Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 09:24, контрольная работа
Типология культуры (от греч. typos — отпечаток, образец и ...логия, от греч. logos — слово, понятие, учение, вторая составная часть сложных слов, обозначающих некоторую область знания, науку) — определение типов культур по каким-либо основаниям, по общим признакам.
Необходимость построения и применения типологии культуры следует из того, что многозначен уже термин «культура». В разных контекстах он обозначает и общность, характеризуемую особым набором норм, ценностей и смыслов, такую, как этнос, нация, племя, и общий уровень развития конкретного общества, его просвещенности и рациональности на пути «от дикости к цивилизованности», и многие другие аспекты общественного бытия.
1.Проблема типологии культур………………………………………………3
2.Современные тенденции в развитии наций…………………………….
3.Понятие отклоняющееся (девиантное) поведение………………………
4.Агенты социализации……………………………………………………
5.Теоретическая интерпретация основных понятий прикладного социологического исследования………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………
Поскольку социализация подразделяется на два вида — первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичных и вторичных.
Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.
Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.
Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.
Первичная социализация — сфера межличностных отношений, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.
Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец — опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной — одну-две. Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях, и первые сводят на нет усилия вторых.
Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации, как и каждый вид животных в процессе обучения, только то, чему они обучены или социализированы сами.
Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников — как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым. Поэтому родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию — облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.
Функции агентов первичной социализации взаимозаменимы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы.
Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.
Но этого же нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированы: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.
Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.
Начальная
социализация — в основном область
приписываемых статусов, продолженная
- сфера достигаемых.
5. Теоретическая интерпретация основных понятий прикладного социологического исследования.
Социологическое исследование — это инструмент изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью количественных и качественных методов.
Программа — это изложение основных задач исследования и предпосылок их решения. Имеются следующие разделы:
Теоретический - основной раздел. В свою очередь можно разделить на следующие позиции:
Целеориентация
исследования. В основе исследования
лежит проблема, как область затруднений;
предметный аспект проблемы — это определенная
социальная задача; гносеологический
аспект — осознание общей потребности
и способов ее решения. Объект исследования—
область социальной действительности
(социальный процесс, сфера жизни, общность),
содержащая проблему. Предмет исследования —
значимые стороны объекта, подлежащие
изучению. Как правило, предмет фиксируется
в исходном теоретическом понятии и включается
в формулировку темы исследования. Описать
проблемную ситуацию помогают предварительные
или разведывательные исследования —
интервью, анализ статистики и документов,
мнение экспертов. Конкретные границы
исследования устанавливаются путем формулировки
целей и задач исследования.
Определение и интерпретация теоретических понятий включает:
- соотнесение понятия с теоретической системой (выбор теории, описывающей явление);
- достижение однозначности в понимании (составление тезауруса);
- достижение точности понятия (спецификация понятий и определение новых).
Построение
модели — это системное описание существенных
сторон предмета исследований, охватывающее
факторы, влияющие на его функцию. Основанием
для построения модели являются теоретические
представления, выводы ранее проведенных
исследований. Отдельные элементы вводятся
в модель в форме гипотез или предположений.
Гипотезы могут быть объяснительными
(интерес к социологии определяется будущей
специальностью студента), описательными
(не все студенты стремятся изучать социологию)
и детерминирующими (активность на семинарах
влияет на оценку на экзамене). Гипотезы
должны быть преемственными, то есть отражать
преемственность в развитии научного знания,
не противоречить фактам науки и, проверяться
средствами данного исследования. На основе
теоретической модели разрабатывается
рабочая модель, при этом из теоретической
модели исключают факторы не характерные
для конкретного объекта; факторы которые
не могут быть измерены в связи с конкретными
условиями данного исследования; факторы
которые не являются управляемыми с позиции
субъекта, для которого проводится исследование.