Виды и методы социологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:24, контрольная работа

Описание работы

В наше время человечество превратилось в высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Возникают вопросы о решении этих проблем. Но для рационального решения поставленных задач необходимо иметь представление о проблемах и их причинах. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 4
1.1 Разведывательное исследование 4
1.2 Описательное исследование 5
1.3 Аналитическое исследование 6
2. ЭТАПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 8
3. МЕТОДЫ СБОРА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ 10
3.1 Выборка 10
3.2 Анализ документов 11
3.3 Наблюдение 12
3.4 Опрос 13
3.4 Архивное исследование 14
3.5 Эксперимент 15
4. ОБРАБОТКА ДАННЫХ ПОЛУЧЕНИЕ ВЫВОДОВ 17
4.1 Архивное исследование 17
4.2 Ранжирование 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22

Работа содержит 1 файл

ВИДЫ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.docx

— 25.30 Кб (Скачать)

3.4. Опрос

Методы, основанные на наблюдениях, используются для описания и характеристики непосредственно наблюдаемого поведения  людей в разных ситуациях. Однако для наблюдения недоступны системы  ценностей, убеждения, взгляды, представления, мотивировки и чувства. В таких  случаях ведущим методом социологического исследования становится опрос. Опросы проводятся, как правило, методами интервьюирования и анкетирования. В основе интервью-беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще всего социологи  проводят интервью на основе заранее  приготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы, в определенной последовательности и с заданными формулировками. Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором  исследователь (или его полномочный  представитель) сам задает вопросы  и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу» и опосредованным, например, по телефону.

Анкетирование-метод опроса, при котором социолог-исследователь  обращается с респондентом (участником социологического опроса) с помощью  анкеты. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в  присутствии анкетера или без  него. По форме проведения оно может  быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время  можно опросить значительное число  людей. Оно бывает также очным  и заочным. Наиболее распространенные формы заочного: почтовый опрос; опрос  через газету, журнал. ( ВолковЮ.Г.,Добреньков В.И.,Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник/ под ред.проф.Ю.Г.Волкова.-изд.2-е, испр и доп.-М.:Гардарики,2003.-73 с)

3.4. Архивное исследование

Архивное исследование-исследование исторических свидетельств и документов, составленных или хранимых другими  лицами или организациями. Этим методом  исследуют: данные переписи населения, правительственные статистические отчеты, газетные материалы, книги, журналы, личную переписку, речи, фольклор, судебные архивы, произведения искусства и  результаты исследования других ученых-социологов.

Преимущество архивных исследований состоит в том, что они дают ученым возможность проверить свои гипотезы на более широких временных  и пространственных отрезках, чем  это возможно при использовании  других методов. Социологи более  уверены в правильности гипотезы, если имеют возможность проверить  ее на примере целого ряда культур  и исторических эпох, не ограничиваясь  одной группой люде в одном  конкретном времени и месте. Однако ограничения свойственны и этому  методу. Основная проблема заключается  в том, что отсутствие или недостаточная  точность документов часто препятствует проведению адекватной проверки. А  когда материал имеется в наличии, его часто бывает трудно категоризировать таким образом, чтобы получить ответ  на вопрос исследования.

3.5. Эксперимент

Совершенно очевидно, что  в некоторых отношениях эксперименты имеют явное преимущество перед  другими исследовательскими процедурами. В экспериментальной ситуации исследователь  непосредственно управляет соответствующими переменными. Эксперимент может  быть определен как попытка изучить  влияние одной или нескольких переменных на другие в искусственно созданных ученым условиях. Эксперименты широко применяются в естественных науках, но сфера экспериментирования  в социологии достаточно ограничена. В лабораторию мы можем поместить  лишь небольшую группу людей, однако они, как правило, знают, что их будут  изучать, и могут вести себя не так, как обычно.

Тем не менее, экспериментальные  методы иногда с успехом применяются  и в социологии.(Интернет- библиотека Русский Гуманитарный Интернет- Университет. Гидденс Энтони. Режим доступа : http//www.vasnet.ru)

4. ОБРАБОТКА ДАННЫХ ПОЛУЧЕНИЕ  ВЫВОДОВ

Заключительный этап эмпирического  социологического исследования предполагает обработку данных, получение эмпирически  обоснованных обобщений, выводов и  рекомендаций.

Обработка данных включает в  себя следующие компоненты:

1) Редактирование и кодирование  информации. Основное назначение  этого шага состоит в унификации  и формализации той информации, которая была получена в ходе  исследования.

2) Создание переменных. Собранная  и на основании анкет информация  в ряде случаев прямо отвечает  на те вопросы, которые необходимо  решить в исследовании. Поскольку  вопросы получили форму индикаторов  в процессе операционализации.  Сейчас же необходимо провести  обратную процедуру, то есть  перевести данные в форму, которая  бы отвечала на вопросы исследования.

