Учение О.Конта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:45, контрольная работа

Описание работы

Изучение истории науки помогает расширить и углубить представление о ней. Определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий. Развитие учения об общественной жизни можно найти уже в античной философии 4 века до нашей эры. Еще активнее эта проблематика разрабатывалась в Новое время. Но только в 40-х годах 19 в. был впервые использован термин «социология» и выдвинута задача изучения общества на научной основе. Произошло это после опубликования третьего иома важнейшей работы О.Конта «Курс позитивной философии».

Огюст Конт (1798 - 1857) - основатель позитивизма и позитивной социологии. Родился во Франции в семье финансового чиновника. В 1814 г. поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за антисинорхизм и республиканские воззрения.

Содержание

1. Три этапа развития научной мысли О.Конта.

2. Человеческая природа и социальный порядок.

3. Научные методы О.Конта и современность.

Литература.

Работа содержит 1 файл

1 вариант работ учение О.Конта.docx

— 28.96 Кб (Скачать)

Содержание:

1.   Три этапа развития научной мысли О.Конта.

2.   Человеческая природа и социальный порядок.

3.   Научные методы О.Конта и современность.

Литература.

 
 

1.   Изучение истории науки помогает расширить и углубить представление о ней. Определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий. Развитие учения об общественной жизни можно найти уже в античной философии 4 века до нашей эры. Еще активнее эта проблематика разрабатывалась в Новое время. Но только в 40-х годах 19 в. был впервые использован термин «социология» и выдвинута задача изучения общества на научной основе. Произошло это после опубликования третьего иома важнейшей работы О.Конта «Курс позитивной философии».

Огюст Конт (1798 - 1857) - основатель позитивизма  и позитивной социологии. Родился  во Франции в семье финансового  чиновника. В 1814 г. поступил в Высшую политехническую школу, из которой  был исключен за антисинорхизм и республиканские воззрения.

Работал домашним учителем с 1814 по 1824 год и секретарем Сен-Симона. На философские  воззрения Конта большое влияние  оказали идеи Монтескье и Кондорсе о естественно закономерном развитии общества. Многое он позаимствовал  у Сен-Симона.

Термин «позитивный» Конт позаимствовал  у Сен-Симона, который определял  позитивное как органическое, определенное, точное. Сам Конт «позитивный» определял  в 5 смыслах:

1. Реальное - противоположность химерическому.

2. Полезное - противоположность бесполезному.

3. Достоверное - противоположность сомнительному.

4. Точное - противоположность смутному.

5. Положительное - противоположность отрицательному.

Назначение позитивной философии  по Конту - не разрушать, а организовывать. Основные труды О.Конта:

1. «Курс позитивной философии»  в 6-ти томах (1830-1842).

2. «Рассуждение о духе позитивной  философии» 1844г.

3. «Позитивистский катехизис» 1851г.

4. «Система позитивной политики, или трактат, устанавливающий  религию человечества», в 4-х  томах (1851-1854г.г.)

Как же конкретно обосновывает О.Конт необходимость и возможность появления этой новой науки? В системе О.Конта это обоснование осуществляется  поэтапно, на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях. "Закон трех стадий", согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.

Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п. Теологическая стадия - до 1300 года - делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм. Метафизическая стадия охватывает период от 1300 до 1800 года и является переходной - здесь происходит разложение традиционных верований и общественного порядка в результате философской критики (Реформация, Просвещение, Революция). Постепенное рождение "промышленной" ("позитивной") стадии в начале 19 века привело к распространению идей альтруизма, социальности и "позитивной" философии.

Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

Третья стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

На третьей стадии, по Конту, полностью  вступает в силу закон постоянного  подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается  Контом как универсальный метод  приобретения знаний.

Т.к. в основе науки, по Конту, лежит  наблюдение, а наблюдать мы можем  только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное  знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным. Сам  Конт говорит так: "Истинный позитивный дух состоит преимущественно  в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных  законов, другими словами, - в замене слова почему словом как"[1].

