Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:19, реферат
Возрастное неравенство существовало на протяжении всей истории человечества, начиная с первобытного общества и до сегодняшнего дня. Оно изменялось, приобретало различные формы, но всегда оставалось важной движущей силой. Неравенство – это неотъемлемая составляющая любого процветающего общества. Существует множество ранговых различий, которые по своим свойствам необходимы и поэтому исчезновение любых неравенств в уравнительных процессах невозможно.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………2
Теоретическая основа возрастного неравенства……………………………………………………...……………….3
Проблема возрастного неравенства в ХIХ веке……………………………………………………………………………….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..…………14
Список использованных источников……………………….…………….…16
В африканских племенах мужские возрастные группы выполняли определенные функции. Молодые люди учились военному мастерству и пасли мелкий рогатый скот, взрослые создали семьи и непосредственно занимались хозяйством. Мужчины после 40 лет занимали руководящие должности, то есть следили и управляли более молодыми, также участвовали в процессах регуляции конфликтов, их мнение учитывалось в первую очередь. Возрастные классы касаются всей социальной жизни африканского общества, преимущественно мужского, но и женщин в некоторых культурах эта проблема коснулась. При переходе из одного класса в другой мужчины подвергались мучительным испытаниям. Если же мужчина не проходил испытания, то он имел более низкий социальный статус и в некоторых случаях исключался из общины.
В одном австралийском племени старики имели право брать в жены столько девушек, сколько они могли себе позволить. Чтобы получить привилегированную позицию в «системе распределения женщин», молодым мужчинам приходилось ждать, пока вымрут старики. На практике эта традиция приводила к тому, что мужчины достигали брачного возраста в сорок лет и позднее. Здесь принадлежность к возрастной группе была основой системы классообразования. Внешний наблюдатель (современный этнограф) мог бы сказать, что такая практика порождает социальное неравенство между возрастными классами. Следует отметить, что сами представители племени не видели в этом установлении никакого неравенства, а рас сматривали его просто как часть естественного мирового порядка.
В той или иной степени институты возрастных классов можно проследить во многих посттрадиционных обществах, в том числе во всех бывших среднеазиатских республиках Советского Союза – ныне независимых государствах СНГ. Здесь у различных народов имеется несколько возрастных групп как среди мужчин, так и среди женщин. Переход из группы в группу часто сопровождается инициациями (например, обряд обрезания у мальчиков), которым сопутствуют специальные обряды и праздники. Переход в новый статус налагает на человека определенные обязательства поведения. Представители групп отличаются не только своей ролью в обществе и статусом, но нередко и внешними маркерами – прической, одеждой или ее деталями, головными уборами и т. д. Так, например, для мужчин важным показателем статуса является растительность на лице.
В современном мире наиболее яркий пример возрастного неравенства это – Япония. Здесь заработная плата и статус человека на работе зависят в первую очередь от его возраста и длительности работы в данной организации. Существует разработанная система этикета в отношениях между старшими и младшими. Младшие должны подчиняться старшим и проявлять знаки почитания и благодарности. Старшие должны руководить младшими и заботиться о них.
Еще одним ярким примером возрастного неравенства являются отношения в армии. Сущность данной системы заключается в том, что все военнослужащие срочной службы разбиваются на три больших иерархических группы (внутри них могут быть подгруппы) в соответствии со сроком службы. Внизу стратификационной лестницы располагаются молодые солдаты, прослужившие до полугода ("салаги", "духи", "бойцы", "зелень" и проч.). Средний ранг занимают военнослужащие, прошедшие первый год службы (в Сухопутных войсках от 1 до 1,5, на флоте от 1 до 2 лет службы – "фазаны", "черпаки"). Наверху иерархии находятся старослужащие, которым вскоре предстоит демобилизация ("деды", "дембеля"). Отношения между стратами принимают жестокую и бесчеловечную форму. Перевод с более низкого иерархического уровня на более высокий осуществляется в ходе ритуала «перебивания», «перевода». Солдат, не пользовавшийся уважением своих сослуживцев или нарушавший принципы дедовщины, а равно и отказавшийся от «жизни по дедовщине» в течение трёх «золотых дней» после прибытия в воинскую часть (т. н. «уставной», «затянутый»), может остаться «неперебитым». В этом случае он не имеет права на привилегии более высоких уровней неофициальной иерархии, а приравнивается к «духам» или «запахам». Это случается нечасто, в виде исключения[3].
