Внешняя политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 08:02, реферат

Описание работы

Благодаря удачной конъюнктуре на энергетическом рынке и разумной макроэкономической политике правительства, России удалось создать такую позицию в мировой расстановке сил, какой у неё не было с середины 1980-х гг. Россия воспользовалась этой позицией, чтобы вновь заявить о себе на международной арене как о великой державе - автономном центре силы и влияния.

Содержание

Глава 1. Россия в мировом политическом процессе 3
1.1. Внешняя политика государства: сущность, формирование, функции 5
и методы осуществления 5
1.2.. Россия в системе международных отношений 7
1.3. Внешняя политика современной России 12
Глава 2. Внешняя политика современной России 15
2.1. Геополитическое положение современной России 15
2.2. Новые вызовы: Россия на пороге будущего 18
2.3. Взаимосвязь внутренней и внешней политики 21
Заключение
25
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Российская академия государственной службы.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

     Россия  расположена в самой непосредственной близости от мощных «центров силы»  современного мира (Китай, Европа, Индия). Эти узловые точки современного мироустройства по ряду параметров (экономическому, демографическому, политическому) опережают Россию, а, следовательно, для страны действительно возникает реальная опасность быть разорванной более динамичными и активными полюсами, расположенными по ее периметру. С другой стороны, новое обострение «чеченского синдрома» также способно дестабилизировать сложившиеся федеративные отношения внутри России. Поэтому значимость задачи по выстраиванию новой административно-управленческой модели федерации параллельно с созданием экономических стимулов для внутренней миграции населения на Восток трудно переоценить. Нельзя забывать, что потеря Дальнего Востока означает, помимо прочего, еще и потерю больших запасов природных ресурсов, составляющих, как будет отмечено ниже, основу конкурентных преимуществ России в современном мире.

     Проблемы  повышения конкурентоспособности  России в условиях глобализации в  последнее время все чаще становятся предметом обсуждения ученых и специалистов. Весомый вклад в разработку проблемы внесли, например, ученые ИМЭМО РАН.

     Главным конкурентным преимуществом России на современном этапе являются ее природные ресурсы, о чем свидетельствуют  данные экспортной статистики: сырье  и продукты его первичной обработки  составляют до 80% стоимости экспорта. Россия располагает большой долей мировых запасов природных энергоносителей, прежде всего нефти и природного газа, и является страной активно экспортирующей природное сырье.

     Как следует из докладов экспертов РАН, роль природного газа и нефти сохранится в мировой экономике, что делает положение России на рынках энергоресурсов достаточно устойчивым. Скажем, как прогнозируют эксперты, к 2010 году уровень потребления природного газа с нынешних 360 млрд.куб.м. повысится до 425 млрд.куб.м., примерно треть от этой цифры – 150 млрд.куб.м. сможет экспортировать Россия. Что же касается нефти, то доля России в мировых неразведанных запасах может составлять от одной трети до половины. Разведанность европейской части и Западной Сибири составляет менее 70%, а Восточной Сибири и Дальнего Востока соответственно 8% и 1%. Ситуация на нефтяном рынке России исследована недостаточно, поэтому прогнозы имеют достаточно условный характер. Тем не менее, предполагается, что уровень добычи нефти останется в районе 280-350 млн. тонн к 2010 году, хотя некоторые эксперты предполагают, что данный уровень будет составлять от 410 до 510 млн. тонн.

     Высокая обеспеченность страны дефицитными  сырьевыми, особенно энергетическими, ресурсами вносит вклад в национальную конкурентоспособность, поскольку создает условия сырьевой и энергетической безопасности и обеспечивает экспортные возможности страны.

     К отличительным чертам внешнеполитической деятельности России следует отнести  сбалансированность, что обусловлено  геополитическим положением страны, как одной из крупнейших держав, а также последовательным и конструктивным курсом в международных отношениях.

     Современная внешняя политика России направлена на формирование многополюсной системы  мироустройства, основанной на примате  международного права; на укрепление существующих международных институтов; на продолжение линии на развитие отношений с Западом на неконфронтационной основе, исходя из своих национальных интересов; на создание системы безопасности и международного сотрудничества; на всестороннее развитие отношений со странами СНГ, поддержку соотечественников за рубежом и т.д. Другой акцент внешней политики России последнего времени – линия на диверсификацию международных связей России. Определение региональные приоритетов сотрудничества является крайне значимой функцией российской внешней политики.

     Российское  государство остается влиятельным  фактором мировой политики. Такое  положение основано на объективных  конкурентных преимуществах страны, ее положении в крупнейших международных  организациях, богатой истории и отсутствии конфронтации с ведущими мировыми державами.

