Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 22:58, контрольная работа
Экономический уклад капитализма с необходимостью требовал и добивался освобождения своей основной производительной силы — рабочих от традиционных для феодального общества кастовых, сословных, религиозных и других ущемлений и преследований. Понятно, что данные изменения происходили не сразу и весьма болезненно, что определялось специфическими традициями и укладом страны, порождая разного рода социальные конфликты. Кроме того, именно с середины XIX в. формируется статус науки в ее современном понимании как производительной силы. Поэтому среди других наук об обществе в тот период именно социология с ее универсальным и методологическим, и прикладным характером формировалась и развивалась наиболее ощутимо.
Введение……………………………………………………………………………………..…………..3
1. Основные социологические идеи позитивистской теории О. Конта.……………………………………………………………………………………….………..…….5
2. Эволюционная социология Герберта Спенсера …………………………...9
3. Практическое задание………………………………………………………..…………14
Заключение……………………………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………….
Задача социологии, по Спенсеру, - изучение
массовых типичных явлений, социальных
фактов, раскрывающих действие всеобщих
законов эволюции, процессов, совершающихся
независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных
свойств и субъективных намерений. Этим
социология отличается от истории, которую
интересуют конкретные факты. Отрицание
социологии, утверждает Спенсер, часто
происходит от смешений двух групп явлений:
массовых, типичных, повторяющихся и индивидуальных,
случайных, единичных. Размышляя о специфике
социологии, Спенсер выделяет объективные
и субъективные трудности социального
познания. Социологические факты нельзя
измерить с помощью приборов, наблюдать
под микроскопом. Их можно установить
лишь опосредованно, путем сравнения множества
данных. Социальные факты для Спенсера
- это такие явления, в которых проявляются
эволюционные процессы, например дифференциация
структуры и функций, усложнение политической
организации.
Он много времени уделял
взаимосвязи природы и
общества.
Основываясь на научных фактах и данных, Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе — космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а, следовательно — эволюции. Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции — определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию:
1)интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.
2)дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но впоследствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества. Спенсер рассматривал эволюцию как единство этих двух процессов.[5, С. 41].
Спенсер был последователем Конта, но его учение принципиально отличалось ориентацией на индивидуализм и социологический номинализм. В социологии Спенсера гораздо сильнее выражена натуралистическая тенденция. Вся его теоретическая система была насыщена внутренними противоречиями.
3. Практическое задание
Прокомментируйте отрывок из работы английского позитивиста Д. Милля: «Конт не был творцом социологии. Кроме его анализа истории, к которому многое можно прибавить, но который, как мы думаем, сохранится навсегда в своих главных чертах, Конт не сделал в социологию ничего такого, что не требовало бы новой и лучшей обработки. Тем не менее, он значительно продвинул вперед этот раздел знания. Помимо большого запаса мысли разной истинности, какими он обогатил этот предмет, его понятие метода социального исследования настолько превосходит, в истине и глубине, понятия всех его предшественников на этом поприще, что составляет новую эру в истории развития этого отдела нашего знания». (Д. Милль О. Конт и позитивизм. СПб. 1906. с. 105).
Можно ли согласиться с автором? Есть ли рациональный смысл в методах социальных исследований, предложенных Контом? Какие это методы?
С автором можно согласиться в том плане, что, по большому счету, творцом социологии в своей мере является каждый из ученых, которые внесли вклад в данную науку.
Именно в силу актуальности проблем, поставленных в социологии Конта, и научной продуктивности их решения, его учение было усвоено и продолжено многочисленными последователями. Область социологических исследований открылась Контом очень широко. Она впитала в себя те исследования, которые выходят за пределы компетенции других абстрактных наук, включенных в его классификацию.
Значение личности Огюста
Конта в истории социологии заключается
в том, что он стал первым систематизатором
социальных закономерностей. Он сумел
связать зачатки социальных знаний в определенную
целостность – социологию, разработал
модель новой науки. Конт предложил несколько
исследовательских принципов, сформулированных
в 4 методах новой науки: наблюдение, эксперимент,
сравнение и исторический анализ.
Рассуждения о методах социологии является
наиболее рациональной частью его системы.
В своих рассуждениях о методах социологии
Конт исходит из представлений о существовании
естественных законов общественной жизни,
открытие которых должно обеспечить возможность
создания науки об обществе.
Заключение
Французский социолог Конт Огюст и английский социолог Г. Спенсер существенно обогатили предмет науки своими трудами. Огюст Конт в свою очередь был выдающимся философом, социологом, основателем школы позитивизма, а также ввел в употребление сам термин “социология”. Основными трудами стали «Курс позитивной философии» в шести томах, а также «Система позитивной политики» в четырёх томах. Позитивистскую социологию Конта составляют две основные концепции. Одна из них – социальная статика – раскрывает взаимоотношения между социальными институтами. Согласно Конту, в обществе, как и в живом организме, части гармонично согласованы между собой. Но, будучи уверенным, что обществам в большей мере присуща стабильность, Конт проявлял также интерес к социальной динамике, к процессам социальных изменений. Изучение социальной динамики важно, так как она способствует реформам и помогает исследовать естественные изменения, происходящие в результате распада или переустройства социальных структур.
Герберт Спенсер, в свою очередь, был выдающимся британским социологом, философом и религиоведом, внес свой вклад практически во все области гуманитарного знания. В своих работах английский философ в основном осветил вопросы эволюции в живой природе и обществе. Этим вопросам посвящены его обобщающие исследования в области биологии, психологии, социологии. Г. Спенсер – один из родоначальников позитивизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века. Стоит оценить актуальность данных высказываний Спенсера, глубину и четкость его суждений. Картина распада общества отражена им всесторонне и глубоко и дает немало для понимания современных процессов, происходящих также и в нашем обществе. Можно с полным основанием сказать, что многие суждения и взгляды Г. Спенсера могут помочь нашим современникам глубже разобраться в содержании сегодняшней жизни. Это касается его органической теории общества как целостной системы, обоснования путей достижений социального равновесия, гармонии и стабильности, его учения о социальной эволюции как закономерного и прогрессивного развития общества, а также решения многих проблем более частного характера.
Список литературы:
Данная работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru. ID работы:21359
Информация о работе Возникновение теоретической социологии XIX века