Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:25, курсовая работа
Актуальность исследования. Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни, сегодня уже признано всеми. Являясь важнейшей детерминантой человеческой активности, они давно обратили на себя внимание психологов. Психологические традиции изучения этого сложнейшего и интереснейшего явления складывались в психоаналитической и социологической школах и включали в себя большой арсенал методов распознавания, описания и исследования.
Введение……………………………………………………………………..………..3
I раздел: Внутриличностный конфликт.
1. Понятие и виды внутриличностных конфликтов ……………………………….5
1.1. Основные научные концепции внутриличностного кон¬фликта …………5
1.2. Характеристики внутриличностного конфликта……………………….….11
1.3. Виды внутриличностных конфликтов ……………………………………...12
2. Причины и последствия внутриличностных конфликтов
2.1. Причины возникновения внутриличностных конфликтов………………..16
2.2 Социальная природа внутриличностных конфликтов……………………..19
2.3. Последствия внутриличностных конфликтов………………………….. ….21
3. Факторы и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов
3.1 Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов……24
3.2. Механизмы преодоления внутриличностных конфликтов………………..26
II раздел: План эмпирического исследования:
1. Цели и задачи исследования………………………………………………....28
2. Самооценка характера по методике Р. Кэттела…………………………….28
3. Самооценка уровня притязаний по методике Шварцландера…………….28
4. Методика определения уровня тревожности Ч.Д.Спилберга……………..29
5. Игра-тренинг «Внутриличностные конфликты»…………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….….32
Используемая литература…………………………………
Внутренние причины
• противоречие между потребностью и социальной нормой;
• противоречие мотивов, интересов и потребностей (и в театр хочется сходить, и к семинару надо подготовиться);
• противоречие социальных ролей (и на производстве надо за¬держаться для выполнения срочного заказа, и с ребенком погулять);
• противоречие социальных ценностей и норм: как соединить христианскую ценность «не убий» и долг защиты отечества на поле боя.
Для возникновения
Внешние причины внутриличностного конфликта могут быть обусловлены: положением личности в группе, положением лично¬сти в организации, положением личности в обществе.
1. Внешние причины
Робер М.А и Титман Ф . в работе «Психология индивида и группы» выделяют в этой связи четыре вида ситуаций, вызывающих внутриличностный конфликт:
1) физические преграды, препятствующие
удовлетворению на¬ших
3) биологические ограничения (умственно отсталые люди и люди с физическими дефектами, у которых препятствие коренится в са¬мом организме);
4) социальные условия (главный
источник наибольшего числа
2. На уровне организации внешние причины, вызывающие внутриличностный конфликт, могут быть представлены такими видами противоречий, как:
1) противоречие между большой ответственностью и недостаточными правами для ее реализации (человека повысили в должности, дали в подчинение новых сотрудников, расширили функции и т.д., а права остались прежними);
2) противоречие между жесткими
требованиями по срокам и
3) противоречие между двумя взаимоисключающими требованиями или заданиями (требования одновременно повысить качество выпускаемой продукции и вместе с тем увеличить производство ее при неизменном оборудовании);
4) противоречие между жестко поставленной задачей и плохо прописанными механизмами и средствами ее выполнения. (В нашем недавнем прошлом в условиях жесткой плановой экономики в этой связи был популярен лозунг «план любой ценой»);
5) противоречие между производств
6) противоречие между
7) противоречия, вызванные несовместимостью социальных ролей личности. (Эта причина внутриличностного конфликта встречается довольно часто. Ее содержание состоит в противоречии между теми функциями, которые человек должен выполнять, обладая разными статусами- В этом случае различные роли будут предъявлять к человеку разные, может быть, даже противоречивые требования. Например, статус руководителя организации будет предъявлять одни требования и нормы поведения по отношению к подчиненному, а статус близкого друга — другие);
8) противоречие между стремлением к прибыли и нравственными нормами. (Человек работает в организации, выпускающей прибыльную, но недоброкачественную или вредную для потребителей продукцию).
Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в обществе. Эти причины связаны с противоречиями, которые возникают на уровне социальной макро¬системы и коренятся в характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономичес¬кой жизни.
2.2 Последствия внутриличностных конфликтов
Внутриличностный конфликт может
иметь положительные и
Отрицательные последствия внутриличностного конфликта
Внутриличностный конфликт по своим по¬следствиям может быть как конструктивным (функциональным, продуктивным), так и де¬структивным (дисфункциональным, непро¬дуктивным). Первый имеет своим результа¬том положительные последствия, второй – отрицательные. Внутриличностный конфликт носит деструктивный характер, когда личность не может найти выход из сложившейся конфликтной си¬туации, не в состоянии вовремя и положительно разрешить проти¬воречия внутренней структуры.
