Влияние этнокультурных традиций на социализацию личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 14:42, реферат

Описание работы

Рассматривается проблема становления и проявления психологического пола личности при взаимодействии этнокультурных полоролевых традиций и факторов, вызванных изменениями социально-экономических отношений в современном обществе. Сосуществование в единой социально-экономической системе русского и татарского народов Татарстана было использовано в качестве модели, позволяющей разделить этнокультурные и социально-экономические условия развития личности.

Содержание

Введение 5
Влияние этнокультурных традиций на социализацию личности 6
Вывод 11
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 55.41 Кб (Скачать)

Социальные роли различаются  по степени их важности для нормального  функционирования всего общественного  организма. Это связано с местом той или иной группы и соответственно ее членов в социальной структуре, с  их значимостью для поддержания  ее стабильности. Интегративным показателем  положения социальной группы и отдельной  личности в системе общественных отношений является социальный статус. В любом обществе и в любой  сфере общественной жизни - производственной, правовой, потребительской и других - существует пирамида статусов, определяющая и закрепляющая социальное неравенство.

Теория ролей хорошо описывает  адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало

Термин «социальная роль»  начали разрабатывать в начале XX века Э.Дюркгейм, М.Вебер, а позднее — Т.Парсонс, Т.Шибутани, РЛинтон и др. В дальнейшем свое развитие он нашел в различных социологических теориях, в первую очередь функционалистских и интеракционистских.

«Социальная роль, — пишет  И.С.Кон, — это нечто безличное, не связанное ни... с чьей индивидуальностью, это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе». Таким образом, социальная роль — это совокупность требований (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения), которые общество предъявляет лицам, занимающим определенные социальные позиции.

Социальная роль, возникая в связи с конкретной занимаемой индивидом социальной позицией, имеющей  место в общественной структуре, одновременно с этим — конкретный (нормативно одобряемый) способ поведения, который обязателен для всех индивидов, выполняющих подобные социальные роли.

Но следует отметить, что  ни одна роль не является жестко фиксированной  моделью поведения. Хотя общество и  навязывает индивиду социальную роль, характер индивида оказывает решающее влияние на то, в какой мере его  поведение будет соответствовать  ожиданиям других.

Концепция распределения  ролей у Т. Парсонса - деление их на аскриптивные, т.е. предписанные по естеству (определенные рождением, полом, возрастом, социальной принадлежностью и т.д.) и достижительные, т.е. зависящие от личных усилий индивида. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность является производной от условий, принятых в группах, в которые включен индивид. В процессе социализации он усваивает способы исполнения ролей и тем самым становится личностью. Общим для концепции ролевой теории является то, что личность есть результат овладения правилами жизни и поведения в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статусная теория личности

При анализе личности и  ее места в обществе часто используют понятие “социальное положение”. Если это понятие соотносится  с социальной ролью, то последнюю  можно рассматривать как функцию  социального положения.

Однако. “Социальная роль”  личности в единстве с ее “социальным  положением” с наибольшей полнотой и объемностью выражает понятие  “социальный статус личности”. Оно  удачно объединяет в себе и функциональную и оценочную стороны, показывает: что личность может делать, что  она делает, каковы результаты ее действий, и как они оцениваются другими  людьми, обществом.

Социальный статус - это  соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное положение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно, “предписанный” и “достигаемый” статусы.

Понятие социального статуса  характеризует место личности в  системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни  и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и  качественных показателях (заработная плата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку.

Социальный статус в значении нормы и общественного идеала обладает большими потенциальными возможностями  при решении задач социализации личности, поскольку ориентация на достижение более высокого социального  статуса стимулирует социальную активность. Если собственный социальный статус понимается человеком неверно, то он ориентируется на чужие образцы  поведения. В этой связи можно  рассмотреть две крайности в  оценке личностью своего социального  статуса. Низкая статусная самооценка связана со слабой сопротивляемостью  внешнему влиянию. Такие люди не уверены  в себе, чаще подвержены пессимистическим настроениям. Высокая самооценка чаще связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным  оптимизмом. Исходя из этого, есть смысл  ввести понятие статусной самооценки, как сущностной черты личности, несводимой к отдельным функциям и действиям  человека.

Социально определенная деятельность человека; занимаемые им социальные статусы  и осуществляемые социальные роли; ожидания и отношения статусов и  ролей, норм и ценностей, которыми он руководствуется в процессе своей  деятельности; система законов, которые  он использует; совокупность знаний, позволяющих выполнять принятые на себя роли и более или менее свободно ориентироваться в окружающем мире; уровень образования и специальной подготовки; социально-психологические особенности, активность и степень самостоятельности в принятии решения - все это образует социальные качества личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория референтных групп Т. Хаймена и С. Стауффера

Данная теория рассматривает  включенность личности в различные  социальные общности (от семьи до класса). Референтной становится группа, к которой человек принадлежит в данное время, принадлежал в прошлом или хотел бы принадлежать в будущем, с учетом следующих характеристик данной группы: образа жизни; престижа; дохода; статуса.

Выделяются два типа групп:

а) компаративная - стандарт собственной оценки

б) нормативная, выполняющая  регулятивную роль по отношению к  поведению индивида, обусловливая разнообразие личности.

Референтная группа— это реальная или воображаемая социальная группа, система ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном.

Открытие феномена «референтной группы» принадлежит американскому социальному психологу Г.Хаймену. Данный термин был перенесен в социологию из социальной психологии. Психологи на первых порах под «референтной группой» понимали такую группу, стандартам поведения которой индивид подражает и нормы и ценности которой усваивает.

