Влияние общественного быта на нравственное воспитание в крестьянской семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:16, реферат

Описание работы

Выявить характер семейного воспитания можно, лишь зная те социальные и бытовые условия, в которых проходила жизнь ребенка, проследив особенности взаимоотношений окружающих его людей. Поэтому анализ семейного воспитания предварим рассмотрением этих вопросов.

Содержание

Введение
Быт. Бытовые условия
Состав семьи и взаимоотношения ее членов
Отношение с детьми
Общественный быт, его влияние на воспитание детей
Характер взаимоотношений в общине и дети
Церковь
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

тема 5.docx

— 29.25 Кб (Скачать)
 
 
 

РЕФЕРАТ

на  тему:

Влияние общественного    быта на нравственное       воспитание  в крестьянской    семье 
 
 
 
 

Содержание

  1. Введение
  2. Быт. Бытовые условия
  3. Состав семьи и взаимоотношения ее членов
  4. Отношение с детьми
  5. Общественный быт, его влияние на воспитание детей
  6. Характер взаимоотношений в общине и дети
  7. Церковь
  8. Заключение
  9. Список используемой литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Выявить характер семейного воспитания можно, лишь зная те социальные и бытовые  условия, в которых проходила  жизнь ребенка, проследив особенности взаимоотношений окружающих его людей. Поэтому анализ семейного воспитания предварим рассмотрением этих вопросов.

Быт. Бытовые условия.

Бытовые условия проживания людей наложили свой отпечаток на систему культурных ценностей, в том числе и на воспитание подрастающего поколения. Под бытом принято понимать уклад повседневной жизни и систему внутрисемейных отношений, причем у различных социальных групп в городе и деревне сложились различные формы быта. Рассмотрим, прежде всего, те особенности, которые определили крестьянский быт.

Так описывает  жилища крестьян (в XVI--XVII вв.) Н.И. Костомаров: «У простолюдинов избы были черные, т.е. без труб, дым выходил в маленькое окно; при избах были пристройки... В этом пространстве жил бедный русский мужик со своими курами, свиньями, телками среди невыносимой вони. Печь служила логовищем целому семейству; а от печи по верху под потолок приделывались полати».

Изба  с низкими потолками и таким же дверями - это основной тип жилища. Маленькие окна, закрывавшиеся рамкой с натяжным бычьим пузырем (оконное стекло начало распространяться лишь с XIX в.) пропускало мало света; печь не имела дымохода. В избе готовили пищу, спали, пряли, ткали, занимались домашними работами, здесь же почти всю зиму держали коз, телят и поросят. Большое место в помещении занимала глинобитная печь, служившая для отопления, приготовления пищи и для сна. По диагонали от нее находился красный (святой) угол, где стоял стол и висели иконы. Вдоль стены укреплялись лавки, а за боковой стеной над лавкой - полати, где также спали и хранили вещи. В избе, размером в 16-20 м проходила жизнь семьи, которая могла состоять из 7-8, а часто и из 15-20 человек. Скученность, тесноту, антисанитарные условия в избе, куда почти не проникали свет и свежий воздух, можно было обнаружить во многих крестьянских жилищах даже в начале XX в. В этих условиях почти всю зиму находились дети; неудивительно поэтому, что велика была детская смертность.

Значительно лучше жили крестьяне на севере России и в Сибири, где жилища были просторными и дворы включали разные постройки.

В помещичьих и боярских усадьбах, как правило, большой дом имел парадные комнаты, личные хоромы хозяина, покои его жены и т.п., но в то же время немало имелось помещичьих усадеб, в которых дворянское жилище мало чем отличалось от типичного крестьянского. В таких условиях проходила жизнь крестьянской семьи, где росли и воспитывались дети.

Состав  семьи и взаимоотношения  ее членов

Нравственное  и материальное благополучие человека определялось семьей, обеспечивавшей важнейшую функцию - воспитания детей  и сохранения преемственности поколений. Передача жизненного опыта молодым, сохранение традиционного уклада жизни, культуры, освоение ребенком нравственных устоев осуществлялись прежде всего в семье.

Основными типами русской семьи в различные  исторические периоды были: простые, малые (родители - дети); сложные, неразделенные состояли из 2-4 поколений. Уже в Древней Руси и далее в XV- XVII вв. существовала малая семья. В среднерусской и южнорусской полосе, в Сибири даже в XVIII-XIX вв. часто встречались неразделенные семьи.

