Взаимосвязь социальной политики государства с социальной работой

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:56, реферат

Описание работы

Целью курсового исследования является рассмотрение социальной политики и социальной работы в их взаимосвязи, то есть, определение причинно-следственного аппарата. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать сущность, содержание и основные направления социальной политики;
2. Рассмотреть роль социальной работы в обществе, изучить её природу;
3. Исследовать социальную работу с различных практических и теоретических аспектов;
4. Определить причинно-следственный механизм в сочетании социальной политики и социальной работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
5
1.1. Сущность социальной политики
5
1.2. Содержание социальной политики
6
1.3. Основные направления социальной политики государства
11
2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА

17
2.1. Природа социальной работы
17
2.2. Социальная работа как наука и учебная дисциплина
18
2.3. Социальная работа как профессиональная деятельность
21
2.4. Социальная работа как практическое воплощение социальной политики

22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

27.docx

— 56.27 Кб (Скачать)

В современных западных странах  доходность экономики в целом  достаточно высока, что позволяет  правительствам этих государств проводить  эффективные социальные программы, тем самым обеспечивая благоприятную  социальную ситуацию, способствующую динамике развития.

Формой реализации социальной политики государства выступают распределение продуктов и услуг, трансфертные выплаты, а также государственные программы по стабилизации доходов.

Кроме этого, в социальной политике нужен разумный подход. Необходимо понимать, что полное уничтожение  различий в доходах населения приведёт к разрушению самого рыночного механизма. Таким образом, социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструментом. С одной стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряженности, а с другой - никоим образом не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму.

 

1.3. Основные направления социальной политики

 

Реализация социальной политики осуществляется по нескольким направлениям, к которым относятся:

  1. социальное страхование;
  2. социальная защита работников и политика в области заработной платы;
  3. социальные меры на рынке труда;
  4. жилищная политика. [6,53]

Социальное страхование - наиболее важная часть политики государства  в социальной сфере. В процессе производства работники могут потерять (по ряду объективных причин, например, из-за травмы) возможность продолжать работу. При этом они лишаются источника  дохода. Для решения возникшей  в этом случае проблемы существует две возможности. Первая - выплата  определенной суммы за причиненный  ущерб. Однако единовременное пособие  не дает ему возможности существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхование.

В зависимости от соблюдения принципов страхования и обеспечения  им адекватных источников финансирования можно выделить 3 модели организации  социального страхования:

1. В первой модели страховые  начала не развиты. Размер выдаваемых  социальных пособий и выплачиваемых  пенсий зависит от ряда второстепенных  внешних факторов, от служебного  положения. Недостаток денежных  средств покрывается учредителями. Подобная система способна обеспечить лишь невысокие уровни защиты и может существовать только в условиях бездефицитного государственного бюджета. Рыночным условиям хозяйствования, как правило, свойственен дефицит государственного бюджета, а значит, велика вероятность того, что государство не сможет выполнить своих обязательств.

2. Отличительная черта  второй модели - страхуемые и страхователи  делают взносы, однако расчеты  с ними не учитывают степени  вероятности наступления того  или иного страхового события,  т.е. социального риска. Страхование  фактически осуществляется в  пользу третьих лиц, и накопление  финансовых средств никак не  связано с ростом обязательств.

3. Третья модель строится, исходя из страхования социальных  рисков. Величина накопленных средств  в каждый конкретный момент  времени соответствует взятым  страхователями обязательствам. Выплаты  не могут превышать установленного  соотношения между выдаваемыми  пособиями и поступлениями. Эта  модель социального страхования  обычно предусматривает способы  покрытия дефицита средств путем  образования запасных фондов, перестрахования рисков и т.д. Такая форма организации социального страхования достаточно гибка. [6,42]

Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, так как большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти. Кроме того, в любом государстве имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Ко всему этому можно добавить, что политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров, которые заключают между собой работники и предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между работниками и работодателями речь должна идти не просто о купле - продаже товаров, а о социальном статусе личности.

