Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:39, реферат
Происходящие в нашей стране преобразования нацелены на повышение эффективности общественного производства. Для решения этой задачи осуществляется целый комплекс мер. Развернулась решительная борьба за повышение качества выпускаемой продукции, внедряются более эффективные экономические методы управления взамен изживающих себя административных методов управления, новые формы организации труда и производства, осуществляется переход на принципы полного хозрасчета, происходит реорганизация внешних экономических связей.
Введение.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….3
Глава 1 Принципы японского управления………………………………………..9
Глава 2 Японские методы управления производством…………………………12
Глава 3 Управление трудовыми ресурсами в Японии…………………………18
3.1 Управление персоналом……………………………………………….18
3.2 Управленческие решения, стиль и концепция управления…………..21
Заключение………………………………………………………………………...25
Список литературы……………………………
Оглавление
Введение.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….3
Глава 1 Принципы японского управления………………………………………..9
Глава 2 Японские методы управления производством…………………………12
Глава 3 Управление трудовыми ресурсами в Японии…………………………18
3.1 Управление персоналом……………………………………………….
3.2 Управленческие решения, стиль и концепция управления…………..21
Заключение…………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Происходящие
в нашей стране преобразования нацелены
на повышение эффективности
Особую
важность в этом плане представляет
ознакомление с японскими методами
управления, повышенный интерес к
которым проявляется
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Анализ японского управления персоналом представляет особый интерес по следующим причинам. Во-первых, это та область менеджмента, где наиболее разительно проявляются отличия японского стиля от достаточно изученного и широко распространенного в развитых капиталистических странах западного (американского) стиля. Исходные предпосылки кадровой политики, как и конкретные методы ее проведения, на японских предприятиях, значительно отличаются от американских.
Во-вторых, результаты, полученные на японских предприятиях (например, темпы роста производительности труда), свидетельствуют о том, что используемые там методы управления персоналом достаточно эффективны. Именно эффективность привлекает все большее внимание зарубежных исследователей, которые, изучая японские методы управления персоналом, рассматривают возможность их использования в своих странах.
Чем отличается японский метод управления от методов, используемых в большинстве стран Европы и Америки? Прежде всего, своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является повышение прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями. Очевидна разница в акцентах.
По
мнению японского специалиста по
менеджменту Хидеки Йосихара, есть
шесть характерных признаков
японского управления.
Гарантия занятости
и создание обстановки доверительности.
Такие гарантии ведут к стабильности трудовых
ресурсов и уменьшают текучесть кадров.
Стабильность служит
стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет
чувство корпоративной общности, гармонизирует
отношения рядовых сотрудников с руководством.
Освободившись от давящей угрозы увольнения
и имея реальную возможность для продвижения
по вертикали, рабочие получают мотивацию
для укрепления чувства общности с компанией.
Стабильность так же способствует улучшению
взаимоотношений между работниками управленческого
уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению
японцев, совершенно необходимо для улучшения
деятельности компании. Стабильность
дает возможность количественного увеличения
управленческих ресурсов, с одной стороны,
и сознательного направления вектора
их активности на цели более значимые,
чем поддержание дисциплины. Гарантии
занятости в Японии обеспечивает система
пожизненного найма - явление уникальное
и во многом непонятное для европейского
образа мысли.
Гласность и ценности
корпорации. Когда все уровни управления
и рабочие начинают пользоваться общей
базой информации о политике и деятельности
фирмы, развивается атмосфера участия
и общей ответственности, что улучшает
взаимодействие и повышает производительность.
В этом отношении встречи и совещания,
в которых принимают участие инженеры
и работники администрации, дают существенные
результаты. Японская система управления
старается также создать общую для всех
работников фирмы базу понимания корпорационных
ценностей, таких, как приоритет качественного
обслуживания, услуг для потребителя,
сотрудничество рабочих с администрацией,
сотрудничество и взаимодействие отделов.
Управление стремится постоянно прививать
и поддерживать корпорационные ценности
на всех уровнях.
