Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:56, реферат
Целью курсового исследования является рассмотрение социальной политики и социальной работы в их взаимосвязи, то есть, определение причинно-следственного аппарата. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать сущность, содержание и основные направления социальной политики;
2. Рассмотреть роль социальной работы в обществе, изучить её природу;
3. Исследовать социальную работу с различных практических и теоретических аспектов;
4. Определить причинно-следственный механизм в сочетании социальной политики и социальной работы.
ВВЕДЕНИЕ
4
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
5
1.1. Сущность социальной политики
5
1.2. Содержание социальной политики
6
1.3. Основные направления социальной политики государства
11
2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА
17
2.1. Природа социальной работы
17
2.2. Социальная работа как наука и учебная дисциплина
18
2.3. Социальная работа как профессиональная деятельность
21
2.4. Социальная работа как практическое воплощение социальной политики
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.2. Социальная работа как наука и учебная дисциплина
Время
становления теоретических
1. Социально-экономические причины связаны с процессами развития капиталистических отношений и их влиянии на социальную сферу:
- Изменения в характере общественного производства (повышения роли ответственности человека в производстве, наличие больших коллективов трудящихся, включение женщин и детей в производство) привлекли особое внимание к личности рабочего и условиям его жизни;
- Массовая урбанизация, сопровождающаяся миграциями, изменяла коренным образом стереотипы жизнедеятельности больших масс людей и обострила проблемы адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям;
- Существующая социальная ситуация на производстве сопровождалась углублением социальных конфликтов (борьба трудящихся за свои права) и как следствие ростом революционных настроений;
- Формирование глобальных проблем человечества (экологических, демографических, опасность самоуничтожения и др.);
- Рост образованности, информированности населения, усложнения структуры жизнедеятельности человека. [3,28]
В условиях массового революционного поведения актуальным становится поиск механизмов социального маневрирования через принятие социального законодательства и формирование теоретически обоснованной социальной политики.
Собственно-научные
причины связаны с процессами
саморазвития теоретического знания в
это время. Эволюция теории социальной
работы определяется, с одной стороны
– процессами дифференциации, свойственными
науке на рубеже XIX и XX вв.: в этот
период психология, социология, психотерапия
оформляются как
Разработка
теоретических основ
Для современной теории социальной работы характерен интеграционный и междисциплинарный подход. Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идёт в трёх направлениях:
Во-первых, определяется место социальной работы как науки среди родственных социальных дисциплин: философии, истории, политологии, социальной психологии, культурологии и т. д.
Во-вторых, ведётся поиск собственно теоретического обоснования социальной работы как специфического объекта исследования.
В-третьих, выявляется взаимодействие последней с другими науками о человеке и обществе.
Наибольшее
влияние на её развитие, по-прежнему,
оказывает социология и психология,
а также такие научные
Как
область научного знания теория социальной
работы обладает всеми методологическими
показателями науки: собственный объект,
предмет, категории, принципы, методы.
Своеобразие теории социальной работы
сказывается и в том, какое
место занимает эта наука среди
других. На сегодняшний день теория
социальной работы выступает как
самостоятельная отрасль
Социальная работа – это универсальный вид деятельности. Это обусловливает междисциплинарный характер теории, практики социальной работы, всестороннюю и глубокую связь с другими научными и учебными дисциплинами, особенно гуманитарными.
Задачами учебного предмета «Социальная работа» являются:
1. На основе знаний, полученных при изучении курса, скоординировать представление слушателей о социальной работе.
2. Способствовать формированию профессионального мышления, умению анализировать социальную ситуацию. [8,24]
В контексте интегративного характера социальной работы существуют и межпредметные связи, особенно с философией, психологией, социологией, педагогикой, антропологией, правом.
2.3. Социальная работа как профессиональная деятельность
Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Социальная работа осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровне. Непрофессиональный уровень социальной работы – это добровольная (благотворительная) помощь, профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т. д.).
Социальная работа как профессия имеет форму социального проектирования и прогнозирования (структурная социальная работа) и непосредственной работы с клиентом (психосоциальная работа).
