Занятость населения и регулирование

Автор: Дмитрий Ермаков, 17 Октября 2010 в 18:49, реферат

Описание работы

Работа посвящена одной из важнейших экономических проблем, проблеме занятости населения и сокращения безработицы. В данной работе рассмотрена сложившаяся ситуацию на рынке труда в Российской Федерации в настоящее время, раскрыто само понятие занятости, рассмотрены типы, причины и методы борьбы с безработицей, а также обозначена роль государства в решении этого вопроса.

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

Занятость населения и регулирование.rtf

— 324.13 Кб (Скачать)

    Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

    Следует отметить, что структурные сдвиги в российской экономике, которые  сопровождаются высвобождением большого числа работников с предприятий, испытывающих экономические трудности, повышают значимость территориальных аспектов политики занятости. Поэтому в этих условиях приоритетом государственной политики занятости становится содействие занятости и обучению безработных в тех регионах и населенных пунктах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных предприятий, влекущие массовое высвобождение работников.

    Одним из ключевых элементов нового подхода к политике занятости является повседневное внедрение современных методов профилирования безработных, которые получили широкое распространение в практике служб занятости промышленно развитых стран. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению проблем таких безработных. Услуги службы занятости в части трудоустройства оказываются более результативными, если они становятся обязательным дополнением системы пособий по безработице.

    Одним из инструментов реализации политики государства в области занятости населения является прежде всего стратегическое планирование, предусматривающее использование правового, экономического и финансового механизмов. «Основными  формами стратегического планирования занятости населения в Российской Федерации являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, федеральных целевых программ содействия занятости населения, комплексных программ создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития»4.

    Государственным органам необходимо больше направлять бюджетных средств на мероприятия по содействию трудоустройству населения, куда входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и др., а также мероприятия по профессиональному обучению безработных граждан и профессиональной ориентации граждан. Но в сравнительном анализе за 2001 - 2002 года наблюдается снижение государственного участия в данном вопросе (См. таблицу 3 в приложении).

    Подводя итог данного пункта, хочу отметить, что забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения и росте на этой основе его доходов является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Главное при этом: уже на предварительных стадиях разработки различных программ и прогнозов обеспечить жесткую координацию решения экономических и социальных вопросов, встраивание проблем занятости населения в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований как на федеральном, так и на региональном уровне.

    На мой взгляд, регулирование и стратегическое планирование занятости имеет очень важное значение для экономики страны. Для успешной подготовки и принятия управленченских решений в области занятости необходим глубокий количественный и качественный анализ населения как производственной силы общества, субъекта производства. 

    Заключение

    Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

    Проблема занятости и безработицы, которая тесно связана  проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить экономически сильную державу.

    Для этого необходимо: проведение мер, способствующих созданию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, также разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе, совершенствование системы оплаты труда, расширение возможности получения населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий и льгот, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, регулирование международных потоков рабочей силы, создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, внедрение современных методов профилорования безработных и многие другие меры.

    Государство должно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, создать правовую базу, которая будет регулировать вопросы занятости и социальной защиты безработных. Должна быть взаимосвязь  с общими направлениями социально-экономического развития общества.

    Надо, чтобы государство настойчиво, твердо и планомеренно проводило свою политику в сфере занятости населения, снижении уровня безработицы и как следствие укрепления экономической мощи страны. 

Список используемой литературы

1. Денисова И.А., Савватеев А.В. Эффективность активных программ содействия занятости населения в России. / Препринт. - М.: ЦЭФИР, 2002.

2. Логвинов С.А. Макроэкономическое стратегическое планирование: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2001.

3. Логвинов С.А., Павлова Е.Г. Стратегическое планирование: Учебное пособие. М.: Финансовая академия, 2002.

4. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда. Москва, ИНФРА-М, 2000. Гл.10.

5. Современный экономический словарь. - 3 - е изд.., - М.: ИНФРА - М, 2003

6. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. - М.: Издательство «Экзамен», 2003.

7.   Архангельская Н. Кто беден в России? // Эксперт. -  2004, № 16, с. 88 - 94

8. Бреев Б.Д. Экономические последствия безработицы: оценка потерь. // Общество и экономика. - 2002. №5.

9.  Четвернина Т. Масштабы безработицы в России и способы её измерения. // Вопросы экономики. - 2000 № 11

10. Государственный комитет Российской Федерации по статистике. «Обследование населения по проблемам занятости»., М.: Февраль 2003.

11. «Регионы России». Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2002: статистический сборник/ Госкомстат России. - М., 2002.

12. Россия в цифрах. 2003: Краткий статистический сборник/Госкомстат России. - М., 2003.

13. «Труд и занятость в России»: Статистический сборник/ Госкомстат России. - М., 2001.

14. Данные Минтруда России и Минэкономразвития России. (www.government.ru) 

15. Занятость и безработица в 2003 г. - материалы Вестника русского экономического общества (www.ress.ru)

16. Сайт Госкомстат РФ: www.gks.ru 

Информация о работе Занятость населения и регулирование