Типы социальной службы для семьи и детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:45, контрольная работа

Описание работы

Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она выступает в качестве социального института, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи. Семья является одним из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.

Содержание

Введение 2
1. Социально незащищенные семьи и эффективность семейной политики в современной России 3
2. Основные законодательные акты и положения о поддержке материнства и детства 6
3. Типы социальной службы для семьи и детей 11
Заключение 14
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

семьеведение контрольная.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Семья представляет собой систему социального  функционирования человека, один из основных институтов общества. Она выступает  в качестве социального института, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи. Семья является одним из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.

     Основное  направление в социальной работе – это оказание помощи семье в различных формах, что предусмотрено в концепции федеральной семейной политики, а также в должностных обязанностях социального работника.

     С одной стороны, семья – это  микросреда, в которой живет человек  и она выполняет ряд важнейших  основополагающих функций. С другой – резко усилился запрос самой семьи на помощь со стороны государства. Поэтому в социальной работе сделан акцент именно на семью, на улучшение ее жизнедеятельности.

     В настоящее время, переживаемый многими  людьми стресс, привел к росту числа  невротических реакций, депрессивных состояний и суицидов, что в целом привело к ухудшению социально-психологической адаптации семьи и отдельных ее членов. В итоге – дестабилизированная семья не способна как социальный институт полноценно и качественно выполнять свои основополагающие функции.

     Отсюда  все негативные явления в обществе: снижение качества воспитания, рост алкоголизма  и преступности, снижение уровня рождаемости. Все это в совокупности дает картину  ухудшения социального здоровья общества. 

1. Социально незащищенные семьи и эффективность семейной политики в современной   России

 

    Очевидно, что только юридически компетентный социальный работник может быть надежным помощником семьи при решении  ее проблем и защите ее интересов. Основными приоритетами государственной семейной политики является помощь семьям, имеющим детей, и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации (ТЖС). Федеральным законом от 10.12.95 г. 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» дано определение понятия «Трудная жизненная ситуация» – это ситуация, которая либо объективно нарушает жизнедеятельность гражданина или его семьи, либо субъективно воспринимается ими как сложная и не может быть преодолена ими самостоятельно.[1, стр.45]

      В массу семей, находящихся  в ТЖС, входят, как часть, социально незащищенные семьи. Социально незащищенной следует считать такую семью, которая нуждается, но не может получить от государства и общества удовлетворительную помощь в случае, когда она сталкивается с проблемами, сдерживающими или препятствующими исполнению ею любой из своих функций как малой социальной группы. 

      Исходя из этого определения, российские исследователи разделили семьи, нуждающиеся в социальной защите, на две категории:

  1. Семьи явно нуждающиеся в реальной социальной защите, поскольку они постоянно находятся в объективно сложившейся ТЖС, препятствующей их полноценному функционированию и развитию.
  2. Семьи, которые нуждаются в профилактической социальной защите, поскольку они могут оказаться в ТЖС.

      Основную часть первой группы составляют семьи с повышенной иждивенческой нагрузкой: семьи с инвалидом, многодетные, неполные, семьи безработных, малообеспеченные, семьи военнослужащих, семьи, проживающие в деструктивном районе (экологически, экономически неблагополучном или районе социальных либо этнических конфликтов), семьи с деструктивным членом (алкоголиком, наркоманом и пр.)[5, стр. 60]

      Ко второй группе относятся  семьи, нуждающиеся в превентивной  социальной защите. Это: молодые  семьи (в том числе семьи  студентов и курсантов), семьи, ожидающие рождения ребенка, семьи с новорожденными, с ребенком, пошедшим в школу, с подростком, с ребенком, закончившим школу, с военнослужащим в армии, с нарушением функций (например, бездетная семья).

       Семья той или иной категории  будет социально защищенной при соблюдении трех условий.

      Первое условие – «доступность  помощи». Суть его в том,  что при необходимости семья  может получить любой вид помощи  или несколько видов помощи  одновременно – правовую, материальную, медицинскую, социально-бытовую, педагогическую, психологическую.

      Второе условие – «действенность  уровней». Это означает, что социальная  помощь осуществляется одновременно  на всех уровнях:

    - законодательном, т.е. когда имеются  необходимые общие или адресные  законодательные акты;

    - директивном, т.е. когда имеются соответствующие предписания, положения и разъяснения по защите семей конкретной категории;

    - организационном, т.е. когда созданы  необходимые механизмы, инстанции,  созданы учреждения, введены должности;

    - практическом, т.е. когда семья действительно получает помощь, в которой нуждается.

      Третье условие - «удовлетворенность помощью», т.е. члены семьи полностью удовлетворены оказанной им помощью.

      Таким образом, семья будет  считаться полностью социально  защищенной:

    - если она может получить любой необходимый ей вид помощи;

    - если эффективно действуют все  четыре уровня социальной защиты;

    - если она удовлетворена полученной  помощью[2, стр.60]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Основные законодательные  акты и положения  о поддержке материнства и детства 

    Основные  законодательные акты касаются главным  образом вопросов минимальной поддержки  материнства и детства. Федеральный  закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. №81 устанавливает, например, единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, обеспечивает гарантированную материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

      Закон распространяется на граждан  РФ, иностранных граждан и лиц  без гражданства.    Не назначается пособие тем же категориям граждан при условии, что они лишены родительских прав, если их дети находятся на государственном обеспечении и если родители выехали за пределы РФ.