В ходе ряда экспериментов, которые Г.Хаймен проводил на студенческих группах, им было выявлено, что часть членов малых групп разделяет нормы поведения, принятые не в той группе, в которую они входят, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Т.е. принимают нормы групп, в которые они не включены реально. Такие группы Г.Хаймен назвал референтными группами. По его мнению, именно референтная группа» помогала разъяснить тот парадокс, почему некоторые индивиды не ассимилируют  позиции групп, в которые они непосредственно включены, а усваивают образцы и стандарты поведения других групп, членами которых они не являются. Поэтому, для того чтобы объяснить поведение индивида, важно изучать ту группу, к которой индивид себя «относит», которую принимает в качестве эталона и на которую «ссылается», а не ту, которая его непосредственно «окружает». Таким образом, сам термин родился от английского глагола to refer, Т.е. ссылаться на что-либо.

Другой американский психолог М.Шериф, с его именем связано окончательное утверждение понятия «референтная группа» в американской социологии, рассматривая малые группы, влияющие на поведение индивида, разделил их на два вида: группы членства (членом которых индивид является) и нечленские, или собственно референтные группы (членом которых индивид не является, но с ценностями и нормами которых соотносит свое поведение). В данном случае понятия референтной и членской группы рассматривались уже как противоположные.

Позднее другими исследователями (Р.Мертон, Т.Ньюком) понятие «референтная группа» было распространено на все объединения, которые выступали для индивида эталоном при оценке им собственного социального положения, действий, взглядов и т.д. В связи с этим в качестве референтной группы стала выступать как группа, членом которой уже являлся индивид, так и группа, членом которой он хотел бы быть или был раньше.

Таким образом, в настоящее  время в литературе встречается  двоякое употребление термина «референтная группа». В первом случае под ней подразумевается группа, противостоящая группе членства. Во втором случае — группа, возникающая внутри группы членства, Т.е. круг лиц, выбранных из состава реальной группы как «значимый круг общения» для индивида. Принятые группой нормы становятся лично приемлемыми для индивида только тогда, когда они приняты этим кругом лиц,

Понятие референтной группы, как отмечает Г.С.Антипина, может принимать следующие значения:

1) любая группа, которая  берется за эталон (или критерий) при оценке своего собственного  положения;

2) группа, на которую ориентируются  в действии;

3) группа, право входа  (или членства) в которую индивид стремится получить, Т.е. группа, в деятельности которой он хочет участвовать;

4) группа, ценности и взгляды  членов которой служат в качестве  социальной «рамки соотнесения»  для отдельного лица, не являющегося  ее членом непосредственно[5].

Референтные группы можно классифицировать по разным основаниям:

— по выполняемым функциям — нормативная и сравнительная  референтные группы;

— по природе своего существования  — реальные референтные группы и идеальные референтные группы;

— в соответствии с согласием  либо отрицанием индивидом норм и  ценностей группы — положительные (позитивные) и отрицательные (негативные) референтные группы.

 

 

 

Марксистская  теория личности

Еще один вариант решения  проблемы личности содержит теория К. Маркса. В его понимании субъектами общественного развития являются социальные образования нескольких уровней: человечество, классы, нации, государство, семья и  личность. Движение общества осуществляется в результате действий всех этих субъектов. Однако они отнюдь не равнозначны, и  сила их воздействия изменяется в  зависимости от исторических условий. В разные эпохи как решающий выдвигается  такой субъект, который является основной движущей силой данного  исторического периода. В первобытном  обществе основным субъектом социальной жизни была семья или возникавшие  на ее основе образования (род, племя). С появлением классового общества субъектами общественного развития, по Марксу, становятся классы (разные во все периоды), а движущей силой — их борьба. Следующее изменение субъекта социального  действия предполагалось Марксом в  результате установления коммунистических отношений. В этот период человечество переходит от стихийного развития к  сознательному, осмысленному созиданию  общественных отношений во всех сферах жизни. Маркс считал, что именно тогда начнется подлинная история человечества. И субъектом общественного развития станет целенаправленно действующее, освободившееся от классовой борьбы и прочих стихийных проявлений, осознавшее себя и смысл своего существования человечество.

Но нужно обязательно  иметь в виду, что в концепции  Маркса все субъекты общественного  развития действуют в русле объективных  законов развития общества. Они не могут ни изменить эти законы, ни отменить их. Их субъективная деятельность либо помогает этим законам действовать  свободно и тем ускоряет общественное развитие, либо мешает им действовать  и тогда тормозит исторический процесс.

Как же представлена в этой теории интересующая нас проблема: личность и общество? Мы видим, что  личность здесь признается субъектом  общественного развития, правда, не выдвигается на первый план и не попадает в число движущих сил  социального прогресса. Согласно концепции  Маркса, личность не только субъект, но и объект общества. Она не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей  действительности она — совокупность всех общественных отношений. Развитие индивида обусловлено развитием  всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном  общении, оно не может быть оторвано от истории предшествующих и современных  ему индивидов.

Таким образом, жизнедеятельность  личности в концепции Маркса всесторонне  определяется обществом в виде социальных условий ее существования, наследия прошлого, объективных законов истории и т. д. Но некоторое пространство для социального ее действия все-таки остается.

Концепция личности Фрейда

Другой образ личности возник под влиянием идей З. Фрейда, рассматривавшего человека как систему  нужд, а общество - как систему  запретов, табу. Бессознательные (в  первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и  основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности  удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме  из-за социальных нормативных ограничений  человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением  и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) - нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои - Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Это модель личности, постоянно обороняю­щейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рас­сматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Информация о работе Влияние этнокультурных традиций на социализацию личности