Єволюция института семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 01:08, реферат

Описание работы

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем.

Содержание

Определение семьи………………………………………2
Функции семьи…………………………………………...3
Традиционная семья……………………………………………….5
Нуклеарная семья в индустриальном обществе…6
Семья в постиндустриальном обществе……………7
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Microsoft Office Word Document (3).docx

— 29.82 Кб (Скачать)
 

Содержание

Определение семьи………………………………………2

Функции семьи…………………………………………...3

     Традиционная  семья……………………………………………….5

Нуклеарная  семья в индустриальном обществе…6

Семья в постиндустриальном обществе……………7

Список  использованной литературы 

 

Определение семьи

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. [1]

Выделяют  следующие аспекты  семьи:

Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными  социальными нормами, санкциями, образцами  поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между  супругами, между родителями и детьми. Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически — общим семейным бюджетом. Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания

Социальный аспект в определении понятия семьи  доминировал в социалистическом обществе, согласно положению марксизма  о том, что «семья даёт нам в  миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество». На разных исторических этапах развития семейных отношений преобладали  территориальный и экономический  аспекты. Например, во Франции «в понятие  семьи входила группа лиц, запирающихся на ночь за одним замком». Однако при  всей важности социально-экономической  функции семьи, следует отличать её от домохозяйства, которое может  вести и отдельный человек, и  группа лиц, не связанных отношениями  родства. Точно так же проживание на одной жилплощади не может быть сегодня определяющим в понимании  семьи. Во все времена основой  её всё-таки остаётся чисто биологическое  понятие супружеской пары, сожительствующей со своими нисходящими потомками  и престарелыми представителями  старшего поколения. [2]

Функции семьи

Основными функциями  семьи, по мнению И.В. Гребенникова (Гребенников  И.В., 1991), являются:

репродуктивная (воспроизводство  жизни, то есть рождение детей, продолжение  человеческого рода);

экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил  своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое  воспитательное воздействие семейного  коллектива на каждого своего члена  в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и  других взрослых членов семьи);

коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой  и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и  на характер ее восприятия, организация  внутрисемейного общения, досуга и  отдыха).

М.С. Мацковский (1989) основные функции современной семьи  дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения.

Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические  функции семьи (Харчев А.Г., 1968; Антонова. И., Медков В.М., 1996; Навайтис Г., 1999). Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции  семьи вытекают из сущности семьи  и отражают ее особенности как  социального явления, тогда как  неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась  принужденной или приспособленной  в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции  семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и  их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи  между семьей и обществом может  изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции  семьи, связанные с накоплением  и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о  здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье (Антонов А.И., Медков В.М., 1996).

В отдельные исторические периоды семья выполняет все  или почти все вышеназванные  функции, в другие периоды часть  из этих функций берет на себя государство.

Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций  семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без  нее, но только семья позволяет удовлетворить  их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими  людьми. Такое понимание функций  семьи, по мнению автора, позволяет  обоснованно отделить семью от других, похожих на нее по некоторым признакам  малых групп (например, пар, поддерживающих постоянные сексуальные отношения) (Навайтис Г., 1999). Тот же автор, исходя из семейных функций, перечисляет несколько  групп потребностей, удовлетворяемых  семьей: потребности, связанные с  отцовством и материнством, потребности, связанные с созданием и поддержанием некоторых материальных условий  жизни семьи, и потребности в  физической и психической интимности. [4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Традиционная  семья

Традиционная семья  в аграрном обществе — это прежде всего экономическая ячейка. В  условиях натурального и полунатурального хозяйства, в условиях слабого распространения  сложных организационных структур (таких как компании) именно семьи  выполняли основную функцию по первичной  организации экономической деятельности (в подавляющем большинстве случаев  — крестьянского хозяйства). От того, насколько хорошо семья выполняла  экономическую функцию, зависела в  буквальном смысле жизнь и смерть человека. Голод в традиционном обществе не был редкостью, поэтому семья  должна была прежде всего обеспечить выживание своих членов, а любовные и прочие чувства могли играть лишь второстепенную роль. Поэтому институт брака выполнял в первую очередь экономическую роль, его заключение жестко контролировалось родителями молодоженов и другими родственниками, а чувства молодых людей, как правило, не особенно принимались в расчет. Как следствие, личная жизнь находилась под жестким внешним контролем, добрачный секс не допускался.

Экономическая эффективность  традиционной семьи достигалась  на основе: единоначалия (жена и дети жестко подчинялись главе семьи), жесткого распределения ролей (причем экономическая целесообразность, основанная на традициях, имела приоритет над любовными взаимоотношениями и правом человека на личную свободу), объединением в «экономической ячейке» большого количества людей (патриархальная «большая семья», когда под одной крышей жили 3 поколения, включая взрослых братьев и сестер с их детьми, была широко распространена), устойчивостью семьи (например, чувства, как правило, не могли быть обоснованием развода). Эти принципы весьма напоминают принципы современного менеджмента в компаниях (впрочем, от чрезмерно жесткого стиля управления уже начали отходить и в бизнесе).

