Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:31, курсовая работа
Целью настоящего исследования выступает теоретическое обоснование инновационного характера виртуализации, составляещей содержание трансформационных изменений в современном российском обществе.
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВИРТУАЛИЗАЦИИ. 3
1.1 Виртуализация. 3
1.2 Интернет. 10
1.3 Сетевое сообщество. 12
2. ВИРТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ. 16
3. ТЕНДЕНЦИИ ВИРТУАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 38
Задачи исследования состояли в следующем:
1) Выяснить, как молодёжь проводит своё свободное время;
2) Выявить, как часто молодёжь пользуется глобальной сетью Интернет;
3) Исследовать знает ли молодёжь о понятие социальных сетей;
4) Проанализировать с какой целью молодёжь посещает социальные сети;
5) Определить помогают ли социальные сети в организации досуга молодёжи;
6) Выяснить считает ли молодёжь общение в сети достойной заменой реальному общению;
7) Исследовать, какие социальные нормы и ценности распространены в социальных сетях;
8) Выявить каким образом нормы и ценности распространенные в социальных сетях влияют, соотносятся с общепринятыми15.
Основным инструментом исследования является анкета, состоящая из 15 вопросов, которая позволяет решить поставленные задачи. В анкетном опросе в соответствующих пропорциях по критерию возраста и пола приняли участие 384 человека (23,7% мужчин и 76,3% женщин ), с различными формами занятости (школьники – 24,7%, учащиеся средних специальных учебных заведений – 2,9%, учащиеся ВУЗов – 35,7%, учащаяся и работающая молодёжь – 13,8%, нигде не учащаяся, но работающая молодёжь – 22,9% и не учащиеся и не работающие – 0% ). Выборка была рассчитана при помощи калькулятора выборки. Для достижения репрезентативности полученных результатов объект исследования был разделён на четыре группы: 1. 14 – 17 лет – школьники, 2. 18 – 21 год – учащаяся молодёжь, 3. 22 – 25 – работающая молодёжь, которая находится в самом начале своего профессионального становления и 4 группа – 26 – 30 – это молодые люди активно строящие карьеру и в большинстве случаев находящиеся с брачных отношениях, так как 25-27 – это средний возраст вступления в брак по России. Многоступенчатость выборки оправдывается тем, что факторы социализации молодежи зависят от таких элементов, как уровень образования, возраст и пол. Подобные критерии позволили в полной мере сделать выводы о мнении молодёжи о социальных сетях и их влиянии на социализацию16.
Анализ результатов анкетного опроса показал, что на сегодняшний день глобальная сеть Интернет занимает значительное место в жизни современной молодёжи. Об этом свидетельствуют данные, полученные в ходе исследования. Так в своём большинстве респонденты отметили, что находятся в Интернете достаточно часто, т.е. когда есть свободное время - 72,9% , 13,5% опрошенных респондентов указала, что они находятся в сети «он-лайн» практически всегда - отметили, 6,5% указали, что заходят в Интернет довольно редко, лишь тогда, когда есть необходимость, и всего 7% - практически не пользуются Интернетом. Это говорит о том, что практически повсеместная доступность сети Интернет привела к тому, что молодые люди практически все свое свободное, да и не только свободное, но и рабочее время, проводят в сети Интернет: общаются, ищут информацию, организуют досуг и т.п17.
Так же подтверждением того, что сегодня Интернет тесно связан с жизнью молодёжи является то, что при проведении своего досуга молодёжь на первое место ставит общение в Интернете (226 человек), на втором месте – встреча с друзьями и знакомыми (213 человек), и тройку лидеров по проведению досуга молодёжи замыкает развлекательная индустрия, а именно посещение кафе, кинотеатров, клубов, торговых центров и т.д. (137 респондентов). Остальные варианты ответов распределились таким образом – просмотр телевизора (130 человек), чтение книг (105 человек), поиск необходимой информации в Интернете (70 человек) и т.д. (рисунок 1). Это свидетельствует о том, что в принципе молодёжь ведёт пассивный образ жизни и не занимается социально-значимыми видами деятельности, а такие развивающие занятия как чтение книг, посещение выставок, музеев, театров, занятие спортом занимают лишь второстепенные позиции в жизни молодёжи. Молодых людей интересует лишь развлечение. Кроме того, они предпочитают виртуальное общению реальному. В совокупности такой перекос в молодежных предпочтениях при организации досуга влияет и на смещение акцента в формах, видах и агентах социализации18.
