Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 14:42, реферат
Рассматривается проблема становления и проявления психологического пола личности при взаимодействии этнокультурных полоролевых традиций и факторов, вызванных изменениями социально-экономических отношений в современном обществе. Сосуществование в единой социально-экономической системе русского и татарского народов Татарстана было использовано в качестве модели, позволяющей разделить этнокультурные и социально-экономические условия развития личности.
Введение 5
Влияние этнокультурных традиций на социализацию личности 6
Вывод 11
Список литературы 13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО “ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. П.М. МАШЕРОВА”
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине “ Педагогические основы социальной работы”
на темы: «Влияние этнокультурных традиций на социализацию личности».
«Ведущие концепции социализации»
Выполнила студентка
ФСПиП 2 курс 34 группа
Микулёнок Онорина Сергеевна
Преподаватель: Семёнова Наталья Сергеевна
Вариант 11
РЕФЕРАТ
«Влияние этнокультурных традиций на социализацию личности»
Содержание
Введение 5
Влияние этнокультурных традиций на социализацию личности 6
Вывод 11
Список литературы 13
Введение
Рассматривается проблема становления и проявления психологического пола личности при взаимодействии этнокультурных полоролевых традиций и факторов, вызванных изменениями социально-экономических отношений в современном обществе. Сосуществование в единой социально-экономической системе русского и татарского народов Татарстана было использовано в качестве модели, позволяющей разделить этнокультурные и социально-экономические условия развития личности. Использовалась адаптированная методика Bem Sex Role Inventory для определения психологического пола личности, а также созданная на ее основе методика выявления полоролевых представлений испытуемых. Показано, что становление психологического пола личности наиболее гармонично и в то же время неосознанно происходит при максимальном соответствии образов маскулинности/феминности этнокультурным полоролевым традициям, а в неадекватных культурно-историческому опыту общественно-экономических условиях социализации может произойти полоролевая дезадаптация личности.
Ключевые слова: маскулинность, феминность, андрогинность, этнокультурные традиции.
Влияние этнокультурных традиций на социализацию личности
Психологический пол личности (термин, предложенный А.Г.Асмоловым) является системным качеством, обусловленным биологически заданной половой принадлежностью индивида, этнокультурными традициями воспитания, структурой социально-значимой деятельности и полоролевыми нормами общества, определяющими индивидуальные характеристики, особенности поведения, способы действия, социальные позиции и установки, иерархию мотивационных линий личности. Становление психологического пола в процессе социализации происходит при одновременном влиянии основных составляющих социально-исторического образа жизни: культурно-исторического опыта и факторов, вызванных социально-экономическими изменениями в общественной жизнедеятельности.
Культурно-исторический опыт проявляется в традициях, обычаях, инвариантном образе мира людей, принадлежащих к определенной этнической группе, и соответствующих им целях и подходах к воспитанию личности мужчины и женщины. Исторически полоролевая модель каждого народа (идеальная форма в развитии психологического пола личности) формировалась с учетом биологических и физиологических половых различий в распределении социальных ролей мужчин и женщин соответственно принципу природной целесообразности.
Современные социально-экономические
условия нашего общества характеризуются
ускоряющимися изменениями в
системах социальных ролей, часто не
совпадающими с традиционными
Для исследования особенностей
влияния этнокультурных традиций на
становление психологического пола
при ускоренной динамике социально-экономических
отношений в современном
Гипотеза исследования заключалась
в том, что на становление психологического
пола личности этнокультурные традиции
и факторы, обусловленные уровнем
социально-экономического развития современного
общества, оказывают совместное, но
неодинаковое по характеру влияние.
Выборку составили юноши и
девушки, относящиеся к разным этническим
группам, но находящиеся в сходных
социально-экономических
Анализ шкал методики выявил, что в их основу положены специфические социокультурные представления и полоролевые традиции культур ряда западноевропейских стран и США, которые этносоциологами характеризуются как индивидуалистические культуры маскулинного типа. Культура России в целом этими же источниками оценивается как коллективистская культура феминного типа, что само по себе уже ставит под сомнение возможность использовать в российской социокультурной среде принцип разделения половых ролей, положенный в основу содержания шкал. Поэтому мы сочли необходимым в первую очередь провести оценку содержательной валидности методики BSRI.
Оценка содержательной валидности методики с целью большего соответствия условиям российской культуры проводилась в два этапа. На первом этапе выявлялась степень общности и специфичности полоролевой модели (как структуры ценностей), положенной в основу BSRI, и полоролевой модели, характерной для российской культуры. Для этого было проведено анкетирование с использованием открытых вопросов: «Назовите пять качеств, характерных для настоящего мужчины в Вашем понимании» и «Назовите пять качеств, характерных для настоящей женщины в Вашем понимании». Выборка респондентов составила 100 человек (53 мужчины, 47 женщин) в возрасте 19–25 лет.
