Возрастное неравенство

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:19, реферат

Описание работы

Возрастное неравенство существовало на протяжении всей истории человечества, начиная с первобытного общества и до сегодняшнего дня. Оно изменялось, приобретало различные формы, но всегда оставалось важной движущей силой. Неравенство – это неотъемлемая составляющая любого процветающего общества. Существует множество ранговых различий, которые по своим свойствам необходимы и поэтому исчезновение любых неравенств в уравнительных процессах невозможно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………2
Теоретическая основа возрастного неравенства……………………………………………………...……………….3
Проблема возрастного неравенства в ХIХ веке……………………………………………………………………………….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..…………14
Список использованных источников……………………….…………….…16

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ 
 
 
 
 
 

Реферат

«Возрастное неравенство» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва-2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  ………………………………………………………………………2

  1. Теоретическая основа возрастного неравенства……………………………………………………...……………….3
  2. Проблема возрастного неравенства в ХIХ веке……………………………………………………………………………….9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ……………………………………………………..…………14

Список  использованных источников……………………….…………….…16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Возрастное неравенство  существовало на протяжении всей истории человечества, начиная с первобытного общества и до сегодняшнего дня. Оно изменялось, приобретало различные формы, но всегда оставалось важной движущей силой. Неравенство – это неотъемлемая составляющая любого процветающего общества. Существует множество ранговых различий, которые по своим свойствам необходимы и поэтому исчезновение любых неравенств в уравнительных процессах невозможно. Исследования антропологов говорят о том, что неравенство существовало уже в примитивных обществах и определялось силой, ловкостью, смелостью, религиозной осведомленностью и т. д. Неравенство порождается даже естественными различиями между людьми, но наиболее глубоко оно проявляется в возрастных аспектах. Возрастное неравенство проявляется в распределении добычи, моральных ограничениях, пищевых запретах (принимать определенные продукты), в знаковой символике (носить оружие, украшения, одежду), а также, что немало важно в современной обстановке – перекладывание на молодое поколение плохо оплачиваемую и неквалифицированную работу.

Возрастное неравенство  является универсальным понятием. В  той или иной степени элементы данного неравенства присутствуют в любом современном обществе. Это проявляется в семейных отношениях, в студенческой среде, в армии  и т.д. Во многих культурах распространено доминирование старшего поколения, где младшее поколение уважает и почитает взрослых. Так как последние имеют большой жизненный опыт и обладают знаниями, которые необходимо передать последующему поколению. В культурах, где религия занимает существенное место в жизни человека, они являются носителями традиций, выполняют религиозные культы. Это является огромным преимуществом перед молодыми людьми. 

1. Теоретическая основа  возрастного неравенства.

«Неравенство  – непреходящая ценность человечества, относящиеся к

фундаментальным основаниям общественной жизни»[1,стр.3]. Многие теории, объясняя возрастное неравенство, становятся идеологией или слишком  абстрактны для полного понимания  данного понятия. Возрастное неравенство  непосредственно влияет и формирует наш образ жизни, продолжительность нашей жизни, нашу семейную жизнь, наш досуг.

В современной  американской социологии существует термин "эйд-жизм" (age-ism), который обозначает существование в обществе дискриминации  по отношению к одной или нескольким возрастным группам. Широко распространен во всех сферах жизни общества. Как в формальных, так и в неформальных. Проявляется в готовности воспринимать адекватно и сотрудничать лишь с теми людьми, кто соответствует некоему заранее установленному критерию возраста[4]. Введший это понятие Роберт Батлер разработал его на примере неприятия в американском обществе пожилых категорий населения, которые в большинстве своем не способны на равных конкурировать с лицами более молодого возраста. Возможно, это исключительно американское явление[2,стр.270]. Эйджизм наиболее распространен в профессиональной сфере, потому что нет необходимости брать работника пожилого возраста, который обладает плохой памятью, плохо обучается к каким-либо нововведениям, намного выгоднее принять на работу молодого сотрудника.

Эйджизм, и в  целом непрестижное состояние старости и к старению нашло выражение  в таком широко распространённом культурном феномене, как антиэйджизм (отрицание старения). Он наряду с  обычными практиками сохранения и поддержания физической формы и своего состояния, предписывает сокрытие и уничтожение физических следов старения любыми способами, в том числе с помощью фармакологиипластической хирургии и биотехнологий, направленных на омоложение.

