Виды социологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:33, реферат

Описание работы

Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д.
Первый этап – сбор первичной социологической информации (записи исследователя, выписки из документов).
Второй этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке, составление программы обработки и сама обработка.
Заключительный, третий этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендации для заказчика, субъекта.

Содержание

Введение 3
1.Виды социологических исследований 4-5
2. Выборка
2.1Формирования и методы выборки 6-7
3. Методы сбора информации
3.1Опрос 8-10
3.2 Анализ документов 11 3.3Наблюдения 12-14
Заключение 15
Библиография 16

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 48.21 Кб (Скачать)

7

     3. Методы сбора информации

     3.1 Опрос

     При выборе метода социологического исследования учитываются условия, время и  место, цели и задачи исследования, а также его вид. Существуют три  основных метода сбора социологической  информации:

  1. Опрос, который делится на два подкласса: анкетный опрос, интервью
  2. анализ документов
  3. наблюдения

     Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей

     Впервые официальные опросы появились в  Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно распространятся.

     Искусство опроса состоит  в правильной формулировке и расположении вопросов. Опросным методом кроме социологов пользуются врачи, журналисты, следователи.

     Социологический опрос имеет три отличительные  черты:

    1. Количество опрошенных. Перечисленные выше специалисты, опрашивая одного человека, получают личное мнение. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Он интересуется общественным мнением. Получая и обрабатывая статистические данные, исследователь выявляет социальные типы личности.

          2)Достоверность и объективность.

     Опрашивая сотни и тысячи людей, социолог усредняет  разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную  информацию, нежели журналист.

          3)Цель опроса. С помощью исследований, проводимых социологом, устанавливается научный факт.

     Существует  две основные разновидности опроса:

        • анкетирование;
        • интервьюирование.

     Анкета  (Франц. – расследование)– опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам.Респонденты рассматриваются в качестве объекта исследования.Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Ей называется только то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом.

     Проводимый  опрос должен отвечать ряду требований:

     Он  не должен длиться более 30 – 40 минут, в противном случае респондент устает, и последние вопросы остаются без полноценных ответов.

     8

     Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и восприятию) вопросы должны следовать  за более простыми.

     Первый  вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего, если он будет нейтральным.

     Трудные вопросы целесообразно поместить  в середину, чтобы респондент «включился»  в тему.

     Вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым (всем без исключения). Вопросы должны отвечать требованиям логики: в начале речь должна идти об установлении какого-либо факта, а потом уже о его оценке. Это самое важное требование социологического исследования.

     Если  в анкете появляется новый раздел, то необходимо «подвести» опрашиваемого  к новой теме. Это делается  с помощью обращения к респонденту  в определенной форме, например: « А теперь мы просим Вас высказать свое мнение о…».

     В подобной же форме строится обращение  к респонденту с просьбой принять  участие в проводимом исследовании.

     Это введение коротко знакомит опрашиваемого  с целью опроса и ориентирует  его на конкретное задание при  заполнении анкеты.

     Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).

     Имеется множество разновидностей интервью.

     1) По содержанию беседы различают  документальные интервью (изучение  событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которого - выявление оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью со  специалистами-экспертами, причем организация и структура интервью со специалистами существенно отличается от обычной системы.

     2) По технике проведения - делятся на свободные, нестандартизованныеи формализованные (а также полустандартизованные) интервью.

     Свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе (“путеводитель  интервью”). Такие интервью уместны  на стадии разведки в формулятивном плане исследования.

     Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное  наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию  вопросов, варианты возможных ответов.

9

     3) В зависимости от особенностей  процедуры интервью может быть  интенсивным (“клиническим” т.е.  глубоким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявление  достаточно узкого круга реакций  опрашиваемого. Цель клинического  интервью - получить информацию о  внутренних мотивах, побуждениях,  склонностях опрашиваемого, а  фокусированного - извлечь информацию  о реакциях субъекта на заданное  воздействие. С его помощью  изучают, например, в какой мере  человек реагирует на отдельные  компоненты информации (из массовой  печати, лекции и т.п.). Причем текст информации предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказываются в центре внимания опрошенных, какие - на периферии, и что вовсе не осталось в памяти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     10

     3.2 Анализ документов

     Анализ  документов(от лат.Documentum – доказательство, свидетельство) – метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации.Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности.

