глубже и детальнее оценить
их содержание. А это даст
возможность совершенствовать их в интересах
обеспечения более эффективной деятельности
системы управления.
персоналом и мотивация труда.
Комплексный подход к управлению, как единству всех функций, позволил
выделить новое в характеристике управления - функцию руководства персоналом.
Руководство персоналом как функция управления призвано объединять,
координировать, взаимосвязывать и интегрировать все прочие функции в единое
целое. Функция руководства - это мозг всего управления, его центральная
нервная система. Чем сложнее система функций управления, тем она
дифференцированнее, тем острее перед руководством встает задача постоянного
совершенствования управления как внутри каждой функции, так и в
межфункциональном аспекте. В результате от функции руководства все чаще
обосабливается специфическая функция совершенствования управления в
качестве самостоятельной функции.
Важнейшими принципами руководства персоналом являются:
· возложение ответственности на каждого работника за его работу;
· каждый работник должен знать, кому именно он подчиняется и от кого
получает указания.
Система управления, состоящая из иерархии различных ступеней (звеньев),
предполагает закрепление различных этапов управления за отдельными
руководителями или органами (аппаратом) управления. Эти руководители имеют
разные ранги. Так, при развитой иерархии управления высший руководитель не
занят какой-либо одной функцией управления. Главной задачей высшего
руководства является процесс управления в целом: координация разных функций,
их увязка и согласование; подбор руководителей соответствующих служб и
подразделений; организация иерархии управляющей системы в целом.
Руководители среднего и низового уровня выступают как организаторы
определенных видов работ. В их обязанности входит: составление общего плана
работы; объединение людей для работы; руководство работой; согласование
работы отдельных частей организации и отдельных работников; контроль
за работой.
В современных условиях претерпела существенные изменения мотивации
руководства персоналом: преобладающее значение приобрели социально-
экономические
и социально-психологические
административными; руководство теперь направлено на осуществление
сотрудничества персонала для достижения намеченных целей; получил развитие
принцип коллегиальности в управлении.
Коллегиальность в управлении предполагает, что профессионалы менеджеры
Информация о работе Западная и восточная модели социального управления