Отношение к детям  в традиционной семье было чисто  утилитарным (сейчас мы бы сказали «потребительским»). В крестьянской семье дети работали с раннего возраста. В периоды  голода (что не было редкостью) дети умирали первыми. Л.Н.Толстой писал  в «Воскресении»: «Незамужняя женщина  … рожала каждый год и, как это  обычно делается по деревням, ребенка  крестили, и потом мать не кормила  нежеланно появившегося, не нужного  и мешавшего работе ребенка, и  он скоро умирал от голода». В начале XX века В.В.Вересаев записал поразительную  народную поговорку: «Дай, господи, скотину  с приплодцем, а деток с приморцем». [1] 
 

Нуклеарная  семья в индустриальном обществе

В индустриальном обществе семья перестала выполнять экономичечкую  функцию. Приток ресурсов (денег) в семью  теперь стал зависеть от работы ее взрослых членов в сторонних организациях. Что бы ни происходило в семье, это почти не влияло на зарплату ее членов. В результате, во-первых, отпала экономическая необходимость жесткого регулирования семейных отношений. Многие традиции и обычаи, поддерживающие жесткую семейную конструкцию и имеющие моральное и религиозное обоснование, перестали быть экономически необходимы. Эти обычаи и традиции появились в результате естественного отбора: «выживали» те моральные принципы, которые наилучшим образом соответствовали примитивному уровню развития общества. С переходом на новый уровень этот естественный отбор перестал действовать. Как следствие, чувства людей вышли из под контроля родствеников и общества и любовь стала личным делом людей. Браки стали заключаться не только из прагматических соображений, но прежде всего исходя из любви между мужчиной и женщиной.

Во-вторых, отпала экономическая  необходимость жить большими «традиционными»  семьями. Получила распространение  нуклеарная семья, т.е. семья, состоящая  только из супругов и их детей (нуклеарные семьи существовали и раньше, но не были доминирующим типом). Следует  отметить, что переход к нуклеарной семье многими воспринимался  как катастрофа, как отход от традиций и падение нравов (в действительности семейные нравы как раз улучшились: к примеру, физическое воздействие  на жен и детей, считавшееся нормальным в традиционной семье, стало уходить  в прошлое). Авторитетные ученые XIX века, специализирующиеся на семейной социологии, Фредерик ле Плей и Вильгельм Генрих Риль были очень обеспокоены распространением нуклеарной семьи, каковое они считали  признаком «духовного кризиса», связанным  с «пороками индустриализации, мобильности  и урбанизации». Сейчас это вызывает улыбку, также как нынешние дискуссии  об «утрате семейных ценностей» будут, вероятно, вызывать улыбку у наших  потомков.

В-третьих, отпала необходимость  рожать много детей. В традиционном обществе дети были нужны прежде всего  как рабочие руки в хозяйстве, а также как гарантия продолжения  рода в условиях очень высокой  детской смертности. В индустриальном обществе, напротив, дети не только не способствовали увеличению семейного  дохода, но стали требовать дополнительных средств на длительное обучение. И  в условиях резкого снижения детской  смертности рождаемость неизбежно снизилась (от «духовных ценностей» эта закономерность зависит слабо, рождаемость быстро падает и в высокорелиоиозных странах, например, Иране). Итак, в индустриальном обществе резко ослабла экономическая функция семьи, но сохранилась сексуальная функция (т.е. монополия брака на «законный» секс) и функция воспитания детей (хотя количество детей и снизилось). Сохранилось и распределение ролей: муж по-прежнему рассматривался как основной «добытчик», а уделом жены оставались дети и «домашний очаг». [2]

Семья в постиндустриальном обществе

С переходом к  постиндустриальному обществу меняется и семья.

Во-первых, резко  возрастает экономическая независимость  женщины. Количество «чисто мужских» рабочих  мест сокращается, а «универсальных»  — растет. Это связано с развитием  сферы услуг и с «машинизацией» и автоматизацией производства: мужская  сила больше не нужна. В СССР выход  женщин на работу был вызван, во многом, искусственно; в США и Западной Европе резкий рост женской занятости  произошел в 1960-е годы — т.е. как  раз в момент первого постиндустриального  сдвига (вплоть до конца 1960-х большинство  жен в США оставались домохозяйками).

Во-вторых, рост экономической  независимости женщин привел к уменьшению зависимости от мужчин и, как следствие, к раскрепощению женщины, в том  числе сексуальному. В этом многие исследователи видят причины  «сексуальной революции».

Таким образом, в  постиндустриальном обществе институт брака постепенно теряет функцию  регулирования сексуальных отношений, иными словами, теряет монополию  на секс. Сначала был легитимизирован  добрачный секс; в настоящее время  идет легитимизация внебрачного  секса через институт свингерства (когда супруги вступают в контролируемые сексуальные отношения с другими  партнерами с согласия друг друга). Иными словами, если идустриальная  семья раскрепостила чувства (сделала  их «личным делом», не подлежащим «родственному» и общественному контролю), то постиндустриальная делает тоже самое и с чисто  сексуальной сферой.

Информация о работе Єволюция института семьи