Цели
социальной работы независимо от модели
теоретического обоснования и практики
связаны с поддержанием личности
клиента, а задачи социальной работы
меняются в зависимости от сфер социальной
практики, характера проблем клиентов,
социально-психологических
2.4. Социальная работа как практическое воплощение социальной политики
Социальная политика находит свое практическое воплощение в социальной работе. Только в этом она может иметь реальные результаты. Социальную политику можно рассматривать как причинно обусловленную ситуацию, динамичную по форме и ориентации деятельность по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе. Опираясь на силу законов и подзаконных нормативно-правовых актов, структуры органов государственного управления, социальная политика стремится создать предпосылки для адаптации человека к изменчивым во времени и в пространстве условиям жизнедеятельности. Серьезная политика не может сводиться к декларациям и заверениям, не подкрепленным конкретными мерами социальной помощи и поддержки населения. Такой подход лишь дискредитирует социальную политику, тормозит поступательное развитие общества. Вот почему проблема реализации социальной политики через социальную работу является актуальной.
Учет
интересов и потребностей социальных,
профессиональных, национальных, половозрастных
групп населения – это сложный,
несвободный от противоречий процесс.
И чем глубже осмыслены и изучены
жизненные потребности
В социальной политике можно выделить два взаимообусловленных, взаимодействующих элемента:
1. научно — познавательный;
2. практически – организационный.
Научно–познавательный элемент выступает, как результат анализа и осмысления назревших в обществе потребностей, тенденций развития социальных процессов, как обобщенный результат.
Практически–организационный элемент связан с непосредственным осуществлением концептуальных положений, стратегических задач социальной политики. И здесь большое значение приобретает разносторонняя организаторская деятельность органов государственного управления системой социальных служб и работа с населением, подчиненная задачам социальной политики государства. Всесторонне взвешенная, научно обоснованная социальная политика государства, созвучная с интересами народа, составляет важнейшую основу содержания социальной работы, обеспечивая ей целеустремленность, а организаторам уверенность к практическим шагам.
Организаторская работа – это распорядительная деятельность управленческих органов по рациональному разделению труда при решении поставленной задачи, по оптимальному использованию сил и средств, способа стимулирования для качественного и своевременного выполнения задания. Организаторская работа по реализации социальной политики является организационным уровнем социальной работы и включает в себя:
- глубокое уяснение, вытекающих из содержания социальной политики задач, и всесторонний анализ, и оценку условий для их решения;
- подбор и расстановку кадров, создание или изменение организационных структур в интересах решения строящих задач;
- доведение до исполнителей задания, определение их функций, полномочий и ответственности, ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении;
- разъяснение смысла и социальной значимости качественного и своевременного выполнения задач, способов стимулирования труда. Координацию усилий и действий структурных подразделений и конкретных исполнителей, обеспечение целеустремленности их деятельности;
- проведение хода исполнения по этапам и в целом, оценку деятельности исполнителей, извлечение уроков и формирование выводов для последующей деятельности. [8,39]
Научно – познавательная сторона, характеризуя, прежде всего уровень научной обоснованности социальной политики, формирует цели и общее содержание развития социальной сферы, ее инфраструктуру, определяет направленность, стратегию организаторской работы в этом направлении, а, следовательно, выполняет важную методологическую функцию в отношении социальной работы в обществе.
В то же время методологическая функция научно – познавательного компонента социальной политики не означает односторонности ее воздействия на характер и содержание организаторской и социальной работы в обществе. Социальная работа с ее разветвленной структурой органов управления в различных регионах общества и обширной сетью центров социальной помощи населению оказывает обратное и притом активное воздействие на социальную политику, поскольку играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами. Вбирая в себя практически–организационный аспект социальной политики государства, социальная работа обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность. Такова диалектика взаимодействия социальной политики и социальной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённое курсовое исследование позволяет сделать следующие выводы.
В узком
понимании, социальная политика – это
действия правительства, направленные
на распределение и
В широком смысле, социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества.
Проведение социальной политики является не столько обязанностью государства, сколько необходимостью. Социальная политика является фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности.
Реализация социальной политики государства осуществляется по нескольким направлениям, к которым относятся:
Социальная работа как общественное
явление свойственна
Если говорить о взаимосвязи социальной работы и социальной политики, то первое является следствием второго, то есть, социальная политика находит свое практическое воплощение в социальной работе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Взаимосвязь социальной политики государства с социальной работой