Рис.1 Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы предпочитаете проводить своё свободное время?»
Ещё
одним фактом в пользу, того, что
социальные сети становятся основным местом
проведения досуга, общения и развлечения
является то, что 14,3% молодёжи всё своё
свободное время тратят на времяпрепровождение
в социальных сетях, 50,5% - проводят там
несколько часов в день, 25,3% респондентов
посещают социальные сети несколько раз
в неделю и лишь 5,7% заходят не чаще одного
раза в месяц (рисунок 2). Это ещё одно подтверждение
того, что люди стали чаще общаются через Интернет, а не в живую. Дети проводят
все свободное время за компьютером, что
влияет как на успеваемость в учебе, так
и на развитие ребенка.
К тому же постоянное пребывание в сети
может привести к информационной перегрузке
мозга. А в определённых случаях социальные
сети наносят вред семье и близким, так
как, общаясь в Интернете люди, предпочитают
им виртуальное общение, отсюда и все вытекающие
конфликты19.
Рис.2 Распределение ответов респондентов на вопрос: «Сколько времени Вы проводите в социальных сетях?»
Если выявить зависимость ответов на этот вопрос от возраста опрошенных респондентов, то мы увидим, что распределение ответов второй и третьей возрастной группы совпадает с общим выводом, в первой категории лидирующая позиция сходна с общей, а вот на втором месте стоит вариант «провожу в сети всё своё свободное время», и третья позиция – захожу несколько раз в неделю. А вот распределение ответов четвёртой возрастной группы совершенно не совпадает с общей тенденцией, так как здесь на первом месте стоит вариант – «захожу несколько раз в неделю», на втором месте – «нахожусь в социальных сетях несколько часов в день» и на третьем месте – «захожу не чаще одного раза в месяц».
А если проанализировать
зависимость времени
В настоящее время социальные сети настолько прочно захватили умы посетителей Глобальной сети Интернет, что стало сложно найти человека, который хотя бы один раз не слышал о таких ресурсах, как «Одноклассники», «В контакте» и др. Между тем подобного рода сайтов намного больше, чем может показаться. Фактически на данный момент обзавестись своей личной социальной сетью стремятся все крупные порталы, а некоторые уже сделали это. На самом деле стремление объединить людей, раскиданных временем по разным частям не только страны, но и мира, можно оценить как положительную тенденцию. Однако существует и масса негативных моментов обозначенных выше.
В результате исследования было выяснено, что самыми популярными социальными сетями среди молодёжи являются – социальная сеть «Вконтакте», её знают 365 человек и 312 в ней зарегистрированы, «Одноклассники» - знают – 361 человек и 237 зарегистрированы, «Мой мир» - 277 человек и 156 имеют свою страничку. Дальнейший рейтинг популярности распределился следующим образом, «You Tube» – 254 человека знают о существовании этой социальной сети и 75 респондентов в ней зарегистрированы, 149 опрошенных молодых людей знают о существовании сайтов знакомств и 22 из них там зарегистрированы и активно общаются, 107 респондентов знают о наличии такой социальной сети, как «Фотострана», и 40 из них там зарегистрированы. Так же респонденты указывали о существовании таких сетей как «Мой круг» (90 человек – знают и 6 зарегистрированных пользователей), «Facebook» (36 – знают и 31 - зарегистрирован) и сеть «Twitter» (7 знают и 2 зарегистрированы). Так же интересным является, то, что только лишь 10 человек из 384 не знают ни одной социальной сети и нигде не зарегистрированы – это всего лишь 2,6%20.
Так
же в результате анализа было установлено,
что основной целью посещения
социальных сетей молодёжью является
в первую очередь – просмотр видео,
скачивание музыки и т.д. –
289 человек, на втором месте – общение
с друзьями на интересующие темы – 224 человека
и третье место – поиск друзей, однокурсников,
одноклассников и общение с ними. Так же
помимо этого целью посещения социальных
сетей является – получение информации
по учёбе от сокурсников и одноклассников
– 87 человек, на одной позиции стоят –
общение в группах по интересам и знакомство
с противоположным полом по 31 респонденту.
