Виртуализация современного российского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования выступает теоретическое обоснование инновационного характера виртуализации, составляещей содержание трансформационных изменений в современном российском обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
1. НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВИРТУАЛИЗАЦИИ. 3
1.1 Виртуализация. 3
1.2 Интернет. 10
1.3 Сетевое сообщество. 12
2. ВИРТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ. 16
3. ТЕНДЕНЦИИ ВИРТУАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 38

Работа содержит 1 файл

Виртуал совр росс общества.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

Виртуальная природа Интернета проявляется в том, что протекающие в нем коммуникации выполняют функции реальных социальных интеракций, тем самым заменяя последние.  Интернет за последние годы завоевал, по существу, весь мир,  включая страны Юго-Восточной Азии.  Между тем именно стремительное распространение Интернет-коммуникаций активно влияет на социальную структуру современного общества, создавая новый тип  общественной структуры - «сетевое общество», как определил его М.Кастельс, с вытекающим отсюда преобразованием типов производственных структур(«адаптивная корпорация»), финансовых потоков, межличностных отношений. Создание глобального сетевого общества трансформирует в значительной степени непосредственный социальный опыт  в виртуальное поле формирования социальных отношений.

1.3 Сетевое сообщество.

сетевое сообщество - это специфическая форма социальной структуры, опытно устанавливаемая  эмпирическими исследованиями в  качестве характеристики "Информационной эпохи". 
Первоначально, люди жили в небольших племенах или деревнях, представляющих собой своего рода расширенную семью, в которых все были знакомы друг с другом, постоянно контактировали между собой. С ростом популяции и ходом цивилизации, сообщества становились более комплексными, урбанизированными, росли и развивались большие города, люди стали отчуждаться от природы и друг от друга.

Как кульминация  этих процессов, пришла индустриальная революция, увеличился приток рабочей  силы из деревень в город, на смену традиционным семьям, с большим количеством теть, дядь, бабушек и дедушек, двоюродных и троюродных братьев и сестер, пришла нуклеарная семья.

Как утверждает Marshall McLuhan, электронные средства массовой информации превратили мир в своего рода глобальную деревню, где все принимают участие в некоем порочном вуайеризме, наблюдая за изображениями мест дорожных аварий и жертв убийств, страданиями голодающих детей Третьего Мира и так далее. По большому счету, становится трудно отличать новости от фантастических фильмов ужасов и телевизионных шоу. Телевидение и радио не могут претендовать на звание глобальных средств массовой информации. Следуя традиционному принципу монархов, вождей, проявляемому на протяжении веков: «Мы говорим, Вы слушаете», они отличаются от того двустороннего общения, которое ранее было принято в племени.

Интернет, в  силу присущей ему интерактивности, изменяет существующее положение вещей, постепенно превращая современный  отчужденный мир в подобие  глобальной деревни, глобального сообщества, которое существует в виртуальном киберпространстве, осуществляя двустороннюю коммуникацию посредством различных интернет - технологий.

Эта теория может  быть проиллюстрирована нашим личным опытом участия в интерактивном  сетевом общении, в частности в чатах. Во многих чатах существует тенденция к построению «виртуальных» расширенных семей, где участники чата «играют» в семью, принимая на себя «виртуальные роли» отца, матери, детей, теть и дядь различных степеней родства, братьев и сестер, создавая, таким образом, на игровой основе некий прототип утраченной, в ходе урбанизации, расширенной семьи. Такие виртуальные семьи достаточно стабильны во времени, и такая «игра» может продолжаться на протяжении всего времени существования чата, как виртуального сообщества, причем новые посетители чата могут охотно принимать условия этой «игры», вступая в эту виртуальную семью, в качестве ее членов.

Компьютерно - опосредованное общение (CMC) является как средством  межличностного общения («один- другому»), так и формой массовой коммуникации («один - многим»), и, даже, «многие- многим». Компьютерно - опосредованное общение может пролить свет на природу социальной жизни. Это относится как к нашим межличностным отношениям («диадные» социальные отношения), так и к природе сообщества («сети» социальных отношений). Виртуальные сообщества включают в себя все измерения сообщества: экономические, политические, социальные и культурные.