 
 
 

2.   Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и метафизическим теориям об обществе и человеке. Он критиковал предшествующих философов-метафизиков, которые создали утопии, обвиняя их в том, что они понимали общество как создание человеческого разума (французские философы-просветители), разумной воли индивидов. То есть Конт выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались «как своего рода «социальные атомы», существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу»[2]. Ведь согласно такому пониманию, развитие отдельных людей как бы предшествует развитию общества. Чем более развиты отдельные  индивиды с точки зрения их способностей к производственной, духовной и иной деятельности, нравственных, политических и других качеств, тем, следовательно, совершеннее будет и общество. 

С этим нельзя не согласиться.  Действительно, уровень развития отдельных людей, их деловых качеств и культуры – важный фактор развития общества. Это ясно видно сегодня на примере нашего общества,  когда от деловых качеств, политической компетенции и духовной культуры людей, решающих ключевые вопросы нашей жизни зависит и сама жизнь. Поэтому надо развивать в людях эти качества. Однако сами по себе эти качества ни в ком развиваться не могут. Необходимо как минимум наличие таких социальных институтов, как воспитание и  образование, благодаря которым люди могут овладеть знаниями и опытом предшествующих поколений, выработать в себе соответствующие социальные качества. Необходимо включение людей в разнообразные виды общения, чтобы они могли осуществлять на современном уровне производственную, политическую и духовную деятельность - писателя, художника, композитора, ученого и т. д,

Таким образом, подчеркивалась решающая роль общества в формировании личности, роль социальной среды в формировании отдельных людей. Но не только навыки в той или иной области деятельности, но и характер людей формируется обстоятельствами их социальной жизни. Отсюда следует, что общество если не во всем, то во многом формирует людей по своему образу и подобию. И чтобы изменить людей, сделать их более совершенными и гармонично развитыми, надо изменить само общество, его социальные и политические институты, а также системы образования и воспитания.

Человек может играть малую или  большую роль в обществе, но лишь как социальный субъект, а не как  автономно развивающаяся и абсолютно  свободная в своих действиях  личность. Он действует на основе и  в пределах общества, на базе выработанных в обществе правил и норм поведения, выполнение которых общество обеспечивает через соответствующие социально - политические и другие институты.

Огюст Конт развивал именно такой  подход к обществу и его развитию. Он поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма. Согласно его взглядам, общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов, будь то личность, сословие или класс, упоминания о которых часто встречаются в работах Конта.

Ключевая роль в стабилизации общества, по мнению О.Конта, принадлежит семье, потому что семья – это наиболее естественное «начало общества». Эта «естественность» обусловлена тем, что в семье присутствуют в единстве, как биологическое, так и социальное начала. Второй институт – стабилизатор общества – духовный. Это моральный стабилизатор общества (ограничитель злых помыслов и дел и побудитель добрых). Третий институт – стабилизатор – государство. Но он способен обеспечивать стабильность общества, только будучи под контролем духовного института. Вывод таков: если в в обществе нет гуманистических объединяющих идей или признания их духовного приоритета, то это порождает интеллектуальную анархию, за которой следуют политические катаклизмы: перевороты, революции, войны. Поэтому гражданам вне зависимости от их социального и политического положения для того, чтобы обеспечить и сохранить стабильность общества, необходимо бережно относиться к семье и хранить баланс духовной и светской власти.

Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика  под влиянием общественной жизни.

Основной и главной действительностью, по Конту, из которой должен исходить исследователь социологии, является общество, взятое с его целостности. Конт писал: «Человечество беспрерывно  развивается во время хода цивилизации  с физической, нравственной, умственной и политической точек зрения»[3]. При этом интеллектуальная эволюция человечества определяет содержание и направленность всех сторон прогрессивного развития общества, является как бы внутренней субстанцией этого процесса.

Под обществом Конт понимал органическое единство всего человечества, всей человеческой цивилизации или какой-то его большой части, связанным  с всеобщим согласием, характеризуемое  гармоническим функционированием  его и структурных элементов. Он включал в предмет социологии не только современное общество (цивилизации), прошлые поколения, которые оказывают  влияние на современные поколения  и складываются с ними в едином общественно - цивилизационном процессе.

