Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:16, реферат
Выявить характер семейного воспитания можно, лишь зная те социальные и бытовые условия, в которых проходила жизнь ребенка, проследив особенности взаимоотношений окружающих его людей. Поэтому анализ семейного воспитания предварим рассмотрением этих вопросов.
Введение
Быт. Бытовые условия
Состав семьи и взаимоотношения ее членов
Отношение с детьми
Общественный быт, его влияние на воспитание детей
Характер взаимоотношений в общине и дети
Церковь
Заключение
Список используемой литературы
С малолетства девочка знала, что ее будущее зависит и от нее самой: если она расторопна, умеет работать, то будет в семье уважаема. «Веретеном оденусь, сохой укроюсь» - так выражалось и отношение к результатам своего труда. Рукоделие девушки было видно всем: это вязаные носки и рукавицы, шерсть для которых она пряла сама, наряды, сшитые и расшитые ею. Если у девушки к 15 годам было мало наткано полотна, в глазах общества она могла прослыть ленивой, «неряхой», что считалось позорным.
Неопрятность, нечистоплотность девицы вызывали такое же порицание и осуждение, ведь они свидетельствовали о лени. Поэтому еще маленькую девочку запугивали: «Если плохо подметать пол, муж будет рябой», «Если сметать со стола рукой, муж будет лысым» и т.п.
Отрок, юноша - будущий глава семьи, и его пригодность для этой роли также оценивалась обществом по готовности к труду, способности содержать благодаря ему жену, детей и престарелых родители. К 18 годам парень считался полноценным крестьянином, если мог пахать и сеять - это самое сложное и ответственное дело, -- мог заготовить сено для скота, построить дом, умел столярничать и многое другое. Он уже понимал, что «Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится». К этому времени у юношей появлялась тяга к степенности, они старались усвоить манеру разговора мужиков.
Но если парень ленив, то и на этот случай есть примета: «Если холостой много спит, наспит кривоглазую жену». И правда, кто из родителей захочет отдать дочь за ленивого?
О достоинствах и недостатках молодых людей было известно всему селу, поэтому людская молва и ее мнение оказывали на юношество большое воздействие.
Не только уроки доброты преподносила общественная жизнь ребенку, он наблюдал и случаи жестокости: таким бывало обращение некоторых мужей со своими женами, родителей с детьми, немало было примеров общественного неравенства и жестокого, бездушного отношения богатых к бедным, которым приходилось унижаться, заискивать перед богатыми.
Таких случаев немало представлено в русской классической литературе, а в фольклоре отражено и отношение народа к ним. Видимо, неслучайными персонажами сказок стали злые мачехи и богатые мужики, нерадивые и плутоватые старшие сыновья и т.п.
Какие из этих разных примеров оказывались для ребенка наиболее важными, зависело во многом от общей атмосферы семьи, но важным являлось и собственное отношение подростка, юноши к ним. Можно предположить, что вся система организованных и неорганизованных воспитательных воздействий сочеталась с процессом самовоспитания, роль которого в становлении личности в условиях жизни крестьянской общины становилась исключительно значимой. Большой опыт собственной практической деятельности во всех сферах жизни - труде, общественных делах, развлечениях, играх - оказывался решающим фактором самовоспитания.
Церковь
На сельскую
жизнь большое влияние
Церковь
обычно обслуживала несколько
Такое
общение вырабатывало и хорошие
манеры и приучало быть опрятно одетым.
Здесь узнавали новости, общались, присматривали
женихов и невест. Крестный ход проводился
по разным поводам: в честь военных побед,
как моление об избавлении от эпидемии
или о дожде во время засухи и др.; в них
участвовали и взрослые, и дети. Церковь
использовала и другие формы религиозно-нравственного
воспитания, в частности, распространяла
собственную литературу (правда, из-за
неграмотности населения немногие ее
читали). Деревенская Россия получала
церковные сведения не из полных церковных
книг, даже сельские священники, а не только
полуграмотные крестьяне пользовались
адаптированными, упрощенными изданиями
«для народа».
Заключение
Обобщая
все вышеизложенное, можно заключить,
что под влиянием семейного и общественного
быта закладывались основы человеческой
личности, развивались ее нравственные
установки, складывалась система межличностных
отношений, вырабатывался взгляд на все
окружающее. Здесь ребенок готовился к
своей будущей взрослой роли, впитывая
жизненные впечатления, приобретая свою
неповторимую индивидуальность.
Список используемой литературы
Информация о работе Влияние общественного быта на нравственное воспитание в крестьянской семье