Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:45, контрольная работа
Изучение истории науки помогает расширить и углубить представление о ней. Определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий. Развитие учения об общественной жизни можно найти уже в античной философии 4 века до нашей эры. Еще активнее эта проблематика разрабатывалась в Новое время. Но только в 40-х годах 19 в. был впервые использован термин «социология» и выдвинута задача изучения общества на научной основе. Произошло это после опубликования третьего иома важнейшей работы О.Конта «Курс позитивной философии».
Огюст Конт (1798 - 1857) - основатель позитивизма и позитивной социологии. Родился во Франции в семье финансового чиновника. В 1814 г. поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за антисинорхизм и республиканские воззрения.
1. Три этапа развития научной мысли О.Конта.
2. Человеческая природа и социальный порядок.
3. Научные методы О.Конта и современность.
Литература.
Однако Конт замечает, что все
индуктивные заключения, полученные
при помощи исторического метода,
должны быть взвешены и проверены
в системе понятий
Итак, социология рисуется Контом научной, зависимой от биологии, хотя он решительно возражает против того, чтобы считать социологию простым отделом науки о человеке, не принимая в расчет исторических наблюдений.
Итак, Конт утверждает, что в историческом
методе более всего выражена такая
черта социологии, как необходимость
восхождения от целого к части. Между
историей и социологией, которую
Конт иногда называет «политической
наукой», нет различия. Вообще, господство,
с исторической точки зрение он считает
знамением своего времени - важнейшим
признаком позитивизма и
Важное значение имеют воззрения Конта на проблемы гармонизации и развитии общества и его стабильности. Гармония в обществе есть гармония «между целым и частями социальной системы», а также согласованное взаимодействие всех сторон жизни общества - политической, экономической, духовной, биологической и др. По мнению Конта, социальной гармонии можно достигнуть с помощью науки, которая должна найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества.
Гармония в обществе, подчеркивал он, это также наилучшее сочетание интересов разных личностей и социальных слоев. Значение политической власти состоит именно в том, чтобы мудро согласовывать интересы социальных субъектов. В этом видел Конт главное достоинство политиков. Гармония в обществе, считал он, достигается тогда, когда «политические учреждения, с одной стороны, нравы и идеи - с другой, гармонируют между собой»[4]. В гармонии общества Конт видел основное условие его стабильности, возможность нормального развития в нем каждого сословия, каждого народа, каждого человека,
Как видим, проблемы, которые решались в социологии О. Конта, весьма актуальны в настоящее время. Не утратили своего значения и методы решения им этих проблем с точки зрения его представлений об обществе как о целостном социальном организме, о закономерном и прогрессивном развитии общества, о роли в этом развитии общественного разделения труда, политической деятельности людей, науки и духовной культуры. Весьма актуальны сегодня взгляды Конта на факторы гармонии в обществе и его стабильность, а также на роль политиков в согласовании интересов различных социальных групп и личностей. Эти и многие другие положения социологии Конта помогают глубже осмысливать современные проблемы развития нашего общества. Все это делает учение О. Конта важным достоянием современной социологии. Именно в силу актуальности проблем, поставленных и социологии Конта, и научной продуктивности их решения его учение было усвоено и продолжено многочисленными последователями.
При жизни позитивистские теории Конта были мало известны, однако с 60-х годов 19 века его идеи получили широкое распространение, интерес к позитивизму как философской доктрины вырос. Позитивистами объявили себя многие естествоиспытатели (Ипполит Тэн). Многие идеи О. Конта, прежде всего его Герберт Спенсер позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер и др.
О.Конт синтезировал многие основные идеи обществоведения; он выступил против спекулятивно-умозрительного в общественной жизни и теологических концепций. Апелляция к положительному знанию, признание закономерности исторического процесса, внимание к изучению социальных институтов и структур общества - все это оказало огромное влияние на развитие общественных наук. История социологии отмечает творческий ум Конта, его энциклопедичность.
Его сравнивают с гением - отцом диалектики.
Конт впервые создал новую науку об обществе на основе синтеза идей своего времени, обрисовав контуры социальной структуры общества, нашел новые социологические методы. Он заложил фундамент социологии как науки.