В результате этого исследования выявилось более 80 «мужских» и приблизительно такое же количество «женских» качеств. Качества, имеющие более 3 % совпадения выбора, составили модель маскулинности/феминности (34 «женских» качества и 19 «мужских»); при этом оказалось, что женская полоролевая модель по сравнению с мужской содержит более широкий набор качеств, но в то же время более половины из них имеют низкий процент совпадения выбора (менее 10 %). Мужская полоролевая модель представлена более узко, но большинство качеств (12 из 19) имеют более 10 % совпадения выбора. Это позволяет говорить о достаточно четкой ценностной структуре мужских психологических качеств и о диффузной ценностной структуре женских. Некоторые психологические качества входят в ценностную структуру как мужского, так и женского идеального образа, следовательно, представленная в общественном сознании идеальная полоролевая модель имеет ортогональный характер. Ряд выявленных характеристик маскулинно-феминной модели совпал с характеристиками BSRI, что указывает на универсальное ценностное значение некоторых мужских и женских качеств.
В то же время довольно высокий процент совпадения выбора имеют качества, видимо, специфичные для полоролевой модели российской культуры. Они послужили основой для составления дополнения к методике BSRI с тем, чтобы осуществить второй этап исследования: экспертную оценку на выборке объемом 400 человек (200 мужчин и 200 женщин, средний возраст — около 20 лет). С целью выявления универсальных и этноспецифических полоролевых представлений выборка включала в равном соотношении представителей двух национальностей — русской и татарской.
Межэтнические различия проявлялись в том, что из 84 качеств, оцененных по степени их маскулинности/феминности в качестве полярных (присущих либо мужчинам, либо женщинам) среди татар большинство мужчин и женщин восприняли 31 качество, а среди русских в качестве полярных большинство мужчин восприняло 40 качеств, а большинство женщин — 37 качеств. Подобные отличия наблюдались и при выявлении индивидуальной полярности полоролевых представлений.
Результаты экспертной оценки шкал методики BSRI показали, что в оригинальном варианте она не отвечает требованиям содержательной валидности в условиях российской культуры. Модификация методики производилась с учетом отсутствия межэтнических и половых различий в экспертной оценке маскулинности/феминности психологических качеств, совпадения результата этой оценки со шкалами оригинальной методики и оценки качеств как социально-положительных.
Общий объем выборки основного исследования составил 358 человек, но работа основывалась на исследовании групп, разделенных по полу и национальности: мужчины-татары (N=83); мужчины-русские (N=95); женщины-татарки (N=90); женщины-русские (N=90).
Испытуемых объединяли: 1) принадлежность к одному поколению; 2) воспитание в условиях единой образовательной системы; 3) сходное воздействие средств массовой информации; 4) ориентация на получение высшего образования. Принадлежность к этнокультурной группе определялась в обоих случаях исходя из субъективного причисления испытуемым себя к русской или татарской национальности, поскольку таковая — явление социокультурное.
Каждому испытуемому предлагалось заполнить опросник, состоящий из теста на определение психологического пола личности, анкеты на определение полоролевых представлений (составленной на основе модифицированной) и анкеты на выявление демографических данных. При обработке результатов индивидуально определялся по методике BSRI психологический пол каждого испытуемого, содержание полоролевых представлений и уровень их полярности, определялась взаимозависимость этих показателей в группах и индивидуально.
Выявленные в результате исследования представления о маскулинности/ феминности личностных качеств показали, что у испытуемых татарской и русской национальностей достаточно сходные образы маскулинности/ феминности, что позволяет говорить о единой для них идеальной полоролевой модели.
Полярность полоролевых представлений каждого испытуемого выявлялась с помощью вычисления коэффициента полярности Kп по формуле:
Kп=(Σ Iм + Σ Iж) / N,
где I — качественная оценка характеристики как присущей мужчинам (Iм) или женщинам (Iж), общей или не связанной с полом человека; N — общее количество характеристик (в данной анкете N=42).
В результате среди испытуемых русской национальности выявилось на 3,6 % больше лиц с высокой полярностью полоролевых представлений и на 7,1 % меньше лиц с низкой полярностью полоролевых представлений, что позволяет говорить о несколько более выраженной полярности полоролевых представлений в группе испытуемых русской национальности.
Информация о работе Влияние этнокультурных традиций на социализацию личности