Мужчины в доме. Классическая семья состояла обычно из деда, сыновей, внуков, правнуков, во главе которой стоял большак; эта роль передавалась от отца к  сыну. Старший по возрасту мужчина  управлял всей жизнью и хозяйством семьи. В отсутствие отца его обязанности исполнял старший сын, потому-то он и обладал большими правами в сравнении с остальными детьми. Лишь в конце XIX в. семьи стали часто выделяться из большого коллектива, совместное проживание семей братьев было уже редким явлением.

Хозяин, большак нес основную тяжесть  сельскохозяйственных работ, строительства - «всякий дом хозяином держится». Большак собирал на семейный совет всю семью; в присутствии детей решались важные хозяйственные дела, такие как выбор культуры для сева, покупка, продажа вещей, а также женитьба сыновей и пр. Наибольший вес в решении семейных вопросов имели старшие, а дети получали наглядный урок совместного и ладного обсуждения дел и почтения к старшим.

Вообще  вся культура поведения строилась  на принципе почтительного отношения к мужчинам и старшим. Даже изба имела свою половину для мужчин и отдельно - для женщин с детьми. В переднем углу под образами за столом всегда садились старшие мужчины семьи и почетные гости - мужчины.

Женщины в семье. Распределением домашних работ  среди женской части семьи - дочерей, снох, вдов, солдаток, живших в доме, -руководила таршуха - жена большака, т.е. мать и свекровь. Она не только определяла, кто чем займется, давала конкретные указания по делам, контролировала и осуществляла выполнение («выговаривала» в случае нерадивости), но и сама выполняла много работы по хозяйству.

На старших  в семье лежали и определенные обязанности религиозного характера: так, большак читал молитвы перед общей едой, большуха, перед тем, как начинали выполнять общие женские работы.

Последним куском хлеба делились даже небогатые  крестьяне. А женщины, слушая рассказы путников об их страданиях, сочувствуя, бывало обливались слезами. Странников оставляли ночевать, если время шло  к ночи: «Куда ты пойдешь на ночь глядя, ночуй -- ночлега с собой  не носят, вот вместе поужинаешь с нами, обночуешься, а утром и пойдешь с Богом». В редком доме отказывали прохожим, разве что побоится женщина, оставшаяся дома одна или те, у которых самим-то нечего было есть.

Эта атмосфера  сострадательности, готовности помочь любому, оказавшемуся в нужде, являлась для ребенка важным условием его  нравственного становления. Так общество неосознанно подавало детям определенные образцы нравственного поведения.

Отметим еще одну сторону общественных взаимоотношений.

Благополучие  семьи зависело во многом не только от общего климата, от трудолюбия ее членов, но и от объективных обстоятельств: непогоды и неурожая, несчастных случаев, болезней (поэтому всегда в деревне имелись люди бедные, бездомные, увечные, сироты). Общее отношение общины к ним было сострадательным, жалостливым; но были, особенно часто среди богатых крестьян, и люди равнодушные к чужому горю, о чем нам повествуют сказки, поговорки, пословицы.

Взаимовыручка, взаимопомощь, взаимные услуги отличали многие соседские отношения: ведь добрые соседи могли прежде всех помочь в  тяжелую пору облегчить жизнь. Дети не только наблюдали такие отношения, но сами вступали в них. Заболела одинокая соседка - мать отсылает своих дочек к ней: отнести пищу, прибрать в избе, истопить печь. Приходит и сама, поит больную отваром из целебных трав, сочувственно выслушивает ее жалобы и утешает. Приходили соседи на выручку, если у кого-то случался пожар: принимали к себе погорельцев на житье, помогали одеждой и вещами, хотя у самих-то всего этого было немного.

Доброе  соседство выражалось и в том, что широко бытовала готовность делиться друг с другом своими запасами: так, перед Пасхой с теми, у кого не было коровы, делились запасами творога, а осенью угощали яблоками тех, у кого не было своих. Пользовались взаимно инвентарем, утварью. Приглядеть за маленькими детьми, если нужно было отлучиться, тоже просили соседей, часто это поручалось соседской девочке постарше. Обращались друг к другу по хозяйственным делам: починить косу, подправить плетень, помочь погрузить бревна и т.п. Отказов в помощи не бывало, доброе соседство и ценилось, прежде всего, готовностью к взаимовыручке.

