Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 17:22, реферат
Энтони Гидденс, один из авторитетнейших социологов нашего времени, остроумно заметил: «Конт ввел два термина «позитивная философия» и «социология» (конец 30-х гг. ХIХ века – Е.Б.), что внесло путаницу, но внесло и известную интеллектуальную традицию, которую подхватил Дюркгейм (90-е гг. ХIХ века – Е.Б.) и с его времени она стала господствующей вплоть до недавнего времени».[1] В приведенном высказывании Гидденса нам надо обратить внимание на отмеченный английским ученым факт методологического единства позитивной философии и социологии на протяжении более130 лет развития науки об обществе и на размывание этого единства в настоящий период ее существования.
Второй внешней предпосылкой развития социологии в последней четверти ХХ века, на наш взгляд, следует считать заказ на изменение структуры науки. С момента своего становления в структуре социологии можно было выделить вертикаль – уровни социологического исследования. В трехуровневой структуре выделялись общесоциологические теории, «теории среднего уровня» и конкретные социологические исследования. Взаимодействие уровней предполагало, во - первых, известную оторванность и автономию каждого из них, и, во-вторых, некоторое отставание общих теорий от изменений действительности, фиксируемых эмпирически. Изменение темпов социальных изменений превратило указанное отставание в значимый недостаток социологии, снижающий ее теоретический и прагматический потенциал. В новой современности востребована структура элементов социологии, построенная по горизонтальному принципу. Данный принцип обеспечивает актуальность взаимодействия общих теорий, теорий среднего уровня и конкретных исследований при условии постоянства прямой и обратной связи между ними.
Внутренние
предпосылки развития социологии обусловлены,
во первых, значительным исчерпанием
эвристических возможностей классической
социологии. Характер социального развития
т.н. «индустриального общества» позволял
отцам – основателям социологии
выделять стадию «нормального» состояния
и состояния «аномии» в социальной
системе (Э.Дюркгейм). В социологии индустриального
общества, таким образом, важнейшей
являлась задача диагностики состояния
общества и разработки рекомендаций
по поддержанию нормы, т.е. равновесия
в обществе. В исторически обусловленной
В
70-е годы авторитетными европейскими
и американскими социологами
было предложено несколько определений
«новой» неортодоксальной, неклассической
социологии. Приведем наиболее интересные
из них. Популярный в мире и России
авторитетный английский методолог
Энтони Гидденс указывает на
Основатель этнометодологии, оригинального направления в социологии, Гарольд Горфинкель предлагает следующую программу ревизии предмета науки: “Программа социологической дисциплины требует, чтобы социолог, научно описывая мир, включал в него в качестве проблематичных феноменов не только действия других личностей, но и их знание о мире”.[2]
Сравним
предложенные мэтрами современной
социологии определения. В них по
существу зафиксировано одно и то
же требование к социологическому исследованию:
требование рассмотрения в качестве
равноправных переменных социального
процесса действий социального субъекта
– личности или личностей –
и объективных условий, в которых
сформировалась направленность действий
и их реализация. Данное требование
отражает реальное изменение характера
современного социального процесса.
В нем актуально и спонтанно конструируется
взаимодействие объективных условий,
социальных структур и действий социальных
акторов (носителей действия по определению
Т.Парсонса), каждая ситуащия которого
порождает последующую ситуацию взаимодействия.
В этом контексте современной социологической
мысли уместным будет определение социологии
как науки, изучающей социальные взаимодействия.
В данном определении социология начала
ХХ1 века предстает в преемственности
своей истории. Определение предмета как
изучение социальных взаимодействий объективного
и субъективного требует объединения
потенциалов холизма и номинализма, науки
о социальном поведении и социальном конструировании
реальности. Прошлое живет и обогащается
настоящим, умножая современные познавательные
возможности социологии.