Вербальная и невербальная коммуникация

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 22:30, реферат

Описание работы

Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Между людьми коммуникация осуществляется в форме общения. Общение выступает как межличностное взаимодействие, то есть связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей.

Содержание

Введение
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
1.1 Понятие и сущность вербальной коммуникации
1.2 Каналы вербальной коммуникации
2. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
2.1 Понятие и сущность невербальной коммуникации
2.2 Каналы невербальной коммуникации
3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ И НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
3.1 Особенности вербальной коммуникации
3.2 Особенности невербальной коммуникации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 37.83 Кб (Скачать)

 

Во многих европейских  наций интимная зона составляет 23-25 см. Китайцы во время разговора  подходят друг к другу ближе, чем  американцы. Для них увеличение расстояния означает безразличие в отношениях, слишком большую официальность, а американцы, наоборот, уменьшение расстояния могут истолковать как  нарушение «суверенитета», избыточную фамильярность.

 

В психологической литературе приводится немало примеров общения  японца и американца: японец, чья  интимная зона составляет 25 см, всегда делает шаг вперед, общаясь с американцем, последний отступает на шаг назад, чтобы расширить свой зональный  пространство. Исследованиями доказано, что вторжение постороннего человека в интимную зону вызывает внутри ее организма различные физиологические  реакции и изменения: ускоряется пульс, осуществляется выброс адреналина в кровь и т.д., что вызывает состояние боевой готовности, защитную реакцию организма. На основе этого становиться понятным, почему на бизнес-переговорах азиаты и американцы иногда смотрят с определенным подозрением друг на друга: американцы считают, что азиаты ведут себя слишком фамильярно, азиаты же признают американцев холодными и излишне официальными.[13] Конечно, незнание культурно обусловленных различий в интимных зонах представителей разных наций легко может привести к непониманию и неправильных представлений о поведении и культуре других. Поэтому исследования в области проксемикы имеют большой значения. В частности, определенные нормативы относительно временных и пространственных характеристик учитываются в дипломатических переговорах. Однако некоторые ученые склонны утверждать, что вопрос о влиянии этнической принадлежности на величину личного пространства нельзя считать окончательно установленным.

 

В контексте организации  пространства и времени как особой знаковой системы следует обратить внимание на интимные и так называемые запретительные зоны, к которым, например, принадлежат интимные участки тела. Они являются сферами «табу», то есть доступ и прикосновение к ним находятся под запретом действие большинства людей. Одновременно свободный доступ ко всем зонам имеют влюбленные пары и родители в отношении своих маленьких детей. Конечно, мать, разговаривая с ребенком, всегда может поглаживать ее по волосам. Вопрос об интимных, в том числе и запретных зонах, важен еще и учитывая, что у представителей некоторых культур средством невербальной коммуникации является ощупь. Его считают неотъемлемым элементом коммуникации в Африке, на Среднем Востоке, в большинстве стран Латинской Америки.[12]

 

Итак, из вышесказанного можно  сделать вывод, что невербальные, или неречевые, коммуникации, являясь  составляющей коммуникационной системы  языка, также специфичны для каждой культуры. Действия, движения человека, размещение предметов в пространстве несут информацию сами по себе, без  слов.

 

 

Заключение

 

В заключение необходимо отметить, что в процессе общения реализуются  такие специфические человеческие свойства и субъективные особенности  людей как мышление и речь, формирование, актуализация и диагностика способностей.

 

Традиционно принято отождествлять  речь со словом, то есть с вербальной знаково-символической функцией речи. Между тем, звуковая речь как средство общения несет слушателю, и при  этом независимо от семантики слова, то есть как бы «между слов», невербально весьма значительную и важнейшую для слушателя информацию о говорящем, его отношении к собеседнику, к предмету разговора, к самому себе и т.п.

 

Таким образом, хотя речь и  является универсальным средством  общения, она приобретает значение только при условии включения  в систему деятельности, в свою очередь обязательно дополняемое  употреблением других, неречевых  знаковых систем. Поэтому коммуникативный  процесс оказывается неполным, если отсутствуют его невербальные средства. Невербальная коммуникация осуществляется в процессе речевого общения параллельно  с вербальной и составляет как  бы второй по отношению к слову  информационный канал в системе  общения.

 

Из двух видов межличностной  коммуникации - вербальной (речь) и невербальной - невербальная коммуникация является более древней, вербальная коммуникация - наиболее универсальной.

 

Как вербальные, так и невербальные средства по своей природе являются знаками, они выполняют базовые  функции коммуникации - информационную, прагматическую и экспрессивную. Фонационные  средства наиболее тесно связаны  с вербальными средствами - фактически они «озвучивают» слова в речевом  контексте, придают высказываниям  коммуникативную завершенность  и выразительность, и в этом сложность  выявления их собственных функций. К ним относятся: социально-информационная - при помощи акцентных и других особенностей произношения актуализируются  признаки социального статуса коммуникантов, демографических характеристик и оценочной ориентации; оценочная - выражается при помощи логического ударения и тона (при этом вербальное выражение оценки может не соответствовать тону намеренно или ненамеренно); эмотивная - выражается при помощи громкости, высоты голоса, паузы, вздоха, темпа, а также при помощи невербализованных звуков типа «мм-мм», «э-э», «гм»; регулирующая - выражается при помощи пауз, сигнализирующих о начале, продолжении или завершении высказывания, об ожидании ответной реплики.

 

Изучение взаимодействия вербальных и невербальных средств  коммуникации ведется довольно давно, но, к сожалению, в большинстве  случаев малоэффективно. Исследование данной области перспективно и представляет большой интерес. Можно привести простой пример того, как невербальная передача информации, которая происходит одновременно с вербальной, может усиливать и изменять смысл слов: угроза, произнесенная с веселой улыбкой, воспринимается совершенно иначе, а именно - как шутка.

 

Таким образом, можно сделать  вывод, что как вербальная так и невербальная коммуникация играет очень важную и неоспоримую роль в коммуникативном процессе.

 

 

Список литературы

 

1. Андрианов М.С. Невербальная  коммуникация. - М.: Институт Общегуманитарных  исследований, 2007.

 

2. Биркенбил В.Ф. Язык интонации, мимики, жестов. / Пер. с немецкого А. Желнина. - СПб.: Питер, 1997.

 

3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М.: Инфра-М, 1997

 

4. Горелов И.Н. Невербальные  компоненты коммуникации. 3-е изд. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007.

 

5. Измайлова М.А. Деловое  общение. - М.: Дашков и К, 2009.

 

6. Клюев Е.В. Речевая  коммуникация. - М.: Рипол Классик, 2002.

 

7. Коццолино М. Невербальная коммуникация: теории, функции, язык и знак. - Харьков: Гуманитарный центр, 2009.

 

8. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999

 

9. Ли Д. Практика группового  тренинга: Вербальная и невербальная  коммуникации; Совладание со стрессом, визуальная поддержка; Оценка результатов тренинга. / Пер. с англ. А. Маслова. - Спб.: Питер, 2001.

 

10. Морозов В.П. Искусство  и наука общения: невербальная  коммуникация. - М.: Институт психологии  РАН, 1998.

 

11. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные  методы в психологии. - СПб.: Речь, 2002

 

12. Скаженик Е.Н. Деловое общение. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

 

13. Тен Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

 

14. Терин В.П. Массовая коммуникация. - М.: Институт социологии РАН, 2000.

 

15. Шарков Ф.И. Основы  теории коммуникации. - М.: Социальные  отношения, 2005.

 

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Вербальная и невербальная коммуникация