В общем плане можно выделить
следующие отрицательные
• прекращение развития личности, начало деградации; • психическая и физиологическая дезорганизация личности;
• снижение активности и эффективности деятельности;
• состояние сомнения, психической подавленности, тревожности и зависимости человека от других людей и обстоятельств, общая депрессия;
• появление агрессии или, напротив, покорности в поведении чело¬века в качестве защитных реакций на внутриличностный конфликт;
• появление неуверенности в своих силах, чувства неполноцен¬ности и никчемности;
• разрушение смыслообразующих жизненных ценностей и утра¬та самого смысла жизни.
Отрицательные последствия внутриличностного конфликта касаются не только состояния самой личности, ее внутренней струк¬туры, но и ее взаимодействия с другими людьми в группе – в семье, школе, вузе, организации и т.д. Такими негативными последствия¬ми могут быть:
• деструкция существующих межличностных отношений;
• неожиданное обособление
• повышенная чувствительность к критике;
• пугающая информация – критиканство, ругательства, демон¬страция своего превосходства;
• девиантное (отклоняющееся) поведение и неадекватная реак¬ция на поведение других;
• неожиданные, нелогичные вопросы, а также ответы невпопад, приводящие собеседника в замешательство;
• жесткий формализм –
• поиск виноватых – обвинение других во всех грехах или, напротив, самобичевание.
Если внутриличностный конфликт вовремя не разрешается, то он может привести к более тяжелым последствиям, наиболее сильные из которых стресс, фрустрация
и невроз. Появление неврозов означает, что внутриличностный конфликт перерос в невротический конфликт.
Невротический конфликт как высшая стадия развития внутриличностного конфликта может возникнуть в любом возрасте. Но в большинстве случаев он закладывается в детстве в условиях нарушения отношений с окружающей социальной микросредой и в первую очередь с родителями. В результате затруднения с поиском выхода из переживаний могут появляться психическая (и физиологическая) дезорганизация личности, формирование неврозов.
Положительные последствия внутриличностного конфликта
Как было отмечено, внутриличностный конфликт может быть не только деструктивным, но и конструктивным, то есть положительно влияющим на структуру, динамику и результатив¬ность внутриличностных процессов и служащим источником самосовершенствования и самоутверждения личности. В этом случае внутриличностные противоречия разрешаются без особых негативных последствий, а общим результатом их разрешения является развитие личности. Поэтому многие исследователи внутриличностного конфликта совершенно обоснованно рассматривают продуктивный внутриличностный конфликт как важный способ развития личности.
Действительно, именно через конфликт, разрешение и преодоление внутриличностных противоречий происходит становление характера, воли и всей психической жизни личности. Лишите человека этой внутренней работы и борьбы и вы лишите его полноценной жизни и развития, ибо сама жизнь и есть постоянное разрешение противоречий.
Если рассматривать
• конфликты способствуют мобилизации ресурсов личности для преодоления существующих препятствий ее развития;
• конфликты помогают самопознанию личности и выработке ее адекватной самооценке;
• внутриличностный конфликт закаляет волю и укрепляет психику человека;
• конфликт является средством и способом саморазвития и самоактуализации личности;
Ивануш набирает сообщение..
• преодоления конфликтов дают личности ощущение полноты жизни, делают ее внутренне богаче, ярче и полноценнее. В этом плане внутриличностные конфликты дают нам возможность насла¬диться победой над самим собой, когда человек свое реальное «Я» хотя бы на немного приближает к своему идеальному «Я».
2.3 Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов
Поскольку внутриличностных конфликтов
избежать невозмож¬но, то следует научиться
создавать условия, предупреждающие
их негативные последствия, использовать
многообразные способы их профилактики
и вовремя разрешать
Первое и исходное условие профилактики внутриличностных конфликтов выражено в принципе «Познай самого себя». Действительно, чтобы не очутиться в ситуации внутриличностного конфликта, нужно прежде всего осознать «Кто Я?», «Зачем пришел в этот мир?», «В чем смысл моей жизни?» То есть необходимо прежде всего создать правильный «Я-образ», ибо только в этом случае личность будет четко осознавать, какие ценности для нее являются главными, смыслообразующими жизненными ценностями, а какие – второстепенными.
Однако познание самого себя –
дело не из легких. Личность постоянно
находится в процессе становления,
она многогранна и многокачеств
Необходимо адекватно
Но самое главное состоит в том, что неадекватная самооценка, неправильный образ своего «Я» препятствуют реализации и самоактуализации личности. Человек, который неправильно оценивает себя, будет постоянно «натыкаться» на непонимание со стороны других. Ему будет казаться, что его не понимают, тогда как в действительности он не понимает сам себя. Поэтому тот, кто лучше знает себя, скорее найдет и свое место в жизни.