Социальное  взаимодействие и солидарность в  электронных конференциях и чатах  может привести к складыванию дружеских и любовных отношений между участниками. Интернет, является виртуальным пространством, где мы встречаемся с друзьями, коллегами, любовниками, в любое время, невзирая на разницу расстояний.

В киберпространстве, с каждым днем, растет количество заключенных международных сделок и политических советов, которыми обмениваются посредством электронных сетей. Все больше корпораций виртуализируют свои организации, их работники работают в сети. Растет число виртуальных магазинов, банков, создана денежная система WebMoney. Деньги можно зарабатывать и тратить в сети, переводить на кредитные карты, открывать счета в банках через Интернет.

В культурном аспекте, люди, посредством Интернет, ознакомляются  с ценностями и символами других наций и культур. Идеологический аспект сетевых сообществ заключается в том, что основным принципом является всеми разделяемое убеждение в свободе выражений, индивидуализма, равенства возможностей доступа к одним и тем же символическим интересам.

Сообщество, сложившееся в киберпространстве укрепляет коллективность интересов, что обычно связано с темой дискуссии. Это может привести к коллективному отношению (духу нашего виртуального круга) и прояснить социальные обязательства.

Можно выделить следующие показатели «успешности» сетевого сообщества:

  1. Построению сообщества должно уделяться необходимое внимание, так как это сообщество должно привлекать людей.
  2. Успешные онлайновые сообщества должны безоговорочно быть сфокусированы на нуждах своих членов, а не на нуждах спонсоров и рекламодателей.
  3. Слишком сильный контроль повлечет за собой снижение количества членов сообщества. Чрезмерные полицейские меры в онлайновых сообществах, могут попросту их убить.
  4. Самоорганизация не всегда означает самообеспечение. Большинство онлайновых сообществ требует значительного вложения времени и сил, для своего поддержания своей жизнедеятельности.
  5. Онлайновые сообщества имеют тенденцию быть более активными, когда присутствует общий дух, убеждение, что «нет никого умнее нас, всех вместе взятых».

Проанализировав существующие теоретические подходы  к пониманию принципов конструирования  сетевых сообществ, мы можем выделить следующие:

  1. Границы группы четко определены, члены группы имеют возможность встречаться, узнавать друг друга, имеют информацию об общей истории;
  2. Существуют четкие правила, управляющие использованием коллективных благ, в соответствии с локальными потребностями и условиями, причем большинство индивидов, на которых распространяются эти правила, могут принимать участие в их изменении;
  3. Существует система наблюдения за поведением членов сообщества, которое производится самими членами сообщества, с использованием устоявшейся системы санкций;
  4. Члены сообщества имеют возможность реализовать свои личные и общие цели в процессе коммуникации.

2. ВИРТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ.

 

Век высоких технологий выводит  на совершенно новый уровень развития наше общество: обмен информацией, общение  между людьми, способы построения отношений, поиск работы, да собственно и сама работа, отдых переходят из реального мира в мир виртуальный.

Присутствуя сейчас практически  в каждом доме, Интернет значительно  расширяет наши возможности –  особенно это касается так называемых социальных сетей, которые в последнее  время приобрели колоссальную популярность. Ежедневно миллионы людей пользуются их услугами: одни ищут друзей, клиентов, работодателей или работников, другие просто «убивают» в них время.

Сегодня существует немало точек зрения на перспективы развития социальных сетей, и эти перспективы  зависят от целевой аудитории, на которую они ориентированы. Без сомнения наиболее активной частью в плане использования социальных сетей является молодежь (составляющая еще и значительную часть пользователей Интернета), которая рассматривается как активная социальная сила, всегда и везде несущая с собой инновации: информационные, коммуникативные и другие, а сайты социальных сетей становятся своего рода их проводниками в постоянно трансформирующемся обществе10. Сайты социальных сетей помогают молодым людям в самореализации, «самопрезентации», одобрение группы сверстников становится более значимым, чем одобрение неким, часто отстраненным, «обществом»11.