      Постановлением Правительства РФ  «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» от 4 сентября 1995 г. № 883 предусмотрены следующие виды пособий: по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет; ежемесячное пособие на ребенка.   От органов соцзащиты населения пособие по беременности и родам получают только женщины, уволенные в связи с ликвидацией предприятия. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью. Оплачивается этот отпуск в размере минимальной заработной платы. При нормальных родах оплачивается 140 дней (70 до и 70 после родов); при осложненных родах – 156 дней (70 до и 86 после родов); при многоплодных родах – 194 дня (84 до и 110 после родов) [5, C. 48-49]. Выплачивается это пособие за счет средств Фонда социального страхования 1 раз.   Единовременное пособие в ранние сроки  беременности выплачивается органами социальной защиты населения только женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, вместе с пособием по беременности и родам, при этом наряду с другими документами представляется справка от врача о том, что женщина встала на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель). Это пособие выплачивается 1 раз в размере минимальной зарплаты.

      Право на единовременное пособие  имеет один из родителей либо  лицо, его заменяющее (при усыновлении  ребенка до 3-х месяцев его получают новые родители). В случае многоплодных родов пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка оно не назначается. Размер пособия составляет 15 минимальных зарплат. Выплачивается оно 1 раз за счет средств социального страхования и только безработным гражданам.    Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет по линии органов соцзащиты населения получают также только безработные матери. Оно назначается со дня начала отпуска по уходу за ребенком и до дня достижения им 1,5 летнего возраста. Размер пособия составляет два минимальных оклада, выплачивается ежемесячно из Фонда социального страхования.

      Право получения ежемесячного  пособия на ребенка имеет один  из родителей, усыновитель, опекун, попечитель. Они имеют право получать пособие на каждого ребенка, проживающего вместе с ними до достижения им 16 лет. На учащихся общеобразовательных учреждений пособие начисляется до окончания обучения, но не позже 18 лет. Ежемесячное пособие назначается и выплачивается независимо от получения на ребенка пенсии по случаю потери кормильца, социальной пенсии, алиментов, других социальных выплат, кроме денежных средств, выплачиваемых на содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством. Это пособие может быть повышено на 100% на детей одиноких матерей; на 50% - на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, когда взыскание алиментов невозможно (ст. 114 Семейного кодекса РФ, например, болезнь алиментщика или др. уважительные причины); на детей военнослужащих, проходящих срочную службу.

      Пособие на детей  одиноких матерей  назначается и  выплачивается в  повышенном размере  в следующих случаях:

    - если в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце или запись произведена по указанию матери. При вступлении одинокой матери в брак за ней сохраняется право на это пособие, если ребенок не будет усыновлен новым отцом;

    - при усыновлении ребенка женщиной, не состоявшей в браке, начиная с месяца усыновления;

    - при передаче в установленном  порядке детей одинокой матери  на воспитание опекуну или  попечителю.

       Есть среди детей категория  ДРР – дети разыскиваемых родителей.  Ежемесячное пособие на ребенка,  родитель которого уклоняется от уплаты алиментов, либо в других случаях, когда взыскание алиментов невозможно, назначается и выплачивается, если решение суда о взыскании алиментов не исполняется в следующих случаях:

    - розыска родителя (ей) органами внутренних  дел на основании определения судов и постановлений следственных органов в связи с уклонением от уплаты алиментов;

    - отсутствия заработка у родителей,  в случае, если родитель отбывает  наказание в исправительно-трудовых  учреждениях;

    - нахождения родителей на принудительном лечении по решению суда;

    - постоянного проживания родителей  на территории иностранных государств, в том числе на территории  союзных республик, с которыми  у РФ отсутствуют договоры  о правовой помощи.

        На детей военнослужащих пособие  выплачивается  только на период службы по призыву.

      Пособие не назначается или приостанавливается, если:

    - ребенок находится на полном  государственном обеспечении;

    - ребенок находится под опекой  и опекуны получают средства  на его содержание;

    - родители ребенка лишены родительских  прав.

    Этот  вид пособия из бюджетов субъектов  РФ выплачивается за текущий месяц. Назначается с 1-го числа месяца рождения и по месяц достижения 16-летнего  возраста включительно.

      До 1 января 1998 г. от органов социальной защиты населения (ОСЗН) получали ежемесячное пособие только неработающие граждане или те семьи, где один родитель безработный. С 1 января 1998 г. всех работающих граждан, которые получали пособия на предприятиях, передали в ОСЗН по месту жительства.

      17 июля 1999 г. был принят ФЗ РФ № 171-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей, в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ». В соответствии с этим Законом было разработано постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка учета исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка» от 29 сентября 1999 г. № 1096.

      В состав семьи, учитываемый  при исчислении величины среднедушевого  дохода, входят родители или усыновители,  в том числе и раздельно  проживающие родители, и проживающие  совместно с ними (с ним) дети.

Информация о работе Типы социальной службы для семьи и детей