Международная практика и  отечественный опыт свидетельствуют  о том, что к важнейшим принципам  социальной защиты работников следует  отнести:

1. социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов ООН, МОТ и других признанных международных норм;

2. социальная справедливость в области трудовых отношений - равные права на условия и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, высокий уровень компенсации утраты трудоспособности, обеспечение медицинского обслуживания, социальной и профессиональной реабилитации;

3. всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально-экономического развития общества;

4. минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации;

5. государственные гарантии связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;

6. заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство, предприниматели, товарищества социального страхования и широкий круг профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты;

7. солидарность всех субъектов социальной защиты на основе «социальных договоров», касающихся распределения финансового бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;

8. экономическую и социальную свободу работников в области труда - выбор профессии с приемлемыми уровнями социальных и профессиональных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциаций;

9. личную ответственность работников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места работы;

10. многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты - от государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп;

11. многосубъектность социальной защиты - субъектами социальной защиты должны выступать: государство (в лице ведомств и министерств), работодатели, товарищества по страхованию, региональные органы управления;

12. многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты - предметом внимания должны стать условия и оплата труда работников, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты работоспособности и реабилитационные услуги. [4,51]

Социальная политика на рынке  труда делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда. Социальная политика применительно к рынку труда связана прежде всего с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его состоянии заинтересованные органы. Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.

Инструментарий социальной политики в области рынка труда  включает в себя наряду с произведением  компенсационных выплат при безработице  и в период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству  и профессиональному обучению, облегчающих  вступление в трудовую жизнь или  смену профессии.

Финансовые средства из фонда  страхования по безработице должны использоваться эффективно, например, в целях финансирования мероприятий  по профессиональному обучению, реабилитации, облегчающей возвращение к трудовой деятельности, а также в качестве вспомогательных средств для  создания и изменения структуры  рабочих мест. Наряду с этим целью  современной политики обеспечения  занятости является также решение  проблем особых групп работающего  населения (пожилых людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).

Жилищная политика – это политика обеспечения необходимых жилищных условий. Жилищная политика рассматривается в современных западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

В традиционном варианте это  направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств  для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии  поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные  органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и  сдают их в наем семьям с низкими  доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет  строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет  к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство  обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму  доходов владельцев за сдаваемое  в наем жилье. В отдельных случаях  приходится поступать еще более  решительно: изымать из частной собственности  землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ  ЧАСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА

 

2.1. Природа социальной  работы

 

Социальная  работа как общественное явление  свойственна человеческому обществу с момента его существования. В различные периоды своего развития общество помогало в различной форме своим членам выживать. Данная модель помощи определяется уровнем развития общества, его культурой в конкретно-исторический период. Самые первые формы социальной помощи – милостыня. С появлением государства процесс оказания помощи обогащается системными свойствами (законодательное основание помощи, регламентация процесса и т. п.).

Особую роль в развитии социальной работы сыграло распространение  христианской идеологии. Помимо того, что церковь активно участвует  в реальной деятельности по созданию институтов помощи и поддержки различных  категорий населения, христианская доктрина вносит в процесс оказания помощи новый нравственный смысл. Пересматривается само понимание таких явлений  как бедность, нищета в контексте  своеобразной социально-религиозной  активности, направленной на преобразование мира по образу и подобию Божию.

Во второй половине XIX в. активное участие  в процессах оказания помощи начинает играть не только государство, церковь, но и различные общественные организации, прежде всего – благотворительные, просветительские общества, феминистские организации. [3,17]

Государственная система помощи и  поддержки сосредоточила свое внимание, в основном, на лечении социальных недугов, таких, как бедность, беспризорность, нетрудоспособность. В ряде стран  появляются государственные организации, целенаправленно осуществляющие на местах государственную политику в  деле социального обеспечения и  поддержки (Эльберфельдская система социального обеспечения в Германии, система земского призрения в России и т.д.).

В отличие от государства, общественные организации оказывают помощь тем категориям населения, с которыми государство не может взаимодействовать в силу различных обстоятельств (например, работа с девиантными группами в Англии, просветительская деятельность в России, работа с эмигрантами в Америке).

Социальная помощь как вид практической деятельности начинает вычленяться  в сфере таких знаний, как медицина, социология, психология. Ставится вопрос о профессиональной системной помощи различным категориям граждан, а это предполагает специальную подготовку работников в учебных заведениях (первый факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университет в 80-е гг. XIX в.). Социальная работа приобретает вид профессии и отдельной области научного знания.

На современном этапе развития общества социальная работа уже не имеет того единого вида, который  можно было наблюдать в конце  прошлого века. Сегодня эта профессия  подразделяется на множество подвидов, а в теории социальной работы выделяются разнообразные концепции. Но независимо от толкования самого понятия, от особенностей модели помощи, главная задача социальной работы сегодня – помочь клиенту в решении жизненно важных проблем.

Информация о работе Взаимосвязь социальной политики государства с социальной работой