Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:42, контрольная работа
Занятость населения и безработица являются одними из центральных проблем в мире. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики любого государства. Особенно безработица обостряется в тех странах, где происходит переход к иной системе экономики. В настоящее время такой переход к рыночным отношениям осуществляется в России, и в связи с этим возникают большие трудности, социально-экономические проблемы, которые, в свою очередь, обуславливают возникновение безработицы.
Введение ………………………………………………………………………. ..3
Занятость и трудоустройство…………………………………………………..4
Виды и формы занятости ……………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………..14
Список использованной литературы…………………………………………16
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….
..3
Занятость и трудоустройство…………………………………
Виды и формы занятости
……………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………16
Введение
Занятость населения и
безработица являются одними из центральных
проблем в мире. Достижение высокого
уровня занятости – одна из основных
целей макроэкономической политики
любого государства. Особенно безработица
обостряется в тех странах, где
происходит переход к иной системе
экономики. В настоящее время
такой переход к рыночным отношениям
осуществляется в России, и в связи
с этим возникают большие трудности,
социально-экономические
Проблема обеспечения занятости населения в период перехода к рыночной организации экономики является исключительно актуальной и требует научной разработки правовых средств, направленных на развитие занятости и формирование эффективного правового механизма государственного регулирования, объединяющего политику занятости, финансово - экономические, кадровые и правовые компоненты.
На сегодняшний день можно констатировать несоответствие между потребностью населения в трудоустройстве и потребностью в кадрах. Оно касается профессионального состава, запросов и притязаний работников и характера предлагаемой работы. Это свидетельствует о том, что проблема свободных рабочих мест реальна и весьма болезненно сказывается на конкретных предприятиях.
Занятость и трудоустройство
Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Занятыми считаются граждане:
Отнесение этих категорий граждан к занятым означает, что в отношении них государство не осуществляет тех мер социальной защиты и тех видов помощи, которые адресованы незанятым гражданам.
К незанятым гражданам относятся:
Последняя категория населения объединяет как лиц, способных к труду, но не желающих трудиться, так и граждан, ранее работавших и высвобожденных из организаций или прошедших обучение и ищущих работу - безработных. Именно в отношении безработных, в основном, направлена политика государства содействующая их занятости.
Определение правового статуса безработных означает установление круга лиц, относящихся к данной категории граждан, их прав и обязанностей, а также гарантий соблюдения этих прав.
В соответствии со ст. 3 Закона о занятости безработными признаются граждане, которые:
а) трудоспособны;
б) не имеют работы и заработка;
в) зарегистрированы в учреждениях службы занятости в целях поиска подходящей работы;
г) ищут работу;
д) готовы приступить к ней.
Эти пять признаков формируют понятие "безработный" и отсутствие хотя бы одного из них делает невозможным признание гражданина безработным.
Трудоспособность граждан определяется их возрастом и состоянием здоровья. С точки зрения возраста не могут быть признаны безработными граждане, не достигшие возраста 16 лет, а также те, которым назначена трудовая пенсия по старости, в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению (п. 3 ст. 3 Закона).
Отсутствие работы и заработка означает, что гражданин не относится ни к одной из категорий занятых.
Регистрация в учреждениях
службы занятости осуществляется на
основании Порядка регистрации
безработных граждан в
Первичная регистрация осуществляется
без предъявления гражданами каких-либо
документов в целях учета общей
численности безработных для
получения необходимой
Для регистрации в целях поиска подходящей работы граждане представляют документы: паспорт; трудовую книжку или иные документы о стаже; документы о профессиональной квалификации; документы о заработке за последние три месяца по последнему месту работы; инвалиды - дополнительно индивидуальную программу реабилитации, на основании которых учреждения службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации должны предложить обратившемуся два варианта подходящей работы. При невозможности предоставления подходящей работы из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации ему может быть предложено пройти профессиональную подготовку или переподготовку, а также повысить квалификацию по направлению учреждений службы занятости.
Если на этом этапе подходящая работа гражданину не найдена, то не позднее 11-го дня со дня регистрации в целях поиска подходящей работы гражданин регистрируется в качестве безработного. При отказе в регистрации гражданин имеет право на повторное обращение через месяц. При этом мотивы отказа должны быть сообщены ему письменно.
Перерегистрация безработных граждан проводится в сроки, установленные учреждениями службы занятости. Снятие с регистрационного учета производится в случаях:
Граждане, претендующие на получение статуса безработных, должны искать работу. Свидетельством того, что гражданин ищет работу, является его явка по приглашению учреждения службы занятости для знакомства с предлагаемой работой.
Наконец, безработный гражданин
должен быть готов приступить к работе.
Это означает, что в момент регистрации
не должно быть препятствий к тому,
чтобы гражданин смог начать работу,
как только она будет ему найдена.
Если такие препятствия неустранимы,
то признание безработным
Под трудоустройством следует понимать систему организационных, экономических, правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения.
Трудоустройство осуществляется различными субъектами. Прежде всего это могут быть работодатели - они имеют право принимать на работу граждан, обращающихся к ним. В ряде случаев работодатели обязаны принимать меры к упреждающему трудоустройству работников, подлежащих увольнению из организации. В этом случае трудоустройство происходит без участия посредников. В качестве посредников при трудоустройстве могут выступать как государственные органы, так и негосударственные организации. Государственным органом является федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы. Негосударственное посредничество может оказываться любыми юридическими лицами, при этом деятельность, связанная с трудоустройством за границей осуществляется на основании лицензии.
Указанные органы оказывают услуги по содействию в трудоустройстве как незанятым, так и занятым гражданам, желающим сменить место работы или форму занятости. При этом государственные органы услуги оказывают бесплатно, негосударственные, как правило, - на платной основе.
При характеристике предлагаемой работы существенное значение имеет то, что такая работа должна быть подходящей. Понятие подходящей работы сформулировано в ст. 4 Закона о занятости. Подходящей считается работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня профессиональной подготовки. Уровень профессиональной подготовки определяется наличием профессионального образования, уровнем квалификации (разряд, класс, категория), а также опытом работы по специальности. Подходящей считается работа по любой из имеющихся у гражданина профессий и специальностей, однако предпочтение отдается:
Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, считается подходящей для граждан:
Подходящей не может считаться работа, если:
Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума.
Виды и формы занятости
Виды занятости дают характеристику распределению активной части населения по профессиям и специальностям, по сферам применения труда. В обществе существуют несколько видов занятости.