Типология культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 09:24, контрольная работа

Описание работы

Типология культуры (от греч. typos — отпечаток, образец и ...логия, от греч. logos — слово, понятие, учение, вторая составная часть сложных слов, обозначающих некоторую область знания, науку) — определение типов культур по каким-либо основаниям, по общим признакам.
Необходимость построения и применения типологии культуры следует из того, что многозначен уже термин «культура». В разных контекстах он обозначает и общность, характеризуемую особым набором норм, ценностей и смыслов, такую, как этнос, нация, племя, и общий уровень развития конкретного общества, его просвещенности и рациональности на пути «от дикости к цивилизованности», и многие другие аспекты общественного бытия.

Содержание

1.Проблема типологии культур………………………………………………3
2.Современные тенденции в развитии наций…………………………….
3.Понятие отклоняющееся (девиантное) поведение………………………
4.Агенты социализации……………………………………………………
5.Теоретическая интерпретация основных понятий прикладного социологического исследования………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 35.40 Кб (Скачать)

      МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      БРОННИЦКИЙ  ФИЛИАЛ

      Федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального  образования

      «МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)» 
 
 

Факультет: _____________________________

Специальность: ________________________________________

Дисциплина: ___________________________ 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

на тему:

«_____________________________________________» 

(вариант__) 
 
 
 
 
 
 
 

Студент: _______________

Группа _____________

Преподаватель: _____________ 
 
 
 

Бронницы 2011 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

1.Проблема типологии  культур………………………………………………3

2.Современные  тенденции в развитии наций…………………………….

3.Понятие отклоняющееся  (девиантное) поведение………………………

4.Агенты социализации……………………………………………………

5.Теоретическая  интерпретация основных понятий  прикладного социологического исследования………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Проблема типологии  культуры

     Типология культуры (от греч. typos — отпечаток, образец и ...логия, от греч. logos — слово, понятие, учение, вторая составная часть сложных слов, обозначающих некоторую область знания, науку) — определение типов культур по каким-либо основаниям, по общим  признакам.  
Необходимость построения и применения типологии культуры следует из того, что многозначен уже термин «культура». В разных контекстах он  обозначает и общность, характеризуемую особым  набором норм, ценностей и смыслов, такую, как этнос, нация, племя, и общий уровень развития конкретного общества, его просвещенности и рациональности на пути «от дикости к цивилизованности», и многие другие аспекты общественного бытия.

     Типология культуры может строиться по меньшей мере в двух пространствах: а) применительно к совокупности локальных культур как целостных феноменов и б) применительно к составу отдельной культуры. Соответственно возникают собственно типологии культуры и различные версии морфологии культуры, где выделяются и классифицируются формы культуры «внутри» каждой конкретной культуры. 
Основа построения типологии культуры (признак) может выбираться как на уровне явлений культуры, так и на уровне сущности, а также в действительности культуры. Конкретный выбор основания классификации определяется познавательной ситуацией: научной школой или направлением, к которым принадлежит создатель типологии, в конечном счёте — действительными нуждами и проблемами, стоящими перед исследователем.  
Каких-либо принципиальных ограничений здесь, по-видимому, не существует. Важно лишь, чтобы избранное основание классификации действительно позволяло выделить и исследовать нужные в данной ситуации, необходимые для решения определенных задач и проблем аспекты культуры.

     Наиболее известные признаки:

а) На уровне явлений.

Здесь в качестве основания для построения классификации принимается какое-либо единичное явление или чувственно ощутимая особенность культуры.  
Например, часто используется как основа классификации географический ареал: западная культура, восточная культура.

Этнографы различают типы культуры по таким основаниям, как охота и собирательство или особые способы охоты, по специализации культуры на производстве какого-то продукта для продажи, и т. д. Так возникло понятие культурные регионы (ареалы). 

б) На уровне сущности.

Здесь в качестве основания классификации  выбираются более абстрактные и  обобщенные признаки, характеризующие сущность культуры. 
Это, например, различение культуры по их ведущим ценностям, по различным сторонам или аспектам сущности культуры. К таковым можно отнести различение культур: по основополагающим смыслам той или иной культуры; по восприимчивости к  инновациям; по способам регуляции поведения людей; по типам; по знаковым особенностям и т.д.  
Здесь же работают такие основания, как характер и тип религии («мусульманская культура», «языческая  культура»).  
Предложено различать культуры по «базовому типу человека», так что выделяются: первобытно-синкретический тип культуры, азиатский тип культуры, античный тип культуры, религиозный тип культуры средневековья, тип культуры нового и новейшего времени, гипотетический, играющий роль некоего идеала или ориентира гуманистический тип культуры.