Управление, основанное
на информации. Сбору данных и их систематическому
использованию для повышения экономической
эффективности производства и качественных
характеристик продукции придается особое
значение. Во многих фирмах, собирающих
телевизоры, применяют систему сбора информации,
при которой можно выявить, когда телевизор
поступил в продажу, кто отвечал за исправность
того или иного узла. Таким образом, выявляются
не только виновные за неисправность,
но, главным образом, причины неисправности,
и принимаются меры для недопущения подобного
в будущем. Руководители ежемесячно проверяют
статьи доходов, объем производства, качество
и валовую выручку , чтобы посмотреть,
достигают ли цифры заданных показателей
и чтобы увидеть грядущие трудности на
ранних этапах их возникновения.
Управление, ориентированное
на качество. Президенты фирм и управляющие
компаний на японских предприятиях чаще
всего говорят о необходимости контроля
качества. При управлении производственным
процессом их главная забота - получение
точных данных о качестве. Личная гордость
руководителя заключается в закреплении
усилий по контролю за качеством и, в итоге,
в работе порученного ему участка производства
с наивысшим качеством.
Постоянное присутствие
руководства на производстве. Чтобы быстро
справится с затруднениями и для содействия
решению проблем по мере их возникновения
японцы зачастую размещают управляющий
персонал прямо в производственных помещениях.
По мере разрешения каждой проблемы вносятся
небольшие нововведения, что приводит
к накоплению дополнительных новшеств.
В Японии для содействия дополнительным
нововведениям широко используется система
новаторских предложений и кружки качества.
Поддержание чистоты
и порядка. Одним из существенных факторов
высокого качества японских товаров являются
чистота и порядок на производстве.
Руководители японских
предприятий стараются установить такой
порядок, который может служить гарантией
качества продукции и способен повысить
производительность благодаря чистоте
и порядку.
В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.
Исследователи японской экономики, в том числе и один из известных за рубежом специалистов по японскому менеджменту Уильям Оучи, считают, что успехи японской экономики главным образом стали следствием оформления и функционирования специфической японской системы управления. При внимательном и тщательном изучении японского менеджмента оказалось, что японская система управления - это синтез традиционных, этнокультурных японских традиций и импортированных идей, а многие из рационализаторских японских методов управления представляют собой адаптированные к японской системе идеи из старых учебников по менеджменту. В связи с этим изучение японской модели управления, основных её принципов, её корней и истоков, представляет определённый интерес для исследования, и является актуальным с точки зрения попытки внедрения или адаптации некоторых основополагающих принципов японской системы, в управленческую систему российских предприятий.
Японский менеджмент сравнительно недавно привлёк к себе внимание отечественных исследователей. Причина, возможно, заключается в том, что его эффективность, столь очевидная для японцев, отнюдь не сразу стала очевидной в других странах. Считалось, что система управления производством и персоналом, господствующая в Японии, архаична. Зарубежные специалисты в области управления, занимавшиеся японским менеджментом до Второй Мировой войны, выражали уверенность в том, что по мере развития традиционные методы исчезнут, однако этого не произошло, и в периодической печати и монографиях 60-70-х годов стал появляться термин «нихотеки кэйэй» - «управление по-японски» или «японский стиль управления».
Вся активная деятельность по изучению японского управления отражает общую встревоженность делового мира и научных кругов США и Западной Европы по поводу их отставания от Японии в такой решающей области, как управление. Как пишет президент Американской ассоциации управления Т. Хортон, «Мировому превосходству Запада в области менеджмента брошен вызов, и Запад должен выиграть управленческую битву».
Достаточно
серьезное внимание изучению опыта
Японии уделяется в нашей стране.
Среди опубликованных в СССР трудов нужно
назвать следующие: А. Н. Курицын «Управление
в Японии», В. 3. Мильнер «Японский парадокс»,
А. С. Ахиезер «Научно-техническая революция
и некоторые социальные проблемы производства
и управления в Японии», А. И. Данлевич
«Очерки экономики современной Японии»,
Я. А. Певзнер «Государство в экономике
Японии» и многие другие. Особенно в последние
годы заметно возросло количество переводной
литературы по различным аспектам экономики
и управления в Японии. Среди них необходимо
отметить: X. О. Эглау «Борьба гигантов»,
И. Каору «Японские методы управление
качеством», Т. Коно «Стратегия и структура
японских предприятий», Р. Шонбергер «Японские
методы управления производством» и ряд
других книг.
Глава 1. Принципы японского управления.