     В настоящее время появилась реальная возможность для проведения самостоятельной  и последовательной внешней политики, отвечающей национальным интересам  страны и при этом понимаемой и уважаемой другими странами.

     Россия  обладает сегодня всеми возможностями  для того, чтобы участвовать в  создании нового миропорядка. Необходимо обеспечить возможности влияния  России на развитие международных отношений, в рамках которого неизбежно широкомасштабное сотрудничество с основными международными структурами и всеми теми странами, которые сегодня формируют основные параметры будущего мира. 

     2.3. Взаимосвязь внутренней и внешней политики 

     Анализ  политического поведения режима предполагает уяснение вопроса о взаимосвязи его внутренней и внешней политики. Внешнеполитический ресурс в различных ситуациях может рассматриваться и как усиливающий, и как ослабляющий внутренние позиции режима. Внешняя политика нередко позволяет судить о природе политического режима с большей точностью, нежели попытки увидеть сдвиги в позициях руководства авторитарной системы, предпринимаемые, например, на основе анализа передовых статей центральных газет. Наоборот, крепость внутренних оснований режима, несомненно, позволяет ему укрепить международный авторитет и возможности проводить более результативную внешнюю политику. Каковы могут быть взаимосвязи в политическом поведении режима внутри общества и на международной арене?

     Во-первых, типична ситуация, когда внутренне слабеющий режим ищет укрепления собственных позиций за счет участия в международных конфликтах и войнах. Иногда такое участие заканчивается для режима относительно благополучно. В целом же это ситуация, в которой режиму явно недостает чувства реальности, когда он явно рискует, ввязываясь в конфликты, требующие дополнительной и существенной затраты сил. Можно привести, по меньшей мере, два примера, иллюстрирующих данную ситуацию. Первый пример - Иран в начале 1980-х годов, когда пришедший к власти фундаменталистский режим аятоллы Р. Хомейни вместо продолжения начатой шахом модернизации и в целях отвлечения общества от стоящих перед ним социальноэкономических проблем начал длительную и кровопролитную войну с более сильным режимом С.Хуссейна. Результаты - разрушение экономики Ирана, многочисленная потеря людских и материальных ресурсов и необходимость в первой половине 1990-х гг. решать все те же проблемы, но в гораздо более тяжелых условиях.

     Второй  пример - российские режимы, прежде всего, царские (хотя отчасти и коммунистические), следовали той же "логике" - "вдруг повезет!". Как справедливо писал А. Амальрик, есть мощный фактор, "противоборствующий всякой мирной перестройке и одинаково негативный для всех слоев общества: это крайняя изоляция, в которую режим поставил общество и сам себя. Это не только изоляция режима от общества и всех слоев общества друг от друга, но прежде всего крайняя изоляция страны от остального мира. Она порождает у всех - начиная от бюрократической элиты и кончая самыми низшими слоями - довольно сюрреальную картину мира и своего положения в нем". "Царский режим, - пишет Амальрик далее, - по-видимому, просуществовал бы довольно долго и, возможно, претерпел бы какуюто мирную модернизацию, если бы правящая верхушка не оценивала общее положение и свои силы явно фантастически и не проводила бы внешнеэкспансионисткой политики, вызвавшей перенапряжение... не начни правительство Николая II войны с Японией, не было бы революции 1905-1907 годов, не начни оно войны с Германией, не было бы революции 1917 года" (58). Чрезмерная вовлеченность посткоммунистической России в международные конфликты в СНГ чревата повторением подмеченного Амальриком цикла.

     Во-вторых, слабеющий, но способный трезво оценить  собственные силы, режим может  избрать тактику большей изоляции от международной политики. Характерный пример из недавнего прошлого - выбор китайского руководства, о намерениях которого в конце 60-х годов тот же Амальрик писал, как о явно промилитаристских. К середине 90-х гг. хорошо видны плоды этой политики - относительная умеренность в международных делах, связанных, главным образом, с поисками инвестиций и других форм международной поддержки рыночно-ориентированных реформ, и мучительные попытки разрешить имеющиеся внутри страны социально-экономические противоречия.

     Наконец, существует ряд вариантов внешнеполитического  поведения внутренне стабильного  режима: экспансия, умеренная международная  активность, изоляционизм. Различные  варианты внешнеполитической деятельности мы можем наблюдать на примере  развития Соединенных Штатов, знавших периоды и изоляции, и глубокой вовлеченности в международные конфликты, и грубого вмешательства во внутренние дела других государств.