Факторы, влияющие на осознание возраста:

I.Влияние хронологического  возраста. 
Когда человеку становится далеко за …, его может обескураживать собственный хронологический возраст. Каждый раз, вспоминая его, человек будет осознавать, что он уже не молод.

У каждого человека есть пристрастное отношение к возрастам. Человек может сам для себя поставить критическую цифру, отделяющую молодость от старости. Например, он твердо уверен в том, что станет старым, когда выйдет на пенсию. Девушка критический возраст может «привязать» к замужеству. До какого срока ей нужно непременно выйти замуж? Многих страшит образ старой девы, от него веет безысходностью и неминуемой старостью.

II.Влияние биологических  факторов 
Человеком не могут игнорироваться ярко выраженные физиологические признаки старения. Со временем он замечает свое физиологическое старение: как сильно изменился его внешний вид, ухудшилось его здоровье, уменьшилась физическая сила и энергия. С возрастом многие отмечают ухудшение памяти, увеличение времени реакции. Происходят гормональные перестройки в организме. Многие женщины болезненно переживают наступление менопаузы, а мужчины – снижение половой потенции.

Физиологическое старение может ускориться в результате длительного периода болезней, остро  протекающих или обострения хронических  заболеваний. Нескончаемые, интенсивные  стрессы приводят к преждевременному биологическому старению.

III. Влияние психологического возраста

1.Изменение роли  будущего 
«С точки зрения молодости жизнь есть бесконечное будущее; с точки зрения старости – очень короткое прошлое» (А.Шопенгауэр). Психологический возраст сравнивают со стрелкой весов, на одной чаше которых прошлое, а на другой – будущее. Когда перетягивает прошлое, – человек чувствует себя старше, а когда для него весомее будущее – тогда он чувствует себя моложе. Если у человека все важные, значительные события остались позади, то независимо от хронологического возраста он будет ощущать себя стариком.

Человек начинает стареть, когда теряет видение будущего. Для него уменьшается притягательная сила будущего. Отчасти из-за потерь и разочарований, отчасти из-за понимания  ограниченности своих сил и возможностей со временем, из-за страха перед беспомощностью в старости. Человек задумывается о конечности своего существования.

Человек теряет жизненные ориентиры. Происходит изменение  временной перспективы: человек  перестает видеть жизненную перспективу, вплоть до полной потери психологического будущего. Его постепенно поглощает прошлое.

2.Переоценка  жизненных смыслов и ценностей 
а). Человек начинает стареть тогда, когда утрачивает смысл жизни. Старение начинается с утраты желания ставить цели, способности мечтать и верить. У человека с возрастом становится меньше иллюзий, но становится меньше и надежд. Если он не может определить свое место в жизни, не верит в то, что последующий жизненный этап будет благоприятным для него, тогда он будет ощущать себя старым. «Когда человек обнаруживает, что он постарел? Когда перестает жить надеждами и живет лишь воспоминаниями» (Ф.Зандерс).

б). Когда вырастают  и покидают семейное гнездо дети. Некоторые  люди воспринимают это как то, что  жизнь подошла к концу. Это  происходит из-за того, что у них пропадает смысл жизни. Они не умеют жить для себя, не задумываются над тем, что могло бы доставить им самим радость.

в). Появление  черт характера, свойственных поздним  возрастам: консерватизм, пессимизм, утрата гибкости во взаимоотношениях, отсутствие интересов, безразличие, уныние, ранимость. Это оказывает влияние не только на мировосприятие человека, но и на способы его поведения, вызывая падение активности, тенденцию к эмоциональному уходу из сферы общественной жизни и к сосредоточению на своем внутреннем мире.

Возраст проявляется  не в количестве лет, а в равнодушии. Сначала человеку становится все  равно, как он выглядит, ему становится все равно, что надеть. У него пропадает  желание привнести что-то новое  в окружающую его обстановку, а  в конечном итоге - и в свою жизнь. Он не намечает в своей жизни интересных событий, не ставит перед собой задач, которые развивали бы его как личность.

г). Человек стареет, когда свои планы, которые не смог воплотить в жизнь, он перекладывает  на детей или внуков. Он уверен в том, что сам уже не сможет, просто не сумеет сделать этого из-за ограниченности своего времени в будущем и уменьшения количества своих сил и энергии.

