Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:43, реферат
Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей.. Благополучие семьи и детей принадлежит к числу основных ценностей современного человека. В это понятие входит не только материальное благополучие, свобода от нужды и лишений, возможность обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни, но и семейный лад, благоприятный психологический климат, ощущение любви и поддержки.
Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Социальная работа с неполными семьями в России……………………….4
1.1. Причины и факторы социального неблагополучия………………..……4
1.2. Социальная работа по решению проблем неполных семей……………….7
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………..13
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Социальная работа с семьей»
Виды деятельности
социального работника с
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Социальная работа с неполными семьями в России……………………….4
1.1. Причины и факторы социального неблагополучия………………..……4
1.2. Социальная работа по решению проблем неполных семей……………….7
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..13
Введение
Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей.. Благополучие семьи и детей принадлежит к числу основных ценностей современного человека. В это понятие входит не только материальное благополучие, свобода от нужды и лишений, возможность обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни, но и семейный лад, благоприятный психологический климат, ощущение любви и поддержки.
Благополучная семья является
основой эффективной
Какая же семья может сегодня считаться, безусловно, благополучной как с точки зрения внутренних потребностей, так и с точки зрения ее социальных функций? Безусловно, это полная семья. Хотя миллионы семей с одним родителем успешно преодолевают трудности, воспитывают детей, однако для адекватной социализации детей желателен вклад в их воспитание обоих родителей.
Но если не удалось по какой-либо причине сохранить полную семью, то надо создать все условия, чтобы мама не забывала о воспитании детей из-за загруженностью работой и недостатка времени, чтобы папа не уклонялся от материальной помощи своим детям, чтобы родители заботились о семейном досуге, чтобы члены семьи уважали и любили друг друга.
Чем может помочь социальный
работник неполной семье? Цель реферата
– поиск ответа на этот вопрос. Задача
данной работы – выяснить, как организуется
социальная работа с неполными семьями
в России и за рубежом. Данная тема
актуальна тем, что в неполной
семье находит отражение
Глава 1. Социальная работа с неполной семьей в России
«В настоящее время в России насчитывается более 40 млн. семей. Количество неполных семей (в результате развода, овдовения, рождения ребенка у несостящей в браке женщины и т.д.) составляет 12% с преобладанием неполных семей, в которых ребенка воспитывает одна мать (примерно 14 таких семей на одну неполную семью, в которой ребенка воспитывает один отец)».{3; 50}
«Ежегодно каждый третий-четвертый новорожденный становится ребенком из неполной семьи. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и поэтому большое число детей в возрасте 18 лет становится детьми «семей риска».{1, 298}
Возможности современной
российской семьи усложнены социально-
Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.
Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи.
Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи — это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку. Но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания - это третья проблема). Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость (четвертая проблема). В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. Самая же большая сложность — затруднения в правильной полоролевой идентификации и ориентации детей (пятая проблема). Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.
Хотя полоролевое поведение
людей в различных культурах
изучено далеко не полно, в семейных
взаимоотношениях оно проявляется
наиболее явно. Социально-психологический
стереотип предписывает социальной
роли мужчины такие черты и
признаки, которые не присущи социальной
роли женщины. Сама по себе жесткая
определенность этих ролей может
оказать неблагоприятное
Хотя неполных семей, в которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ориентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми).
«Недавно стала
Социальная работа с семьей
– это особым образом организованная
деятельность, направленная на малые
группы людей, нуждающихся в социальной
защите и поддержки извне. Это
одна из разновидностей социальной защиты
населения, основным содержанием которой
является содействие, помощь, в восстановление
и поддержании нормального
Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.
Для решения проблем неполных семей, преодоления низкого уровня занятости со стороны государства формируются комплексные программы по созданию и сохранению рабочих мест; проводится обучение людей, оставшихся без работы; контролируется своевременность выплаты заработной платы, выплачиваются государственные пособия на детей; нуждающиеся граждане получают финансовую и натуральную помощь (бесплатное горячее питание, продукты по льготным ценам и т.д.)
Чтобы в семье не было недопонимания, отчуждения, обвинений, специалистами социальными работы, им оказывается психологическая помощь. Психологическая, педагогическая помощь нужна детям и для формирования правильной полоролевой ориентации. Статистика говорит, что «согласно исследованиям, среди подростков, проживающих с родителями, только 11% хотели быть похожими на свою мать, 8% - на отца, 2% - на обоих родителей».2
В неполной семье встречается и жестокость родителя. Формы жестокого обращения не сводятся к физическому насилию — это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями — например, запрет общаться с друзьями или соседями, воспрепятствование внедомашней занятости жены, приобретению образования, повышению квалификации, насмешки, оскорбления, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушающе действуют на отношения между членами семьи, их психосоматическое здоровье.
Прямые и косвенные признаки жестокого обращения в семье с детьми: агрессивность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, излишняя (не по возрасту) сексуальная осведомленность, боли в животе непонятной этиологии, проблемы с едой (от систематического переедания до полной потери аппетита), беспокойный сон, ночное недержание мочи.
Совокупность таких признаков должна стать причиной серьезного исследования ситуации в семье. Участие в этом исследовании специалиста по социальной работе, социального работника, социального педагога, психолога, врача, иногда сотрудника органа внутренних дел должно дать объективную картину происходящего и помочь пресечь жестокое обращение с ребенком. Как правило, есть необходимость его немедленного удаления из такой семьи и помещения в учреждение социальной реабилитации. Проявление жестокости по отношению к детям, некорригируемое поведение взрослых могут служить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголовного преследования виновного в жестоком обращении.
Необходимо прибегнуть к таким программам помощи, которые ориентированы на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между родителями и детьми.
У ребенка из неполной семьи
могут быть трудности в школе.
Для решения этой задачи составляется
программа работы с семьей ребенка,
разрешения его школьных проблем, вовлечения
его в более благоприятную
социальную сеть. Проводятся социально-психологическое
консультирование семьи с целью
устранения взаимного непонимания,
непродуктивных видов семейного
взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях;
социально-правовое консультирование,
которое позволяет семье
Социальная работа в такой семье должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции, которые присущи определенной категории семьи, как объекта социальной работы:
- диагностическую. Изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов;
- охранно-защитную. Правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод;
- организационно-
Информация о работе Виды деятельности социального работника с неполной семьей