     Однако  чтобы использовать возможности, предоставляемые  документами, следует в свою очередь  получить системное представление  о всем  их многообразии. Ориентироваться в многообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе содержащейся в нем информации.

     По  форме фиксации информация делится  на:

  • письменные документы (сведения изложены в форме текста);
  • статистические данные (цифровая форма изложения);
  • иконографическая документация (кино-, фотодокументация);
  • фонетические документы.

     Традиционный, классический анализ – это все многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. Традиционный анализ документов дает возможность проникнуть вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Слабостью традиционного анализа документов является субъективизм.

     Стремление  преодолеть субъективность традиционного  анализа породило разработку принципиально  иного, формализованного (количественного)  метода анализа документов, или контент-анализа, как иногда называют этот метод.

     Контент-анализ – это метод исследования, применяемый в различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии,исторической науке и литературоведении и др. нол развитие этого метода преимущественно связано с социологическими исследованиями. Там, где есть текст, документы, их совокупность, там возможно контент-аналатическое исследование. 
 
 
 
 
 

     11

       3.3 Наблюдения

     Под наблюдением в социологии подразумевается  прямая регистрация событий очевидцем. Наблюдение может носить различный характер. Иногда социолог самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц.

     Наблюдение  бывает простым и научным. Простое - это то, которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Научное наблюдение отличается тем, что:

     а) Оно подчинено ясной исследовательской  цели и четко сформулированным задачам.

     б) Научное наблюдение планируется  по заранее обдуманной процедуре.

     в) Все данные наблюдения фиксируются  в протоколах или дневниках по определенной системе.

     г) Информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

     Наблюдение  классифицируется:

     1) По степени формализованности выделяют неконтролируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное). В неконтролируемом наблюдении пользуются лишь принципиальным планом, а при контролируемом - регистрируют события по детально разработанной процедуре.

     2) В зависимости от положения  наблюдателя различают соучаствующее  (или включенное) и простое (не включенное) наблюдения. Во время включенного наблюдения исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы “изнутри”. В не включенном (простом) наблюдении исследователь наблюдает “со стороны”, не вмешиваясь в события.

     В обоих случаях наблюдение может  производиться открыто или инкогнито.

     Одна  из модификаций включенного наблюдения носит название стимулирующего наблюдения. Этот способ подразумевает воздействие исследователя на события, которые он наблюдает. Социолог создаетопределенную ситуацию, для того чтобы стимулировать события, что дает возможность оценить реакцию на это вмешательство.

  1. По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и на лабораторные (в экспериментальной ситуации).

     При отсутствии четких гипотез, когда исследование проводится пофомлулятивному (примерному) плану, применяют простое или бесструктурное наблюдение.

     12

           Цель такого предварительного наблюдения заключается в том, чтобы придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта. При этом используется следующее:

     1) Общая характеристика социальной  ситуации, включающая такие элементы, как: сфера деятельности (производственная, непроизводственная, уточнение ее особенностей и т.д.); правила и нормы, регулирующие состояние объекта в целом (формальные и общепринятые, но не закрепленные в инструкциях или распоряжениях); степень саморегуляции объекта наблюдения (в какой мере его состояние определяется внешними факторами и внутренними причинами).

     2) Попытка определить типичность  наблюдаемого объекта в данной  ситуации, относительно других объектов  и ситуаций; экологическая Среда,  область жизнедеятельности, общественная, экономическая и политическая  атмосфера, состояние общественного  сознания на данный момент.

     3) Субъекты или участники социальных  событий. В зависимости от общей задачи наблюдения их можно классифицировать: по демографическим и социальным признакам; по содержанию деятельности (характер труда, сфера занятий, сфера досуга); относительно статуса в коллективе или группе (руководитель коллектива, подчиненный, администратор, общественный деятель, член коллектива...); по официальным функциям в совместной деятельности на изучаемом объекте (обязанности, права, реальные возможности их осуществления; правила, которым они следуют строго и которыми пренебрегают...); по неофициальным отношениям и функциям (дружба, связи, неформальное лидерство, авторитет...).

Информация о работе Виды социологических исследований