Малая часть респондентов указали, что
социальные сети являются для них средством
самовыражения, помогают заявить о себе
и опубликовать своё творчество для широкой
публики – 17 человек, 14 опрошенным респондентам
социальные сети помогают в поиске работы
и услуг и 12 человек основной своей целью
посещения социальных сетей указывают
ведение дневников, блогов и создание
заметок. Так же хотелось бы отметить,
что среди респондентов первой возрастной
категории, а именно школьников четыре
раза встречался такой вариант ответа,
как – троллинг. Троллинг (от англ. t
Интересным
является тот факт, что подавляющее
большинство молодых людей (
В своём большинстве респонденты всех возрастных категорий указывают, что в социальных сетях они ничего серьёзного не обсуждают, а просто болтают с друзьями и знакомыми. На втором месте для первой, второй и третьей категории – проблемы учёбы, а для четвертой – отношения между людьми, на третьем месте опять же для первой, второй и третьей группы – отношения между людьми, а для четвёртой возрастной категории – какие-то другие темы. Это свидетельствует о том, что у каждой возрастной категории свои интересы, и следовательно свои темя для обсуждения с друзьями и близкими.
Система ценностных ориентаций, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений.
Наиболее ценным в жизни для молодёжи является, во-первых – здоровье – 218 человек, на втором месте – семейные ценности – 210 человек, и на третьем – любовь (180 человек). Затем рейтинг ответов распределился следующим образом – дружба (118 человек), отношения с людьми (76 человек), честность (72 человека), верность (57 человек), независимость и свобода (48 респондентов), социальный статус (41 человек). Так же незначительная часть респондентов указали, что наиболее ценным для них в жизни являются – деньги (2 человека), возможность и знание (по 1 человеку)23.
Современное подрастающее поколение проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в себя и общество. Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о «прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы». Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют «все и вся», занимаются поисками «врагов», на которых можно было бы свалить причины всех бед. Третьи, отчаявшись, уходят в «никуда», становятся на преступный путь, превращаются в алкоголиков и наркоманов. Четвертые ищут «путь к богу», вступают в различные секты, увлекаются мистикой и колдовством. Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, объективно оценивают новые реалии, ищут пути решения возникающих проблем. Однако кризис какого-либо явления отнюдь не равнозначен падению или исчезновению его социальной ценности. Наоборот, активная общественная критика может означать наличие ценностного конфликта в этой области, т.е. «чувства отклонения от идеала», несоответствия общественной потребности и наличию имеющихся обстоятельств. Одновременно это может означать смену ориентаций в данной области, а вместе с ней переосмысления и даже укрепления ценности данного явления. К примеру, семья. Так, например, в ситуациях социальных преобразований, когда разрушаются многие виды и формы социальных отношений, семья неожиданно начинает быть особо привлекательным местом - островком спокойствия, отдыха, личностной цельности, поэтому ценность ее может возрастать.
Если посмотреть на ответы респондентов в указанном исследовании по поводу вопроса о том, что является наиболее ценным не только в жизни, но и виртуальном мире, то окажется, что ценности не совпадают. Так в виртуальном мире тройку лидеров ценностей открывают - отношения с людьми, которые даже не вошли в первые три позиции ценностей жизни. На втором месте - дружба (183 человека), и замыкает тройку лидеров ценность честности – 145 респондентом. Помимо этого 57 респондентов считают, что главной ценностью в виртуальном мире является независимость и свобода, по мнению 41 опрошенного респондента это – любовь, для 36 опрошенных это социальный статус, 29 человек полагают, что это семейные ценности, так же мнения разделились между верностью и здоровьем – по 27 человек. Среди своих предложенных вариантов были – деньги (1 человек), информация (5 человек). И показательным является то, что 13 человек полагают, что в виртуальном мире ценности отсутствуют. Подобные результаты ещё раз доказывают, что социальные сети нужны молодым людям только для развлечения и простого общения на не серьёзные темы.
Информация о работе Виртуализация современного российского общества