Прежде всего, в социальных сетях отсутствуют какие-либо условности, которых невозможно избежать в реальном общении, многим труднее общаться в реальной жизни и гораздо проще излагать свои мысли письменно. К тому же ещё одним негативным моментом является влияние социальных сетей на процесс социализации, становления и развития личности молодых людей. Можно сказать, что социальные сети отодвигают на второй план классические институты социализации – семью, школу, а порой  реальных друзей и сверстников. Совмещение иллюзорного, фантастического мира, при условии функционирования его по законам реальности, делают виртуальный мир необычайно притягательным. У актора виртуального мира формируется «зависимость от виртуальности». В силу неудовлетворённости окружающей действительностью (личностный, экономический, социокультурный аспект и т. д.) компьютерная зависимость постепенно усугубляется, приводя к тому, что человек начинает отдавать предпочтение именно виртуальному миру, как наиболее приемлемому для него.

Значение киберзависимости настолько велико, что, порою, молодые  люди начинают терять связь с реальным миром, с головой окунаясь в мир  виртуальный. В этом смысле показателен комикс в американской газете: друзья зовут мальчика, сидящего за компьютером, играть, он отвечает им: «Уходите, не мешайте мне общаться!»12. Это отрицательное воздействие проявляется в возможности самостоятельно создавать в виртуальном мире ту жизнь, которая нравится, те законы, которые можно нарушать и за это ничего не будет, те нормы, которые удобны для пользователя. Всё это ведёт к подмене виртуальным миром реального мира, где существуют общепринятые нормы и правила, невыполнение которых влечёт за собой применение жёстких санкций. Более того, большинство молодых людей переносят созданные в виртуальном мире  социальные нормы на реальные отношения, тем самым, разрушая сложившиеся нормативные устои общества, которые за последние десятилетия итак сильно деформированы, а их виртуализация приводит к еще большей деформации социального сознания и поведения.

И сегодня в связи с  вышесказанным можно с уверенностью говорить  о таком понятии как виртуальная компьютерная социализация или киберсоциализация.

Киберсоциализация человека – социализация личности в киберпространстве –  процесс изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности. Киберсоциализация человека особенно ярко происходит в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды, то есть вследствие использования его ресурсов и в процессе коммуникации с виртуальными агентами социализации, встречающимися человеку во всемирной глобальной сети Интернет (в первую очередь, в социальных сетях, в процессе переписки по e-mail, на форумах, в чатах, блогах, телеконференциях и online-играх)13.

В процессе киберсоциализации  у человека возникает целый ряд новых, ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с киберпространством – фактически новым виртуальным жизненном пространством человека14.

Темпы роста всемирной сети Интернет высоки и продолжают динамически нарастать как за счёт увеличения количества пользователей глобальной сети Интернет во всех регионах земного шара, так и за счёт роста объёмов информации в самом Интернете, ставшим удобным способом удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей современного человека.

Таким образом, можно говорить о том, что социальные сети, выступая особым социальным пространством, являются той сферой, где трансформируются традиционные формы социализации и  социальных отношений, а общение как вид досуговой занятости становится возможным не в традиционном виде непосредственного живого общения, а приобретает черты простой коммуникации. В сети человек может быть таким, каким он хочет казаться, но не является на самом деле.

Социализация – непрерывный  и многогранный процесс, который  продолжается на протяжении всей жизни  человека. Но интенсивнее он протекает  в детстве и юности, когда закладываются  все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы, формируется мотивация социального поведения. Социализация личности всегда была тесно связана с семьей и системой образования. Но в информационном обществе это, как и многое другое, подвергаются трансформации. Наиболее важными факторами социализации становятся сетевые коммуникации.

Для того, чтобы  осмыслить масштабы влияния социальных сетей на социализацию молодёжи, следует обратится к материалам социологического исследования, проведенным в феврале-мае 2011 г. научно-исследовательским центром при Комитете по молодежной политике РФ. Предмет исследования стали социальные сети как фактор социализации молодёжи. Возрастная группа респондентов  - 18-30 лет.

Информация о работе Виртуализация современного российского общества