Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 16:19, реферат
Цель проведённого исследования – изучение и анализ социальной технологии управления организацией.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1. СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМАТИКА И ПОНЯТИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ………………………………………..…….5
1.1. Управляющая подсистема: структура и функции..................................6
1.2. Управление в свете организационной культуры………………………….10
2. УПРАВЛЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ…………………… .13
2.1. Управленческое общение как основа реализации социальных технологий. Функционально-ролевые аспекты управления………………..……………….13
2.2. Мотивационные аспекты управления организацией……..………………16
2.3. Управление конфликтом в организации………………….……………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……………....22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..24
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………….……………………………25
Министерство
образования и
науки РФ
ГОУ
ВПО «Сочинский государственный
университет туризма
и курортного дела»
Филиал
ГОУ ВПО «Сочинский
государственный
университет туризма
и курортного дела»
в г. Нижний Новгород
Нижегородской области
Факультет
Менеджмент (Бакалавриат
«Менеджмент»)
Кафедра
Общественных наук
Дисциплина
Основы социологии и
политологи
Реферат
Управление
в организациях
Выполнил студент(ка) 1 курса Группа БМ-13-10 Кузнецова Юлия Александровна | |
Проверил Преподаватель
Овчарова Т.Н., кандидат философских наук,
доцент Оценка________________________ Дата «____»__________ 2011г. Подпись преподавателя_________________ | |
Дата поступления работы «___»____2011г. |
Нижний Новгород
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В
настоящее время научные
Как предмет исследования управление организацией обладает большой привлекательностью, так как организация, по выражению отечественного социолога Фролова С.С., наше общество в миниатюре. Кризис, в котором оказалось наше Отечество в последние пятнадцать лет, поразил большинство организационных систем страны. В их числе оказались даже высокоэффективные организации, бывшие предметом национальной гордости. Актуальность данной темы обусловлена тем, что постепенное восстановление и обновление экономики настоятельно требует внедрения новых методов, форм и технологий управления. Кроме того, экономическое выживание и развитие частного предпринимательства, негосударственного сектора, а также функционирование бюджетных организаций в новых условиях делает возможным и необходимым творческое экспериментирование в области структурирования и управления организациями.
Простое
перенесение на российскую почву
управленческого опыта
С особой остротой стоит задача поиска новых подходов, которые позволили бы расширить возможности отечественной социологии управления при анализе и решении реальных организационных проблем.
В работе освещены организационные аспекты управления, рассмотрены некоторые социологические аспекты управления организацией, и рассмотрено управление как социальная технология. В тексте отражены современные представления об элементах социальной технологии управления: мотивации и стимулировании трудовой деятельности, конфликтах и управлении ими в организации, функционально-ролевых аспектах управленческого общения.
Цель проведённого исследования – изучение и анализ социальной технологии управления организацией.
Теоретической основой реферата послужили работы Фролова С.С. Социология организаций, Удальцовой М.В. Социология и психология управления и других.
Исследователи
рассматривают процесс
Сущность социологического подхода к управлению Пригожин А.И. выразил следующим образом: « Управление обычно отождествляется с целевым воздействием на объект через приказ, задание, стимулирование, координацию и т.д., а также организационный порядок, понимаемый как система норм и правил поведения в организации внешне заданных по отношению к работнику, и самоорганизацию, т.е. спонтанное регулирование».2
Проблематику социологии управления организацией составляют взаимосвязь формальной и неформальной структур организации, отношение руководство-подчинение, соединение личных, групповых и организационных целей, оценка руководителей, отбор и адаптация персонала и т.д. Социология управления занята поиском глубинных ресурсов, многие из которых напрямую зависят от общественного сознания и поведения людей.
Исследователи не пришли к единому мнению относительно сущности управленческого процесса и функций управления организацией. Однако большинство из них сходятся в том, что основу процесса управления составляет достижение целей организации наиболее оптимальными способами. Это становится возможным при создании в рамках организации такого органа, который реализует управленческое воздействие, но сам не включен в процесс производства продукта.
Исходя из вышеизложенного, можно представить «процесс управления как совокупность действий особого органа организации, ориентированных на изменение существующего состояния организации или ее части в направлении достижения целей и баланса организации с внешней средой». Можно определить процесс управления организацией не столько через изменение, сколько через стабилизацию: «управление социальной организацией – функция специфического органа организации, которая обеспечивает направление всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей».
Управление становится возможным уже в силу существования и жизнедеятельности организации. В этом смысле оно может характеризовать организацию как систему. Удальцова М.В. предлагает рассматривать качества социальной организации: цель, управление, структурную иерархию, взаимодействие, как системообразующие. Управление также предполагает наличие управляющей и управляемой подсистем, благодаря чему становится возможным реализация отношений власти-подчинения и контроля. Функционирование управления в организации нельзя рассматривать в отрыве от основных структурных компонентов организации. Более того, отдельные структурные компоненты задают особенности управленческих процессов и решений.
Управление понимается как некое координирующее, организовывающее начало в организации, несомненный показатель ее динамики, жизнедеятельности и степени правильности функционирования. Процессы управления совершенствуются вместе со структурой организации, вместе с целедостижением, вместе с изменениями организационной культуры и личностным ростом персонала.
Для дальнейшего рассмотрения функций управления воспользуемся схемой Фролова С.С., отражающей структурные компоненты организации (Приложение №1), при этом, постоянно имея в виду, что организация является системой.
Управляющая подсистема выделяется в зависимости от развития и функционирования структурных компонентов. Возможен анализ управления организацией как социальной структурой, по целям, анализ управления персоналом, управление, вызванное применяемыми технологиями, а также через корпоративную культуру и связь с внешней средой.
Чаще всего управление рассматривается в его структурных, функциональных или целевых аспектах.
На ранних этапах развития теории и практики управления много сил было задействовано для выявления научных основ, структурирования и регламентации деятельности управляющей подструктуры.
Рост
производительности труда и увеличение
производства возможны по Тейлору посредством
принудительной стандартизации орудий,
условий, методов труда. Функция
руководства – обеспечение
По-иному видел организационные аспекты управления А.Файоль. Для Файоля процесс организации – это определение и создание общей структуры предприятия в соответствии с конкретными целями, что, следовательно, порождает необходимость придать форму всей структуре и строго обоснованно определить место и функции каждого из ее компонентов. Система управления организацией по Файолю, напоминает нервную систему организма. Управлять для него значит вести организацию к запланированной цели. Согласно Файолю, управленческий орган должен выполнять следующие функции:
Фролов С.С. приводит следующую информацию о функциях управленческого органа в системе Файоля:
Согласно
концепции социального действия
М.Вебера, задачей членов организации
следует считать понимание ими
собственных целей и