Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:56, реферат
Целью курсового исследования является рассмотрение социальной политики и социальной работы в их взаимосвязи, то есть, определение причинно-следственного аппарата. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать сущность, содержание и основные направления социальной политики;
2. Рассмотреть роль социальной работы в обществе, изучить её природу;
3. Исследовать социальную работу с различных практических и теоретических аспектов;
4. Определить причинно-следственный механизм в сочетании социальной политики и социальной работы.
ВВЕДЕНИЕ
4
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
5
1.1. Сущность социальной политики
5
1.2. Содержание социальной политики
6
1.3. Основные направления социальной политики государства
11
2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА
17
2.1. Природа социальной работы
17
2.2. Социальная работа как наука и учебная дисциплина
18
2.3. Социальная работа как профессиональная деятельность
21
2.4. Социальная работа как практическое воплощение социальной политики
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В современных западных странах
доходность экономики в целом
достаточно высока, что позволяет
правительствам этих государств проводить
эффективные социальные программы,
тем самым обеспечивая
Формой реализации социальной политики государства выступают распределение продуктов и услуг, трансфертные выплаты, а также государственные программы по стабилизации доходов.
Кроме этого, в социальной политике нужен разумный подход. Необходимо понимать, что полное уничтожение различий в доходах населения приведёт к разрушению самого рыночного механизма. Таким образом, социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструментом. С одной стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряженности, а с другой - никоим образом не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму.
1.3. Основные направления социальной политики
Реализация социальной политики осуществляется по нескольким направлениям, к которым относятся:
Социальное страхование - наиболее важная часть политики государства в социальной сфере. В процессе производства работники могут потерять (по ряду объективных причин, например, из-за травмы) возможность продолжать работу. При этом они лишаются источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая - выплата определенной суммы за причиненный ущерб. Однако единовременное пособие не дает ему возможности существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхование.
В зависимости от соблюдения
принципов страхования и
1. В первой модели страховые
начала не развиты. Размер
2. Отличительная черта
второй модели - страхуемые и страхователи
делают взносы, однако расчеты
с ними не учитывают степени
вероятности наступления того
или иного страхового события,
т.е. социального риска.
3. Третья модель строится,
исходя из страхования
Социальная защита работников,
как важнейшее направление
Международная практика и отечественный опыт свидетельствуют о том, что к важнейшим принципам социальной защиты работников следует отнести:
1. социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов ООН, МОТ и других признанных международных норм;
2. социальная справедливость в области трудовых отношений - равные права на условия и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, высокий уровень компенсации утраты трудоспособности, обеспечение медицинского обслуживания, социальной и профессиональной реабилитации;
3. всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально-экономического развития общества;
4. минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации;
5. государственные гарантии связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;
6. заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство, предприниматели, товарищества социального страхования и широкий круг профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты;
7. солидарность всех субъектов социальной защиты на основе «социальных договоров», касающихся распределения финансового бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;
8. экономическую и социальную свободу работников в области труда - выбор профессии с приемлемыми уровнями социальных и профессиональных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциаций;
9. личную ответственность работников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места работы;
10. многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты - от государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп;
11. многосубъектность социальной защиты - субъектами социальной защиты должны выступать: государство (в лице ведомств и министерств), работодатели, товарищества по страхованию, региональные органы управления;
12. многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты - предметом внимания должны стать условия и оплата труда работников, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты работоспособности и реабилитационные услуги. [4,51]
Социальная политика на рынке труда делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда. Социальная политика применительно к рынку труда связана прежде всего с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его состоянии заинтересованные органы. Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.
Инструментарий социальной политики в области рынка труда включает в себя наряду с произведением компенсационных выплат при безработице и в период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству и профессиональному обучению, облегчающих вступление в трудовую жизнь или смену профессии.
Финансовые средства из фонда
страхования по безработице должны
использоваться эффективно, например,
в целях финансирования мероприятий
по профессиональному обучению, реабилитации,
облегчающей возвращение к
Жилищная политика – это политика обеспечения необходимых жилищных условий. Жилищная политика рассматривается в современных западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.
В традиционном варианте это
направление социальной политики проводится
путем выделения из бюджета средств
для оказания помощи работникам, арендующим
жилье. Однако есть и альтернативные
варианты: государство в состоянии
поощрять самостоятельное жилищное
строительство. При этом используются
различные возможности. Например, территориальные
органы власти сами создают относительно
дешевые комплексы жилья и
сдают их в наем семьям с низкими
доходами. Еще один путь социальной
поддержки в этой области предполагает
использование жилья, построенного
частными строительными кооперативами.
Роль государства в этом случае сводится
к тому, что оно бесплатно
2.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК
2.1. Природа социальной работы
Социальная
работа как общественное явление
свойственна человеческому
Особую роль в развитии социальной работы сыграло распространение христианской идеологии. Помимо того, что церковь активно участвует в реальной деятельности по созданию институтов помощи и поддержки различных категорий населения, христианская доктрина вносит в процесс оказания помощи новый нравственный смысл. Пересматривается само понимание таких явлений как бедность, нищета в контексте своеобразной социально-религиозной активности, направленной на преобразование мира по образу и подобию Божию.
Во второй половине XIX в. активное участие в процессах оказания помощи начинает играть не только государство, церковь, но и различные общественные организации, прежде всего – благотворительные, просветительские общества, феминистские организации. [3,17]
Государственная система помощи и поддержки сосредоточила свое внимание, в основном, на лечении социальных недугов, таких, как бедность, беспризорность, нетрудоспособность. В ряде стран появляются государственные организации, целенаправленно осуществляющие на местах государственную политику в деле социального обеспечения и поддержки (Эльберфельдская система социального обеспечения в Германии, система земского призрения в России и т.д.).
В отличие от государства, общественные организации оказывают помощь тем категориям населения, с которыми государство не может взаимодействовать в силу различных обстоятельств (например, работа с девиантными группами в Англии, просветительская деятельность в России, работа с эмигрантами в Америке).
Социальная помощь как вид практической деятельности начинает вычленяться в сфере таких знаний, как медицина, социология, психология. Ставится вопрос о профессиональной системной помощи различным категориям граждан, а это предполагает специальную подготовку работников в учебных заведениях (первый факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университет в 80-е гг. XIX в.). Социальная работа приобретает вид профессии и отдельной области научного знания.
На современном этапе развития общества социальная работа уже не имеет того единого вида, который можно было наблюдать в конце прошлого века. Сегодня эта профессия подразделяется на множество подвидов, а в теории социальной работы выделяются разнообразные концепции. Но независимо от толкования самого понятия, от особенностей модели помощи, главная задача социальной работы сегодня – помочь клиенту в решении жизненно важных проблем.
Информация о работе Взаимосвязь социальной политики государства с социальной работой