3) Статистический анализ. Этот шаг является ключевым  в процессе анализа социологических  данных. В ходе статистического  анализа выявляются некоторые  статистические закономерности  и зависимости, которые позволяют  социологу сделать определенные  обобщения и выводы. Для проведения  статистического анализа социологи  используют большое число различных  математических методов, позволяющих  полно и всесторонне анализировать  собранную информацию.

4.1. Архивное исследование

Архивное исследование-исследование исторических свидетельств и документов, составленных или хранимых другими  лицами или организациями. Этим методом  исследуют: данные переписи населения, правительственные статистические отчеты, газетные материалы, книги, журналы, личную переписку, речи, фольклор, судебные архивы, произведения искусства и  результаты исследования других ученых-социологов.

Преимущество архивных исследований состоит в том, что они дают ученым возможность проверить свои гипотезы на более широких временных  и пространственных отрезках, чем  это возможно при использовании  других методов. Социологи более  уверены в правильности гипотезы, если имеют возможность проверить  ее на примере целого ряда культур  и исторических эпох, не ограничиваясь  одной группой люде в одном  конкретном времени и месте. Однако ограничения свойственны и этому  методу. Основная проблема заключается  в том, что отсутствие или недостаточная  точность документов часто препятствует проведению адекватной проверки. А  когда материал имеется в наличии, его часто бывает трудно категоризировать таким образом, чтобы получить ответ  на вопрос исследования.

4.2. Ранжирование

Ранжирование – процедура  упорядочения любых объектов по возрастанию  или убыванию некоторого их свойства при условии, что они этим свойством  обладают. Можно ранжировать информационные телепередачи по степени их информативности, профессии - по престижности, политических лидеров – по их влиянию на принятие решений президентом. Возможно также  ранжирование качеств человека по их важности в карьере, ранжирование товаров  по предпочтению покупателей.

Объекты ранжирования – это  те объекты, которые упорядочиваются. Они могут быть самыми разными. Основания  ранжирования – это, то свойство, по которому объекты упорядочиваются. В результате упорядочения получаем ранжированный ряд. В нем каждому  объекту приписывается ранг –  показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в  группе, и других объектов, обладающих существенным для оценки свойствами. Число мест и, соответственно, число  рангов равно числу объектов.(Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение) : учебник  для вузов. / Г.Г. Татарова.- М.: NOTA BENE, 1999.- С. 74) Для каждого объекта вычисляют сумму рангов, полученную от всех экспертов, затем упорядочивают сумму. Ранг первый присваивается объекту с наименьшей суммой, самый низкий ранг – объекту с наивысшей суммой. Ранжирование дополняется, как правило, другими методами экспертных оценок.

Завершается эмпирическое социологическое  исследование, формированием выводов, предложений и рекомендаций. Выводы, предложения и рекомендации должны носить конкретный, реалистичный характер, иметь необходимые обоснования  в материалах исследования, подтверждаться документальными и статистическими  данными.

Собранный материал должен быть проанализирован и приведен в  соответствие с проблемой, послужившей  толчком к исследованию. Обработка  полученных данных и соотнесение  их с проблемой исследования редко  бывают легкими. Даже в том случае, когда имеется возможность получить ясные ответы на поставленные в исследовании вопросы, многие исследования остаются далеко не полными.

Исследовательский отчет, публикуемый  обычно в виде журнальной статьи или  книги, представляет собой объяснение природы исследования и содержит обоснование сделанных выводов. Данная стадия является последней только в терминах конкретного исследовательского проекта. Большинство отчетов выявляют массу вопросов, оставшихся без ответа, предполагая тем самым проведение дальнейших исследований. Любая индивидуальная исследовательская деятельность является частью непрерывного исследовательского процесса, происходящего в рамках социологического сообщества.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изложенная выше последовательность шагов — не более чем упрощенная версия того, чем может быть действительный исследовательский проект. В реальном социологическом исследовании эти  стадии редко следуют друг за другом в столь строгом порядке, а  часть работы вообще может быть сделана  не до конца. Эта разница примерно такая же, как между рецептами, изложенными в поваренной книге, и реальным процессом приготовления  блюда. Люди, опытные в поваренном деле, вообще могут не пользоваться книгой рецептов, и их действия нередко  оказываются более продуктивными, чем у тех, кто поминутно в  нее заглядывает. Следование жестким  схемам может чрезвычайно ограничивать, и значительная часть выдающихся исследований не может без натяжек  быть втиснута в описанную последовательность.

Социологическое исследование рассмотрено как важная и неотъемлемая часть социологии, как один из основных способов развития социологического знания, знания об обществе, о его структурных  единицах и о процессах, происходящих в нём.

Важное значение социологическое  исследование играет и при исследовании и разрешении проблем, возникающих  в социальных, производственных и  других сферах деятельности человека.


Информация о работе Виды и методы социологических исследований