Автор: Дмитрий Ермаков, 17 Октября 2010 в 18:49, реферат
Работа посвящена одной из важнейших экономических проблем, проблеме занятости населения и сокращения безработицы. В данной работе рассмотрена сложившаяся ситуацию на рынке труда в Российской Федерации в настоящее время, раскрыто само понятие занятости, рассмотрены типы, причины и методы борьбы с безработицей, а также обозначена роль государства в решении этого вопроса.
нет
Таким
образом безработица,
как я уже отмечала раньше,
является характерной чертой рыночной
экономики. Поэтому полная занятость -
нонсенс, не совместимый с идеей рыночного
хозяйства. В то же время понятие «полная
занятость» не означает полного отсутствия
безработицы. Экономисты считают фрикционную
и структурную безработицу совершенно
неизбежной, следовательно, уровень безработицы
при полной занятости равен сумме уровней
фрикционной и структурной безработицы.
Другими словами, уровень безработицы
при полной занятости достигается в том
случае, когда циклическая безработица
равна нулю. Уровень безработицы при полной
занятости называется естественным уровнем
безработицы.
2.2. Причины возникновения безработицы
Вообще, анализ причин безработицы дают многие экономические школы. Одно из самых ранних объяснений дано в труде английского экономиста-священника Т. Мальтуса (конец XVIII века ) “Опыт о законе народонаселения”. Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства.
Довольно тщательно исследовал безработицу К. Маркс в “Капитале” (вторая половина XIX века). Он отметил, что с техническим прогрессом растет масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Маркс допускал и другие причины, в частности, цикличность развития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развития рыночного хозяйства.
Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице.
К причинам возникновения безработицы относятся:
высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец
Поведение покупателя на рынке рабочей силы определяется в данных условиях соотнесением затрат на покупку рабочей силы и дохода, который он получит от ее использования в течение определенного периода времени с теми затратами, которые он понесет на покупку машины, заменяющей рабочую силу и того результата, который принесет ему эта машина. Если такое сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель откажется от покупки рабочей силы и отдаст предпочтение машине. Рабочая сила человека будет непроданной, а сам он окажется в роли безработного. Научно-технических прогресс и повышение технического строения производства есть одна из причин роста безработицы в современных условиях.
Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель
В этом случае продавец (наемный рабочий) отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение определенного времени он может оставаться без работы и относиться к категории безработных.
Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.
В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в процесс производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой или наличия рабочей силы настолько низкого качества, что покупатель не желает ее приобретать. Это бродяги, инвалиды и т.п. Эта категория граждан, как правило, навсегда теряет работу и надежду ее найти и попадает в разряд застойных безработных.
Таким
образом, основной причиной возникновения
безработицы является нарушение равновесия
на рынке рабочей силы. Это неравновесие
особенно усиливается в периоды экономических
спадов, войн, стихийных бедствий и т.п
2.3. Методы борьбы с безработицей
Несмотря на внутреннюю связь безработицы с рыночной системой хозяйствования, государство принимает и все более совершенствует методы
борьбы по снижению безработицы и вызываемых ею потерь.
Пигу и его последователи в качестве главного метода борьбы с безработицей рассматривали снижение заработной платы.
Кейсианские методы борьбы с безработицей состояли в увеличении бюджетных расходов на организацию общественных работ. В стратегическом аспекте они сводились к реализации мер, способных оживить спрос.
Сторонники монитаристкой теории главным методом решения всех проблем считали снижение инфляции за счет резкого сокращения государственных расходов, социальных выплат.
Наблюдая за соотношением величин безработицы и инфляции, британский экономист А.У. Филипс установил (1958г), что между уровнем безработицы в стране и темпами роста цен наблюдается обратно пропорциональная зависимость. На графике связь уровня безработицы и темпов инфляции изображается в виде кривой Филипса (см. График 1 в приложении).
Кривая Филипса отражает тот факт, что стремление сократить безработицу путем расширения спроса и увеличения числа рабочих мест приводит к ускоренному росту инфляции. В то же время увеличение доли безработных приводит к сокращению денежной массы, выплачиваемой в виде заработной платы, и тем самым способствует подавлению инфляции.
Приходится, однако, отмечать, что попытки государственного регулирования экономики, опирающиеся на кривую Филипса, как показал опыт второй половины XX века, не всегда ведут к успеху. Часто оказывается, что увеличение безработицы сопровождается снижением роста цен лишь в кратких пределах времени. В долгосрочной перспективе последствия могут быть иными.
3. Государственное регулирование и стратегическое планирование занятости
В реализации среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2002-2004 годы среди основных задач в области социальной политики, которая «составляет одну из важшейших сфер деятельности любого государства и рассматривается в качестве инструмента управления социально - экономическим развитием общества»3, особое значение приобретают вопросы:
сокращения уровня бедности населения и связанного с этим роста платежеспособного спроса со стороны большинства категорий граждан;
безусловной приоритетности инвестиций в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике;
создания для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.
Важно подчеркнуть, что успешное выполнение всех указанных задач, комплексно связано с решением одной очень важной социально-экономической задачи - созданием условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости населения. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.
В новых условиях государственная политика занятости должна быть еще более тесно взаимосвязана с общими направлениями социально-экономического развития общества. В практической деятельности это означает обязательный учет интересов политики занятости при принятии решений в области инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политики, реализации производительных, научно-технических и социальных программ.
При определении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации в области занятости и рынка труда в первую очередь необходимо учитывать существенный рост в 2002-2004 годах численности населения в трудоспособном возрасте с 87,9 млн. до 89,3 млн. человек, или на 1,4 млн. человек. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения в эти годы ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция между молодежью, вступающей в трудоспособный возраст, и высвобождаемыми работниками среднего и старшего возраста. Учитывая это, в перспективе по-прежнему главной задачей остается недопущение массовой безработицы, особенно в тех регионах, где она уже в настоящее время близка к критической отметке.
Одновременно на рынке труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству будет иметь место существенный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации труда.
Для
регулирование занятости государство
предпринимает следующие действия:
- в период массовой безработицы сокращает
законодательно установленную продолжительность
рабочего дня и рабочей недели;
- рекомендует
проводить на предприятиях «разделение
рабочих мест» между работниками (для
увеличения занятости);
- досрочно увольняет на пенсию работников
государственного сектора экономики,
которые не дослужили до пенсии 2-3 года.
- создает новые рабочие места и организует
общественные работы, особенно для хронически
безработных и молодежи.
Реализация государственной политики занятости населения также должна осуществляется, на мой взгляд, по таким основным направлениям, как:
создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных;
Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.
создание условий со стороны государства для самозанятости населения.
В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.
обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.
поощрение территориальной мобильности рабочей силы.
Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.
регулирование международных потоков рабочей силы.
В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами.
Также, я думаю, к основным направления государственной политики на рынке труда необходимо отнести:
осуществление мер по предупреждению высвобождений работников, смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;
создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях с целью сокращения времени поиска гражданами работы;
содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии, специальности и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования для получения соответствующего образования до начала трудовой деятельности.