Современные методы управления сложились в Японии в условиях послевоенной разрухи, которая поставила перед руководителями задачу восстановления социальной, политической и экономической жизни. Под влиянием американской оккупационной администрации будущие японские менеджеры познакомились с американской идеологией и методами управления бизнесом. Именно в этот период лидеры японского бизнеса начали постигать социальную ответственность за последствия своей деятельности.
Это не означает, что до 19945 года в Японии не было эффективной системы управления произодством. Просто послевоенный кризис дал стимулы для поиска модели национальной экономики, благо она уже была готова. Ещё 5 мая 1932 года К. Мацусита, основатель компании «Мацусита Денки», которого в Японии называют «всесильным волшебником менеджмента» и «основателем вероучения об управлении», произнёс перед почти двумястами своих служащих пламенную речь. Именно в этот день он постиг предназначение производителя: «Роль производителя в том, чтобы преодолеть бедность».
Руководители японских предприятий осуществляли свои задачи, сначала применяя традиционные методы управления к новым условиям, а затем с помощью усвоенных ими теории и методов американского управления. Они пытались не только творчески применить предвоенный опыт к новым условиям, но и извлечь полезные уроки, воспринять новые идеи и таким образом найти новый, японский путь развития.
В результате основные черты японской системы управления определяет ряд концепций, отсутствующих в американской модели. Важнейшими из них являются система пожизненного найма и процесс коллективного принятия решений.
Японское общество однородно и пронизано духом коллективизма. Японцы всегда мыслят от имени групп. Личность осознает себя прежде всего как члена группы, а свою индивидуальность - как индивидуальность части целого.
Вопрос о том, какие черты человека окажутся достаточно прочными для того, чтобы на них можно было опереться в условиях быстрого изменения общественной психологии и этических ценностей, для Японии, как и для других стран, остается до сих пор открытым. Многие исследователи считают, что даже кажущиеся наиболее современными особенности мышления и чувствования личности и общественных групп являются порождением прошлых эпох и по ходу развития общества исчезнут. Изменение методов управления в Японии сегодня характеризуется возрастанием свободы выбора концепций для создания оптимальных систем, однако при этом традиционные методы управления не забываются.
Другой немаловажной особенностью японского менеджмента является концепция непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию мастерства. Каждый человек путем непрерывного обучения может улучшить выполнение своей работы. Это приводит к саморазвитию, а достигнутые результаты приносят моральное удовлетворение. С другой стороны, целью обучения является подготовка к более ответственной работе и продвижения по службе. Но, в отличие от западного подхода к управлению, японцы придают особое значение долгу в совершенствовании мастерства без ожидания какой-либо материальной выгоды. Японцы убеждены, что улучшение мастерства само по себе может приносить человеку огромное удовлетворение.
Японцы восприимчивы к новым идеям. Они любят учится на чужих ошибках и извлекать выгоду из чужого опыта. Они внимательно наблюдают за происходящим в мире и систематически пополняют информацию из-за рубежа. Они заимствуют и быстро усваивают новые технологические методы и процессы. Японские рабочие не оказывают сопротивления внедрению новинок технического прогресса. Инновация - основа экономического роста, и японцы ей искренне привержены.
Описанные выше представления
были важны для подготовки
изменений в японской
В 1947 году предприниматель, один из основателей компании «Panasonic» И. Мацусита основывает творческую лабораторию «Дойкай» для исследования новых управленческих решений. В одним из первых трудов этой лаборатории господин Мацусита отмечает:
«Каждая компания, вне зависимости от ее размеров, должна иметь определенные цели, отличные от получения прибыли, цели, которые оправдывают ее существование. Она должна иметь свое собственное призвание в этом мире. Если руководитель обладает пониманием этой миссии, он обязан довести до сознания служащих, чего хочет достичь компания, указать ее идеалы. И если его подчиненные осознают, что работают не только за хлеб насущный, они получат стимул к более напряженной совместной работе во имя достижения общей цели».
Таким
образом, современное японское управление
приобрело дух открытости, который
позволил подчинить технологическое развитие
решению выдвигаемых самой жизнью проблем.
Японскую систему управления можно рассматривать
как синтез импортированных идей и культурных
традиций. Поэтому, чтобы понять природу
современной управленческой мысли Японии,
необходимо коснуться некоторых черт
традиционной культуры этой страны.