Виды деятельности социального работника с неполной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:43, реферат

Описание работы

Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей.. Благополучие семьи и детей принадлежит к числу основных ценностей современного человека. В это понятие входит не только материальное благополучие, свобода от нужды и лишений, возможность обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни, но и семейный лад, благоприятный психологический климат, ощущение любви и поддержки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Социальная работа с неполными семьями в России……………………….4
1.1. Причины и факторы социального неблагополучия………………..……4
1.2. Социальная работа по решению проблем неполных семей……………….7
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………..13

Работа содержит 1 файл

неполные.docx

— 33.35 Кб (Скачать)

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Социальная работа с семьей»

 

Виды деятельности социального работника с неполной семьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………….……..3

1. Социальная работа с неполными семьями в России……………………….4

1.1. Причины и факторы социального неблагополучия………………..……4

1.2. Социальная работа по решению проблем неполных семей……………….7

Заключение……………………………………………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей.. Благополучие семьи и детей принадлежит  к числу основных ценностей современного человека. В это понятие входит не только материальное благополучие, свобода от нужды и лишений, возможность  обеспечить себе и своим близким  достойный уровень жизни, но и  семейный лад, благоприятный психологический  климат, ощущение любви и поддержки.

Благополучная семья является основой эффективной деятельности государства. Вся деятельность социального  государства рассматривается сегодня  как обеспечение нормального  функционирования российской семьи, потому что семья — это источник неубывающей  силы и энергии, который позволяет  входящим в нее взрослым и детям  жить, развиваться, преодолевать трудности, с оптимизмом смотреть в будущее.

Какая же семья может сегодня  считаться, безусловно, благополучной  как с точки зрения внутренних потребностей, так и с точки  зрения ее социальных функций? Безусловно, это полная семья. Хотя миллионы семей  с одним родителем успешно  преодолевают трудности, воспитывают  детей, однако для адекватной социализации детей желателен вклад в их воспитание обоих родителей.

Но если не удалось по какой-либо причине сохранить полную семью, то надо создать все условия, чтобы мама не забывала о воспитании детей из-за загруженностью работой  и недостатка времени, чтобы папа не уклонялся от материальной помощи своим детям, чтобы родители заботились о семейном досуге, чтобы члены  семьи уважали и любили друг друга.

Чем может помочь социальный работник неполной семье? Цель реферата – поиск ответа на этот вопрос. Задача данной работы – выяснить, как организуется социальная работа с неполными семьями  в России и за рубежом. Данная тема актуальна тем, что в неполной семье находит отражение большинство  социальных проблем, характерных для  современного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социальная работа с неполной семьей в России

    1. Причины и факторы социального неблагополучия

 

«В настоящее время  в России насчитывается более 40 млн. семей. Количество неполных семей (в результате развода, овдовения, рождения ребенка у несостящей в браке женщины и т.д.) составляет 12% с преобладанием неполных семей, в которых ребенка воспитывает одна мать (примерно 14 таких семей на одну неполную семью, в которой ребенка воспитывает один отец)».{3; 50}

«Ежегодно каждый третий-четвертый  новорожденный становится ребенком из неполной семьи. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и поэтому большое число детей в возрасте 18 лет становится детьми «семей риска».{1, 298}

Возможности современной  российской семьи усложнены социально-экономическим  кризисом. Неустойчивое материальное положение, риски, связанные с безработицей, увеличение бытовых нагрузок влияет на степень удовлетворенности браком. Неблагоприятный социально-психологический  климат отражается и на отношениях между детьми и родителями.2, 495}

Причиной возникновения  социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.

Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи.

Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи — это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку. Но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания - это третья проблема). Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость (четвертая проблема). В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. Самая же большая сложность — затруднения в правильной полоролевой идентификации и ориентации детей (пятая проблема). Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

Хотя полоролевое поведение  людей в различных культурах  изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется  наиболее явно. Социально-психологический  стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и  признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая  определенность этих ролей может  оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип  требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в  неполной семье (тем более, если она  стала таковой на ранних стадиях  социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца  того, как должны вести себя мужчины  и женщины в различных ролевых  ситуациях, поэтому в будущем, в  своей собственной семье человек  далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности  и конфликтам и, возможно, тоже к  распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) — их неадекватная полоролевая социализация.