в) На уровне действительности

Здесь в качестве основания классификации  обычно выбираются особенности и  черты действительной культуры, характеризующие  её существование и/или  функционирование как целостного феномена.  
В качестве примеров можно назвать разделение культур: по признаку ориентированности на личность или на государство; по оси «либерализм — тоталитаризм»; по оси «сциентизм — гуманизм»; по соотношению целого и части (выделение различного вида субкультур — молодежной, артистической, студенческой, преступной, различных андерграудных, этнических субкультур...); по месту проживания и образу жизни (городская и сельская культуры); по роду занятий и профессии; по идеологическим и политическим признакам (культура класса, фашистская культура, социалистическая культура и т. п.); по месту и роли религии (культура религиозная или светская); по численности и статусу группы-носителя; по наличию или отсутствию необходимости специальной подготовки для восприятия культуры (элитарная и массовая) и т.д.  Приведенные перечни не претендуют на окончательность, это всего лишь иллюстрация тезиса о конвенциональности, ситуационности выбора оснований для построения типологии культуры.

     Имеет смысл выделять, исследовать и учитывать  культуру народа, нации. Практически важно знание о субкультурах — о подтипах культуры, носителями которых являются составляющие нацию субэтносы, группы и т.п. Но количество типов «культур личности» равно численности личностей, то есть населения. Такая типология просто бессмысленна. Очевидно, что словосочетание «культура личности» не может обозначать тип культуры. «Культура личности» имеет смысл только как оценка степени или уровня освоения каждой конкретной личностью культуры исторически конкретного общества или какой-либо общественной группы, куда входит данная личность.  
 
 
 
 

2.Современные  тенденции в развитии  наций 

3. Понятие отклоняющееся  (девиантное) поведение

     Термин  "социальное отклонение" обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы.

     В социологии этот термин используется главным образом для обозначения  различных типов поведения, отклоняющихся от нормального.

     Социальная  норма и социальное отклонение - два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения  индивидов, социальных групп и других социальных общностей.

     Социальные  отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более  того, разнообразие отклонений превышает  разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализированы.

     Отклонения  от социальных норм, несмотря на большое  разнообразие, имеют некоторые общие  причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту  и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и  субъективным противоречиям общественного  развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут  к формам поведения индивидов  не согласующимся с существующей нормативной системой.

     Социальные  отклонения могут иметь для общества различные значения.

     Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это - социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое.

     Негативные - дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это - социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид. Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп «риска»:

Отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменений окружающей среды. Взрывы рождаемости, технологические новшества, изменения физического окружения - все это может привести к необходимости принятия новых норм и адаптации к ним членов общества.

Но новые  культурные нормы редко создаются  путем обсуждения и последующего принятия их членами социальных групп, которые в торжественной обстановке отменяют старые нормы и называют новые. Отклоняющееся от старых, привычных  норм поведение небольшого числа  индивидов может быть началом  создания новых нормативных образцов. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые  нормы, оно перестает быть отклоняющимся.

Таким образом, отклоняющееся поведение  часто служит началом существования  общепринятых культурных норм. Без  него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей.

Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Каждый член общества совершает за всю свою жизнь множество мелких нарушений, и в большинстве случаев окружающие не считают таких людей девиантами. Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли.

     Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющегося действия (изнасилование, гомосексуализм, употребление наркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девианта.

Культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Каждый из нас имеет свои представления о понятии возвеличивания. Например, когда появляется потребность в защите общества, на первое место по значимости выходят гениальные полководцы, в другое время самыми великими могут стать политические деятели, деятели культуры, ученые. Попытаемся выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.

1. Сверхинтеллектуальность.

2. Особые склонности

3. Сверхмотивация.

4. Личностные  качества

     Можно сказать, что большинство факторов экстраординарных личностных достижений трудно выделить и измерить, но следует учитывать влияние основных из них, способствующих социально одобряемым отклонениям. 
 

4.Агенты  социализации

     Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения  заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники — это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

     Агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Информация о работе Типология культур