     Взаимосвязи внутренней и внешней политики режима могут выявляться и в зависимости  от степени демократичности его внутреннего устройства. Существует, например, довольно устойчивый, но едва ли подтверждающийся дополнительными исследованиями, стереотип: в природе авторитаризма - внешняя экспансия и подавление; в природе демократии - стремление к сотрудничеству и урегулированию международных конфликтов правовым и переговорным путем. Проблема выглядит значительно сложнее, чем представлено в этой схеме. Даже если внутриполитическая природа авторитарной и демократической систем глубоко противоположна (это так), было бы опрометчивым исходя из этого строить стратегию и тем более тактику внешнеполитической деятельности. Международная политика подчиняется подчас совершенно иным закономерностям, нежели политика внутренняя. На внешнеполитическое поведение режима поэтому оказывает влияние целый ряд факторов: внутренняя ситуация и степень внутриполитической стабильности; ближайшее окружение, его стабильность и настрой государств-соседей; ядерный фактор; прочность мирохозяйственных связей; степень соблюдения прав человека; влиятельность идей демократического и ненасильственного разрешения международных споров и многое другое. В разной ситуации и в различной степени эти факторы могут как усиливать, так и охлаждать милитаристские настроения режима. 

 

Заключение

 
 

     Великая держава есть та, которая, утверждая свое бытие, свой интерес, свою волю, вносит творческую, устраивающую правовую идею.

     Любые крупномасштабные события и преобразования в России неизменно оказывали  и продолжают оказывать существенное влияние на положение дел во всемирном масштабе.

     Это определяется, прежде всего, тем, что  Россия занимает особое, уникальное положение  в геополитической структуре  современного мира. Она раскинулась  на огромных пространствах, образующих своеобразный становой хребет, соединяющий Европу и Азию в единый евразийский континент. Достаточно взглянуть на политическую карту, убеждаясь в том, что уже сам геополитический размах России прямо-таки обретает ее на статус мировой державы. И на западном, и на восточном, и на южном направлениях внешняя политика России приобретает стратегическое измерение. Особую важность геополитическое положение России в нынешних реальностях приобретает в силу ее близости к некоторым из наиболее опасных очагов и эпицентров национально-территориальных конфликтов.

     В интересах России – способствовать укреплению глобальных и региональных структур, ставящих своей целью обеспечение  мира, безопасности и сотрудничества, - прежде всего ООН и ОБСЕ. Эти  структуры, по существу, представляют собой уникальные лаборатории по организации жизни человеческих макросообществ.

     Ориентиром  для внешней политики России должна быть не защита частично утерянных, ненужных в новых условиях или дорогостоящих  позиций, а нацеленность на достойное  место в мировом сообществе.

     В целях обеспечения эффективной реализации геостратегии необходимо разработать эффективную нормативно-правовую базу.

    При разработке внешнеполитической стратегии  нашей страны важно сохранить  органическое единство принципов формирования внешней и внутренней политики государства. То есть, государство должно предусматривать наличие единых стандартов, регулирующих отношения со всеми этими группами стран. Поэтому, борясь с авторитарными тенденциями Запада, Россия не должна сама допускать такого рода действия по отношению к соседним странам, осуждая проявления национализма и фашизма в сфере международных отношений, столь же решительно бороться с ними внутри страны, требуя открытости от своих конкурентов, должна столь же гласно освещать свои действия в стране и на международной арене.

 

Список использованной литературы

 
  1. Абалкин Л. Национальные интересы: теория и практика. М.: ИМЭМО, 2010. – с.3-32.
  2. Абалкин Л. О национально-государственных интересах. М.: ИМЭМО, 2010. – с.3-27.
  3. Бабурин С.Н. Российский путь: становление российской геополитики накануне XXI в. – М.: АНКО. 1995.
  4. Бжезинский З. Великая шахматная доска. – М.: Международные отношения. 1999. – С.108-229.
  5. Благоволин С. Геостратегические и внешнеполитические перспективы / Вопросы экономики. 2010. №2. – с.31-56.
  6. Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. – М.: 1997. – С.213
  7. Геополитическое положение России: представления и реальность // Под ред. Колосова В.А. – М., 2000.
  8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – СПб.: Глаголъ, 1995.
  9. Замятин Д.Н. Геополитика – основные проблемы и итоги развития в ХХ веке // Полис. 2009. – С.129.
  10. Ильин И.А. О грядущей России. – М.: Воениздат. 1993.
  11. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. – М.: Аспект Пресс. 2008. – С.479.
  12. Нартов Н.А. Геополитика // Под ред. проф. Староверова В.И. – М.: ЮИТИ-ДАНА, Единство. 2009. – С.439.
  13. Поздняков Э.А. Геополитика. – М.: Прогресс – культура. 1995.- С.42.
  14. Родионова И.А. Политическая карта мира. География мирового хозяйства. – М.: 1997.
  15. Ситарян С. Новая Россия в современном мире. Ак. РАН. 1997.
  16. Сорокин К.Э. Геополитика современного мира и Россия // Политическая история. 2010.

Информация о работе Внешняя политика России