Хотя неполных семей, в  которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспитывает  одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ориентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем  такой семьи будет формирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми).

«Недавно стала распространенной новая категория неполных семей  — неполные расширенные семьи, которые  образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство — чаще всего именно это вынуждает поколение  прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд  сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более  слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям  современности; к сожалению, порой  они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют  девиантные формы поведения».1

 

 

 

 

 

 

    1. Социальная работа по решению проблем неполных семей

 

Социальная работа с семьей – это особым образом организованная деятельность, направленная на малые  группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это  одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой  является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня  представляет собой многофункциональную  деятельность по социальной защите и  поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.

Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она  реализуется в условиях конкретного  социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.

Для решения проблем неполных семей, преодоления низкого уровня занятости со стороны государства формируются комплексные программы по созданию и сохранению рабочих мест; проводится обучение людей, оставшихся без работы; контролируется своевременность выплаты заработной платы, выплачиваются государственные пособия на детей; нуждающиеся граждане получают финансовую и натуральную помощь (бесплатное горячее питание, продукты по льготным ценам и т.д.)

Чтобы в семье не было недопонимания, отчуждения, обвинений, специалистами социальными работы, им оказывается психологическая помощь. Психологическая, педагогическая помощь нужна детям и для формирования правильной полоролевой ориентации. Статистика говорит, что «согласно исследованиям, среди подростков, проживающих с родителями, только 11% хотели быть похожими на свою мать, 8% - на отца, 2% - на обоих родителей».2

В неполной семье встречается  и жестокость родителя. Формы жестокого обращения не сводятся к физическому насилию — это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями — например, запрет общаться с друзьями или соседями, воспрепятствование внедомашней занятости жены, приобретению образования, повышению квалификации, насмешки, оскорбления, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушающе действуют на отношения между членами семьи, их психосоматическое здоровье.

Прямые и косвенные  признаки жестокого обращения в  семье с детьми: агрессивность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, излишняя (не по возрасту) сексуальная осведомленность, боли в животе непонятной этиологии, проблемы с едой (от систематического переедания до полной потери аппетита), беспокойный  сон, ночное недержание мочи.

Совокупность таких признаков  должна стать причиной серьезного исследования ситуации в семье. Участие в этом исследовании специалиста по социальной работе, социального работника, социального педагога, психолога, врача, иногда сотрудника органа внутренних дел должно дать объективную картину происходящего и помочь пресечь жестокое обращение с ребенком. Как правило, есть необходимость его немедленного удаления из такой семьи и помещения в учреждение социальной реабилитации. Проявление жестокости по отношению к детям, некорригируемое поведение взрослых могут служить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголовного преследования виновного в жестоком обращении.

Необходимо прибегнуть к  таким программам помощи, которые  ориентированы на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между родителями и детьми.

У ребенка из неполной семьи  могут быть трудности в школе. Для решения этой задачи составляется программа работы с семьей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечения его в более благоприятную  социальную сеть. Проводятся социально-психологическое  консультирование семьи с целью  устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов семейного  взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, которое позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права  во взаимоотношениях с социальной средой, педагогическое консультирование, а  также педагогическая помощь, которая  содействует преодолению школьных трудностей ребенка (детей). Большое  значение имеют также психокоррекционные мероприятия, изменения самооценок взрослых и детей, устранение негативных стереотипов и. выработка доброжелательного  и уважительного отношения друг к другу.

Социальная работа в такой семье должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.  Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции, которые присущи определенной категории семьи, как объекта социальной работы:

- диагностическую. Изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов;

- охранно-защитную. Правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод;

- организационно-коммуникативную. Организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества;

Информация о работе Виды деятельности социального работника с неполной семьей