Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:33, реферат
Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д.
Первый этап – сбор первичной социологической информации (записи исследователя, выписки из документов).
Второй этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке, составление программы обработки и сама обработка.
Заключительный, третий этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендации для заказчика, субъекта.
Введение 3
1.Виды социологических исследований 4-5
2. Выборка
2.1Формирования и методы выборки 6-7
3. Методы сбора информации
3.1Опрос 8-10
3.2 Анализ документов 11 3.3Наблюдения 12-14
Заключение 15
Библиография 16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФИВЕЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт
менеджмента и бизнеса
Кафедра
«Социальных наук»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Социология и политология» («Социология»)
«Виды
социологических
исследований»
Выполнили:
Студенты гр. ЭП-10-2
Федорова Е.К
Ямгурова
Э.Ф
Проверил:
Доцент, к.п.н
Морозова
Н.Л
Тюмень,
2011
Содержание
Введение
1.Виды
социологических исследований
2. Выборка
2.1Формирования и методы выборки
3. Методы сбора информации
3.1Опрос
3.2 Анализ документов
Заключение
Библиография
Введение
В
структуре социологии выделяют три
взаимосвязанных уровня: общесоциологическую
теорию, специальные социологические
теории и социологические
Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д.
Первый этап – сбор первичной социологической информации (записи исследователя, выписки из документов).
Второй этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке, составление программы обработки и сама обработка.
Заключительный,
третий этап – анализ обработанной информации,
подготовка научного отчета по итогам
исследования, формулирование выводов
и рекомендации для заказчика, субъекта.
3
Вид социологического исследования определяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование: небольшое,
наиболее простое исследование,
имеющее небольшое количество
респондентов и сжатый
Разведывательное исследование
решает весьма ограниченные по
своему содержанию задачи. Оно
охватывает, как правило, небольшие
обследуемые совокупности и
Разведывательное исследование
используется для
Выполняя вспомогательные
Обычно в разведывательном
Описательное исследование: более глубокий вид исследования с более большой общностью людей. Применяется машинная обработка.
Описательное исследование - более
сложный вид социологического
анализа, который позволяет
4
Описательное исследование
Описательное исследование
Выбор методов сбора
Аналитическое исследование: самое
сложное и глубокое
Аналитическое социологическое
исследование ставит своей
Подготовка аналитического
Разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта.
В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.
5
Объект исследования чаще всего насчитывает сотни, тысячи, десятки сотни тысяч людей. Если объект исследования состоит из 200-500 человек, они все могут быть опрошены. Такой опрос будет сплошным. Но если объект исследования насчитывает более 500 человек, то единственно верным способом будет применение выборочного метода.
Выборка – это совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению.Выборка должна учитывать взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов, говоря проще, единицы опроса выбираются на основании учета важнейших признаков социального объекта – образования, квалификации, пола. Второе условие: при подготовке выборки необходимо, чтобы отобранная часть являлась микромоделью целого, или генеральной совокупности. В определенной степени генеральная совокупность есть объект исследования, на который распространяются выводы социологического анализа.
Выборочная совокупность – это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выборочной совокупности, подлежащие изучению, есть единицы анализа. Ими могут выступать как отдельные люди, так и целые группы (студенческие), рабочие коллективы.
На первом этапе выбираются какие-либо трудовые коллективы, предприятия, учреждения. Среди них отбираются элементы, имеющие типичные для всей группы признаки. Эти отобранные элементы называются – единицами отбора, а среди них выбираются единицы анализа. Данный метод называют механической выборкой. При такой выборке отбор может быть произведен через 10, 20, 50 и т. д. человек. Промежуток междуотбираемыми называется – шагом отбора.
Довольно популярен метод серийной выборки. В нем генеральная совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту) на однородные части. Затем отбор респондентов идет отдельно из каждой части. Число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней.Иногда социологи используют метод гнездовой выборки. В качестве единиц исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы и коллективы. Гнездовая выборка дает научно обоснованнуюсоциологическую информацию, если группы максимально схожи по важнейшим признакам, например по полу, возрасту, видам обучения.
Также в исследованиях применяется целенаправленная выборка.
6
В ней чаще всего используются методы стихийной выборки, основного массива и квотной выборки. Метод стихийной выборки – обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структуру массива респондентов, которые заполнят и отправят анкеты по почте. Выводы такого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность.
При проведении пилотажного, или разведывательного, исследования обычно применяют метод основного массива. Он практикуется при зондаже какого-либо контрольного вопроса. В подобных случаях опрашивается до 60-70% респондентов, попавших в отборочную совокупность.
Метод
квотной выборки часто применяется
при опросах общественного мнения. Им
пользуются в случаях, когда до начала
исследования имеются статистические
данные о контрольных признаках элементов
генеральной совокупности. Число признаков,
данные о которых выбираются в качестве
квот, обычно не превышает четырех, так
как при большем числе показателей отбор
респондентов становиться практически
невозможным.