Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:33, реферат
Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д.
Первый этап – сбор первичной социологической информации (записи исследователя, выписки из документов).
Второй этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке, составление программы обработки и сама обработка.
Заключительный, третий этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендации для заказчика, субъекта.
Введение 3
1.Виды социологических исследований 4-5
2. Выборка
2.1Формирования и методы выборки 6-7
3. Методы сбора информации
3.1Опрос 8-10
3.2 Анализ документов 11 3.3Наблюдения 12-14
Заключение 15
Библиография 16
7
3. Методы сбора информации
3.1 Опрос
При выборе метода социологического исследования учитываются условия, время и место, цели и задачи исследования, а также его вид. Существуют три основных метода сбора социологической информации:
Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей
Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно распространятся.
Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Опросным методом кроме социологов пользуются врачи, журналисты, следователи.
Социологический опрос имеет три отличительные черты:
2)Достоверность и объективность.
Опрашивая сотни и тысячи людей, социолог усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели журналист.
3)Цель опроса. С помощью исследований, проводимых социологом, устанавливается научный факт.
Существует две основные разновидности опроса:
Анкета (Франц. – расследование)– опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам.Респонденты рассматриваются в качестве объекта исследования.Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Ей называется только то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом.
Проводимый опрос должен отвечать ряду требований:
Он не должен длиться более 30 – 40 минут, в противном случае респондент устает, и последние вопросы остаются без полноценных ответов.
8
Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и восприятию) вопросы должны следовать за более простыми.
Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего, если он будет нейтральным.
Трудные
вопросы целесообразно
Вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым (всем без исключения). Вопросы должны отвечать требованиям логики: в начале речь должна идти об установлении какого-либо факта, а потом уже о его оценке. Это самое важное требование социологического исследования.
Если
в анкете появляется новый раздел,
то необходимо «подвести» опрашиваемого
к новой теме. Это делается
с помощью обращения к
В подобной же форме строится обращение к респонденту с просьбой принять участие в проводимом исследовании.
Это введение коротко знакомит опрашиваемого с целью опроса и ориентирует его на конкретное задание при заполнении анкеты.
Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).
Имеется множество разновидностей интервью.
1)
По содержанию беседы
2) По технике проведения - делятся на свободные, нестандартизованныеи формализованные (а также полустандартизованные) интервью.
Свободные
- длительная беседа (несколько часов)
без строгой детализации
Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.
9
3)
В зависимости от особенностей
процедуры интервью может быть
интенсивным (“клиническим” т.
10
3.2 Анализ документов
Анализ документов(от лат.Documentum – доказательство, свидетельство) – метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации.Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности.
Однако чтобы использовать возможности, предоставляемые документами, следует в свою очередь получить системное представление о всем их многообразии. Ориентироваться в многообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе содержащейся в нем информации.
По форме фиксации информация делится на:
Традиционный, классический анализ – это все многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. Традиционный анализ документов дает возможность проникнуть вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Слабостью традиционного анализа документов является субъективизм.
Стремление преодолеть субъективность традиционного анализа породило разработку принципиально иного, формализованного (количественного) метода анализа документов, или контент-анализа, как иногда называют этот метод.
Контент-анализ
– это метод исследования, применяемый
в различных дисциплинах, областях гуманитарного
знания: в социальной и общей психологии,
социологии и криминологии,исторической
науке и литературоведении и др. нол развитие
этого метода преимущественно связано
с социологическими исследованиями. Там,
где есть текст, документы, их совокупность,
там возможно контент-аналатическое исследование.
11
3.3 Наблюдения
Под наблюдением в социологии подразумевается прямая регистрация событий очевидцем. Наблюдение может носить различный характер. Иногда социолог самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц.
Наблюдение бывает простым и научным. Простое - это то, которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Научное наблюдение отличается тем, что:
а)
Оно подчинено ясной
б) Научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре.
в) Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе.
г) Информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.
Наблюдение классифицируется:
1) По степени формализованности выделяют неконтролируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное). В неконтролируемом наблюдении пользуются лишь принципиальным планом, а при контролируемом - регистрируют события по детально разработанной процедуре.
2)
В зависимости от положения
наблюдателя различают
В
обоих случаях наблюдение может
производиться открыто или
Одна из модификаций включенного наблюдения носит название стимулирующего наблюдения. Этот способ подразумевает воздействие исследователя на события, которые он наблюдает. Социолог создаетопределенную ситуацию, для того чтобы стимулировать события, что дает возможность оценить реакцию на это вмешательство.
При отсутствии четких гипотез, когда исследование проводится пофомлулятивному (примерному) плану, применяют простое или бесструктурное наблюдение.
12
Цель такого предварительного наблюдения заключается в том, чтобы придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта. При этом используется следующее:
1)
Общая характеристика
2)
Попытка определить типичность
наблюдаемого объекта в данной
ситуации, относительно других объектов
и ситуаций; экологическая Среда,
область жизнедеятельности,
3)
Субъекты или участники