Возникающие конфликты соседи старались разрешить  мирно. Случалось, например, сосед по полю заезжал за межу и сеял на чужой полосе. Конфликт могли погасить так: виновный по обоюдному согласию уступал хозяину полосы часть посева, а могли договориться и так: «Ты посеял на моей полосе, я посею на твоей; сколько ты семян посеял на моей полосе, я отдам тебе, но работа твоя уж должна пропасть даром, потому что сам залез на чужую полосу». Многочисленные житейские случаи подавали детям пример добрососедских взаимоотношений, милосердия и сострадания. Ребенок был не сторонним наблюдателем поведения взрослых, но вовлекался родителями и обществом в совершение нравственных поступков.

В свою очередь, родителям общество вменяло  в обязанность воспитание детей в духе нравственности. Особо следовало заботиться о воспитании девушки, для которой незапятнанная честь считалась важнейшим достоинством. Потеря невинности до брака считалась большим грехом, а беременность девушки - высшей степенью позора и бесчестья. Поэтому обществом осуждались добрачные связи, а к девушке переступившей порог нравственных требований, относились с пренебрежением, и ей трудно было рассчитывать на замужество, «порченая девка» могла быть сосватана только бедняку или вдовцу. Девушку могли обвинить в грехе, прибегая при этом к таким способам: вымазать дегтем ворота, поднять ей подол, подрезать косу. Ворота, вымазанные дегтем, -это позор для всей семьи, после этого девушку высмеивали, оскорбляли, презирали. Но если обвинение было ложно, девушка могла снять с себя позор, обратившись к сходу. Тогда на сходе, где обязаны были присутствовать все парни, она выходила перед всеми и вызывала оскорбителя: «Кто меня обесчестил, выходи ко мне и обвиняй меня!» Девушка удалялась с женщиной, которую заранее назначали, она осматривала ее и о результатах объявляла всем, Если обвинение было напрасным, участники сходки кланялись ей со словами: «Прости нас, ради Бога, ты не виновата». А она в свою очередь кланялась обществу: «Благодарим вас покорно за мое оправдание». После сходки оскорбления в адрес девушки порицались и с обидчика брался штраф, а родственники девушки расправлялись с ним по-своему со всеобщего одобрения.

Все эти  этические нормы демонстрировались  перед детьми постоянно, и они  усваивали их, ориентируясь на пример родителей, старших братьев и  сестер. Такие наглядные уроки  дополнялись различными назидательными историями, как будто происходившими на самом деле.

Отметим и еще одну особенность общинного  быта - ответственность за всех детей  села или деревни.

Каждый  ребенок находился под приглядом  любого взрослого, оказавшегося рядом, ему приходили на помощь, ободряли, оберегали. Но при нарушении общепринятых норм поведения строго спрашивали с  ребенка, могли сделать ему замечание, отчитать, разъяснить, как нужно  вести себя. Любой старший, остановив  расшалившегося подростка, спрашивал  его: «Ты чей будешь?» И так  как в деревне все взрослые были известны друг другу, этот строгий  вопрос останавливал мальчишку, он понимал, что своим поведением вредит репутации своей семьи. «Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом» -- поучает пословица.

С самого детства ребенок находился в  атмосфере всеобщего порицания  безнравственных поступков и приучался к соблюдению норм поведения. Так, в соответствии с христианской заповедью «не укради» греховным считалось посягательство на чужую собственность. Чтобы ребенок запомнил это правило, принято было маленьких детей сечь на меже, чтобы знали, где свое, где чужое.

Обычно  двери в селах не запирались на замки и запоры, так как редкими  были случаи воровства, если же оно случалось, вся деревня занималась поисками вора. Если его ловили, устраивали самосуд, иногда избивая провинившегося до полусмерти. А не обнаружив вора, считали, что он все равно будет наказан Богом. С малолетства ребенок усваивал эти нравственные уроки. «Воровское стяжание не пойдет впрок». «Как вору ни воровать, а петли не миновать». Но тут же и горькая примета: «Алтынного вора вешают, а полтинного чествуют».

Обществом порицалась леность, которую легко  было увидеть у юноши и девушки на общественных работах, когда всем миром помогали возвести дом, сложить печь, дожать полосу во время жатвы; или на работе в своем хозяйстве и даже на посиделках: здесь и можно было подметить сноровку, умение работать быстро и хорошо или, наоборот, прослыть неумехой, ленивой. Язвительные шутки слышались в адрес последних, они не только получали обидные прозвища, но зарабатывали неважную репутацию, что сказывалось и на замужестве и женитьбе. Ведь трудолюбие было одним из главных требований к будущим женихам или невестам.

Информация о работе Влияние общественного быта на нравственное воспитание в крестьянской семье