3. Череда тяжелых  утрат, потерь, горя 
Человека потрясает смерть его родителей. Угнетающее действие производит уход из жизни друзей, особенно ровесников. Потеря близких, значимых людей приносит много горя. Все более частая встреча со смертью напоминает человеку о том, что и он не вечен.

4. Длительный  неблагоприятный период жизни 
События, произошедшие в личной жизни человека, например, измены, предательства, разочарования, вызывают устойчивое негативное настроение и снижение жизненного тонуса. Нескончаемые стрессы, многочисленные переживания могут вызвать физическое и психическое истощение. В результате этого человек может почувствовать, что он постарел. Переизбыток стрессовых факторов способствуют быстрому физиологическому и психологическому старению.

IV. Влияние социальных  факторов

1. С какого  возраста человек считается старым? В обществе существуют установки относительно поведения человека, имеющего тот или иной возраст, его роли в продуктивной жизни общества. Эти нормы относительны и в разных культурах они свои. Социально-культурная среда «предлагает» образцы поведения для человека того или иного возраста.

Для многих людей  выход на пенсию, приобретение статуса  пенсионера – как приговор, как  признак наступления старости. Новый  социальный статус влечет за собой  ухудшение материального положения, сужение круга социальных ролей, изоляцию от продуктивного работоспособного населения. В обществе существует стереотип отношения к старому возрасту. Пожилые люди имеют низкий статус. Страх старения воплощается в образе человека: старого, немощного, бедного, больного, одинокого, беспомощного, зависимого, ненужного.

Для многих людей  понимание своего старения может  произойти раньше, когда у них  возникают трудности при поиске работы, поскольку на рынке труда  преобладают вакансии, ограничивающие возраст соискателей до 40-45 лет.

2. «Обратная  связь» от окружающих. Ощущение своего старения в обществе инициируется и подкрепляется обратной связью с ним. Отношение со стороны окружающих очень важно. Человек замечает изменение отношения окружающих. «Каждый вздрагивает, когда его впервые всерьез называют стариком» (О.Холмс-младший). Человеку уступают место в транспорте, называют дедулей или бабулей. Человеку могут дать понять, что он стар. Может быть, кто-то насмешливо посмотрел на человека, одевшегося не по возрасту, или ему сказали что-то обидное про людей его возраста.

3. Молодые люди воспринимают его, как старого. Молодежь уже не включает его в свои интересы. По человеку скользят глазами, как по фону, обращаются к нему как к человеку в возрасте. Разные поколения отделены друг от друга: иная культура, другие книги, фильмы, музыка. Другие интересы и жизненные ценности. Сорокалетний человек не понимает и не разделяет интересов двадцатилетнего, не понимает поколение молодых. Им он также не интересен. Игнорирование, обидные высказывания со стороны молодых многими воспринимаются очень болезненно.

4. Стареет окружение  человека, его родители, друзья, родственники, те, с кем были и есть наиболее  близкие, длительные отношения.  Особенно заметным это становится  на встречах бывших одноклассников  через много лет после окончания  школы. Человек замечает, как постарели его ровесники. Резкий контраст между тем, как они выглядели в юности и сейчас, на большинство людей производит удручающее впечатление.

5. Старение референтной группы. Референтной является группа, которую человек использует для сравнительной оценки своего собственного положения и поведения. Он ориентируется на нее, на ее нормы и ценности. Психологическим содержанием перехода к старости по А.Г.Лидерсу является разидентификация, построение и поддержание иной личностной идентичности. Человек выбирает новую референтную группу, чей возраст лучше соотносится с его хронологическим возрастом. На ее образ жизни он и будет ориентироваться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Проблема возрастного  неравенства в  ХIХ веке.

Система возрастного  неравенства начала изучаться еще  на рубеже XIX-XX вв. Наиболее известное  сочинение на эту тему – книга  немецкого этнолога Генриха Шурца (1863-1903) "Возрастные классы и мужские  союзы" (1902). Шурц предположил, что возрастная стратификация является преимущественно мужским институтом (женщина больше тяготеет к семье, тогда как мужчина – к общественной жизни), обусловленным групповой солидарностью, которая возникает вследствие антагонизма между различными поколениями. Она является древнейшей формой организации в обществе, и из возрастных классов впоследствии сформировались мужские дома и позднее мужские тайные общества (Азаров 1985). По мнению Шурца, последние первоначально были направлены против женщин. Впоследствии они стали выполнять карательные функции, восполняя слабость официальных органов управления обществом.

Информация о работе Возрастное неравенство