Дедовщина заключается
в наличии неофициальных иерарх
Иерархические связи, не предусмотренные Уставом, существуют не только среди военнослужащих срочной службы (солдат, сержантов, матросов и старшин). В определённой мере это явление имеет место быть также среди лиц младшего и старшего офицерского состава. Проявления подобных неуставных взаимоотношений среди офицеров значительно отличаются от дедовщины, и, как правило, непосредственно не связаны с физическим насилием (хотя и не исключают его). Обычно смысл неуставных отношений среди офицеров заключается в негласном предоставлении «старослужащим» более комфортных условий несения службы, что отражается, например, в распределении регулярных воинских заданий (нарядов), более качественном обслуживании в офицерской столовой (кают-компании) и т. п.
Элементы неуставных отношений имеются не только в российских (советских) Вооруженных Силах, но и во всех других армиях современных государств. В основе этого явления находится комплекс различных факторов: обладание старшими информацией о законах и традициях функционирования данной группы, их лучшая корпоративная организованность, сплоченность, связи с вышестоящими органами управления, нередко физическая сила. Даже там, где никакой жесткой иерархии не имеется, в неявно выраженной форме определенное представление старших о своем привилегированном положении присутствует. В студенческой среде это, например, может выражаться в том, что студенты старших курсов пытаются переложить на младшекурсников порученные им администрацией разовые поручения и т. д.
Если говорить о возрастном неравенстве в семейных отношениях, то сейчас на Западе и в нашей стране прослеживается такая тенденция, как появление браков с разницей в 15 лет и выше, где мужчина старше, а женщина моложе. Ранее такие браки были возможными, прежде всего, в богемной среде. По данным западных антропологов, лет через 15 такой брак будет типичным.
Демографы сосредоточивают свое внимание на количественном соотношении старых людей и другими возрастными категориями населения. В последние годы число пожилых в процентном соотношении постоянно увеличивается. Главной причиной этой тенденции является падение рождаемости. Другим важным фактором стало понятие возрастных когорт, включающих всех людей, родившихся в данном году или в пределах нескольких лет.
Среди результатов
изменения возрастной структуры
населения следует отметить тенденцию,
когда родители вынуждены жить в
"пустом гнезде" (без детей) в
течение последних 30 лет своей жизни.
Увеличение численности пенсионеров может
вызвать изменение показателей зависимости
или процентного соотношения различных
возрастных категорий населения, которые
не могут обеспечивать себя материально.
Это одна из причин кризиса системы социального
обеспечения, наблюдающегося в последнее
время. Уменьшающееся число работающих
должно обеспечивать растущее число пожилых
людей.
Заключение.
Возрастное неравенство или эйджизм является частью неравенства социального, давая последнему биологическую основу (также как и неравенство гендерное). Положение пожилых людей, пенсионеров, также как и положение молодых специалистов, новобранцев наиболее ярко иллюстрирует значимость возраста как ценности, делающей статус индивида значимым в большей или же в меньшей степени. Не являясь на первый взгляд существенным, данный вид неравенства во многом определяет функционирование структуры общества. Наступление уголовной ответственности, возраст вступления в брак, закреплённый в официальных документах, пенсионный возраст – это лишь малая часть примеров, показывающих взаимосвязь возраста и социального положения, связанного с разной мерой обязанностей и прав. Не стоит абсолютизировать значение возрастного неравенства, однако возраст выступает в данном контексте психосоциальной характеристикой, обуславливая специфику восприятия человеком других членов общества и самого себя.
Российские пенсионеры тяжело переживают старость, чувствуя себя одинокими и изолированными. Это может быть не связанно с отношением к ним членов семьи. Однако «отношение» властных структур во многом влияет на состояние индивида. Пенсионеры ряда европейских стран могут позволить себе достойное лечение, не снижать активность и мобильность. Не связанно ли подобное положение дел не только с материальным положением, но и с различным восприятием возраста?
Молодое население страны с одной стороны выступает в роли ресурса общества, с другой же воспринимается старшим поколением как нечто чуждое в силу новых установок, приобретённых под влиянием меняющейся реальности.
Возрастное неравенство
естественно, смешиваясь с другими
социально-биологическими характеристиками
личности, оно может определять положение
и деятельность человека, группы. Однако,
не являясь основным фактором, оно
косвенно может влиять на взаимодействие
акторов (например, выбор более молодого
специалиста при трудоустройстве ,более
уважительное отношение и прочее), порождая
ситуации с одной стороны кажущиеся аномальными
(дедовщина), а с другой стороны являющиеся
естественно нормализующими процессы
функционирования социальных институтов[5].
Список использованных источников:
1. Радаев В.В,
Шкаратан О.И. Социальная
2. Крадин Н.Н. Политическая антропология: Учебник. М.: Логос, 2004.
3. Банников К. Л. «Доминантные отношения военнослужащих срочной службы Российской Армии». — Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.
4. wikipedia.org/wiki/
5.http://vak.ed.gov.ru/common/