Виды социологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:33, реферат

Описание работы

Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д.
Первый этап – сбор первичной социологической информации (записи исследователя, выписки из документов).
Второй этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке, составление программы обработки и сама обработка.
Заключительный, третий этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендации для заказчика, субъекта.

Содержание

Введение 3
1.Виды социологических исследований 4-5
2. Выборка
2.1Формирования и методы выборки 6-7
3. Методы сбора информации
3.1Опрос 8-10
3.2 Анализ документов 11 3.3Наблюдения 12-14
Заключение 15
Библиография 16

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 48.21 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФИВЕЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 Институт  менеджмента и бизнеса 
 

Кафедра «Социальных наук» 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Социология и политология» («Социология»)

«Виды социологических  исследований» 
 
 
 
 
 

Выполнили:

Студенты  гр. ЭП-10-2

Федорова Е.К

Ямгурова Э.Ф 
 

Проверил:

Доцент, к.п.н

Морозова  Н.Л 
 

Тюмень, 2011 

     Содержание

Введение                                                                                                                     3

1.Виды  социологических исследований                                                              4-5

2. Выборка

         2.1Формирования и методы выборки                                                         6-7

3. Методы  сбора информации

       3.1Опрос                                                                                                      8-10

         3.2 Анализ документов                                                                                   11                                                                                                          3.3Наблюдения                                                                                                  12-14

Заключение                                                                                                              15

Библиография                                                                                                          16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В структуре социологии выделяют три  взаимосвязанных уровня: общесоциологическую  теорию, специальные социологические  теории и социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

     Исследование  начинается с его подготовки: обдумывания  целей, программы, плана, определения  средств, сроков, способов обработки  и т. д.

     Первый этап – сбор первичной социологической информации (записи исследователя, выписки из документов).

     Второй этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке, составление программы обработки и сама обработка.

     Заключительный, третий этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендации для заказчика, субъекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3

  1. Виды социологических исследований

     Вид социологического исследования определяется характером поставленных целей и  задач, глубиной анализа социального  процесса. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.

       Разведывательное исследование: небольшое,  наиболее простое исследование, имеющее небольшое количество  респондентов и сжатый инструментарий.

       Разведывательное исследование  решает весьма ограниченные по  своему содержанию задачи. Оно  охватывает, как правило, небольшие  обследуемые совокупности и основывается  на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.

       Разведывательное исследование  используется для предварительного  обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.

       Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследование  служит поставщиком оперативных  данных. В этом смысле можно  говорить о такой его разновидности,  как экспресс-опрос, цель которого  состоит в получении отдельных  сведений, особо интересующих исследователя  в данный момент.

       Обычно в разведывательном исследовании  используется какой-либо один  из наиболее доступных методов  сбора первичной социологической  информации, дающий возможность  сделать это в короткие сроки.  Кроме того, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен анализ специальной литературы, а также проведен опрос компетентных специалистов либо лиц, хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования.

     Описательное  исследование: более глубокий вид  исследования с более большой  общностью людей. Применяется машинная обработка.

       Описательное исследование - более  сложный вид социологического  анализа, который позволяет составить  относительно целостное представление  об изучаемом явлении, его структурных  элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.

     4

       Описательное исследование проводится  по полной, достаточно подробно  разработанной программе и на  базе методически апробированного  инструментария. Его методологическая  и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

       Описательное исследование обычно  применяется в тех случаях,  когда объектом служит относительно  большая общность людей, отличающихся  различными характеристиками. Это  может быть коллектив крупного  предприятия, где трудятся люди  разных профессий и возрастных  категорий, имеющие различные  стаж работы, уровень образования,  семейное положение и т.д., или  население города, района, области,  региона. В таких ситуациях  выделение в структуре объекта  относительно однородных групп  дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

       Выбор методов сбора информации  в описательном исследовании  определяется его задачами и  направленностью. Сочетание различных  методов повышает представительность, объективность, полноту социологической  информации, а, следовательно, позволяет  дать более обоснованные выводы  и рекомендации.

       Аналитическое исследование: самое  сложное и глубокое исследование. Носит не только описательный  характер, охватывает большое количество  респондентов. Обычно рассматривает  динамику явления.

       Аналитическое социологическое  исследование ставит своей целью  наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность.

       Подготовка аналитического исследования  требует значительного времени,  тщательно разработанной программы  и инструментария. По используемым  методам сбора социологической  информации аналитическое исследование  носит комплексный характер. В  нем, дополняя друг друга, могут  применяться различные формы  опроса, анализа документов, наблюдения.

       Разновидностью аналитического  исследования можно считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта.

     В ходе эксперимента особое внимание уделяется  изучению «поведения» тех факторов, которые придают объекту новые  черты и свойства.

5

  1. Выборка
    1. Формирование и методы выборки

     Объект  исследования чаще всего насчитывает  сотни, тысячи, десятки сотни тысяч  людей. Если объект исследования состоит  из 200-500 человек, они все могут  быть опрошены. Такой опрос будет  сплошным. Но если объект исследования насчитывает более 500 человек, то единственно  верным способом будет применение выборочного  метода.

     Выборка – это совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению.Выборка должна учитывать взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов, говоря проще, единицы опроса выбираются на основании учета важнейших признаков социального объекта – образования, квалификации, пола. Второе условие: при подготовке выборки необходимо, чтобы отобранная часть являлась микромоделью целого, или генеральной совокупности. В определенной степени генеральная совокупность есть объект исследования, на который распространяются выводы социологического анализа.

     Выборочная  совокупность – это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выборочной совокупности, подлежащие изучению, есть единицы анализа. Ими могут выступать как отдельные люди, так и целые группы (студенческие), рабочие коллективы.

     На  первом этапе выбираются какие-либо трудовые коллективы, предприятия, учреждения. Среди них отбираются элементы, имеющие  типичные для всей группы признаки. Эти отобранные элементы называются – единицами отбора, а среди них выбираются единицы анализа. Данный метод называют механической выборкой. При такой выборке отбор может быть произведен через 10, 20, 50 и т. д. человек. Промежуток междуотбираемыми называется – шагом отбора.

     Довольно  популярен метод серийной выборки. В нем генеральная совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту) на однородные части. Затем отбор респондентов идет отдельно из каждой части. Число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней.Иногда социологи используют метод гнездовой выборки. В качестве единиц исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы и коллективы. Гнездовая выборка дает научно обоснованнуюсоциологическую информацию, если группы максимально схожи по важнейшим признакам, например по полу, возрасту, видам обучения.

     Также в исследованиях применяется  целенаправленная выборка.

     6

     В ней чаще всего используются методы стихийной выборки, основного массива и квотной выборки. Метод стихийной выборки – обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структуру массива респондентов, которые заполнят и отправят анкеты по почте. Выводы такого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность.

     При проведении пилотажного, или разведывательного, исследования обычно применяют метод основного массива. Он практикуется при зондаже какого-либо контрольного вопроса. В подобных случаях опрашивается до 60-70% респондентов, попавших в отборочную совокупность.

     Метод квотной выборки часто применяется при опросах общественного мнения. Им пользуются в случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Число признаков, данные о которых выбираются в качестве квот, обычно не превышает четырех, так как при большем числе показателей отбор респондентов становиться практически невозможным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Виды социологических исследований