Конт стоял у истоков системного подхода изучения общества как единого, целостного, социального организма, он заложил основу системного подхода  к общественной жизни.

Итак, Конт ввел в научный оборот понятие социология, обозначающее учение об обществе. Это учение он нередко  называл еще социальной философией. Последнее понятие близко по значению понятию «философия истории», которое употреблял Гегель в своем учении о развитии общества и исторического процесса в целом. Конт пользовался также понятиями «социальная статика» для истолкования структуры общества и «социальная динамика», с помощью которого им раскрывался механизм функционирования и развития общества. В итоге он разработал целую систему понятий, вошедших в созданную им социологию, посредством которых он выразил и обосновал свои взгляды на общество и исторический процесс.

Общественные явления, отличие  от биологических, постоянно находятся в состоянии изменения, преобразования и развития во времени. Их сущность – историчность.

Не отрицая роль экономического фактора, Конт считал, что человеческая цивилизация есть, прежде всего, духовно-психологические  идеи, которые управляют миром  и переворачивают его, и весь социальный механизм покоится на мнениях.

Конт называл свою философию  и социологию позитивными, поясняя при этом, что они целиком базируются на данных науки - не на воображении или догадках, а на научных наблюдениях.

Значение научного вклада О.Конта состоит в том, что он впервые обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития на основе эмпирических исследований.

В социологии Конт разработал метод  наблюдения, а также экспериментальный, сравнительный и метафизический метода исследования.

По мнению Конта, наблюдение является основным методом исследования социологии. Он утверждает, что с помощью наблюдения можно получить исходные данные социологии.

Социальное наблюдение возможно как  главный метод исследования социологии. Он утверждает, что социальное наблюдение возможно и в социологии. Однако указывал Конт, любые социальные наблюдения, статистические или динамические должны предполагать постоянное наблюдение фундаментальных  теорий.

Главная трудность социологии, указывал Конт, состоит в том, что отсутствует  позитивная теория, опираясь на которую  можно было бы собрать и обобщить факты. Это - порочный круг, ибо для  проведения наблюдения нужна теория, а для создания теории - наблюдения.

Наблюдения, по мнению Конта, связано  еще и с трудностями, которые  связаны со сложностью приобретения необходимой научной подготовки, которая обеспечивает исследователя  от помех ненаучного характера - предрассудков, распространенных мнений. И здесь  в качестве помощника выступает  теория, которая бы предотвращала  спекуляции, обеспечивала бы исследователя  необходимыми понятиями.

Конт указывал, что в качестве метода социологии выступает не только наблюдение, но и косвенное свидетельство, то есть изучение исторических и культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ и  сравнение языков - все это может  поставлять социологии постоянные средства для позитивного анализа.

Вторым важным методом в социологии Конт считал эксперимент. Непосредственный эксперимент в социологии состоит  в наблюдении за изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования условий.

Третий метод позитивных наук, применяемый  в социологии - это сравнительный  метод. При помощи последнего сопоставляется жизнь народов, общин, цивилизация, живущих одновременно в разных частях земного шара, с целью установления общих законов существования  и развития общества.

Для науки, указывал Конт, могут быть полезными сравнения жизни животных с человеческим обществом и, наконец, можно сравнивать общественное положение  различных класса одного и того же общества. Следует, однако, иметь в  виду то, что сравнение основных фаз цивилизации может затемняться  влиянием общего духа эпохи, который  заглаживает различия.

Слабость сравнительного метода состоит  в том, что он не показывает последовательности социальных состояний и представляет их как существующие.

Четвертый метод исследования, применяемый  в социологии, по мнению Конта, это - исторический, который наиболее соответствует  природе социальных явлений. Исторический метод - метод исторического сравнения  различных последовательных состояний  человечества. Только сопоставляя целую  серию социальных явлений, взятых в  их последовательности, исследователь  может заметить возрастание какой-либо физической, интеллектуальной, моральной  или политической черты или тенденции  и соответствующее ослабление противоположной  тенденции, и на этом основании научно предсказать окончательный результат, если он полностью соответствует  системе общих законов развития человечества.

Информация о работе Учение О.Конта