Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:52, лекция
Английский социолог Энтони Гидденс подвергает критике как объективные теории(структурализм, функционализм), так и радикальные концепции «интерпретативной»(т.е.феноменологической) социологии, полагая, что как первые, так и вторые односторонне подходят больше к анализу социальной действительности.
Теория структурации Энтони Гидденса.
Английский
социолог Энтони Гидденс подвергает критике
как объективные теории(структурализм,
функционализм), так и радикальные концепции
«интерпретативной»(т.е.
Объективные теории, как было отмечено, фактически «выносят за скобки» социального анализа реальных людей и их повседневные практики. Феноменологическая социология, наоборот же, придает статус именно роли субъективным отношениям в конструировании социальной реальности.
Безусловно, социальная реальность изменчива, но эта изменчивость не означает, что у общества нет устойчивой структуры. И хотя структурные характеристики общества являются продуктом социальных действий индивидов, Гидденс в них вкладывает определенный смысл.
1.Социальная деятельность
носит повторяющийся,
2.Социальные действия рациональны, но это особая повседневная рациональность. Ну здесь имеется в виду в виду, что способность индивидов без суеты постоянно поддерживать необходимый для повседневной жизни уровень практического понимания (знания). Практическое знание далеко не всегда носит мотивированный характер. Его смысл в другом: в обыденном отслеживании индивидами своих действий. Такое отслеживание Гидденс называет рефлексивным мониторингом. Благодаря этому, индивиды, можно сказать «включаются» в социальный процесс.
Деятельность, основанная на практическом знании, характеризуется рутинностью, т.е. имеет вид само-собой разумеющегося действия. Рациональность таких действий в том, что индивиды,не вникая в суть вещей, способны продолжать длить свою жизнь как непрерывный целостный процесс.
В основе рациональных действий лежат рутинные правила, шаблоны, которые используются индивидами в повседневные жизненных ситуациях. Гидденс подчеркивает: что особенность обыденной рациональности в том, что она включает в себя сами процедуры применения правил в той или иной обыденной ситуации. В повседневной жизни люди не просто применяют санкционированные обществом правила. Эти правила включаются в результате практики.
Люди выступают компетентными участниками повседневной жизни. Эта компетентность – выражается в том, что каждый знает, что ему делать в той или иной ситуации, что должны делать другие в качестве таких же компетентных участников.
3.В социальной практике индивидов задействованы как намеренные так и ненамеренные действия. Большинство действий носит ненамеренный характер и имеют непредвиденные последствия. С точки зрения Гидденса , важно не столько намерение, сколько воля людей последовательно осуществлять регулярные действия в конкретное время, в конкретном пространстве, также чтобы они были уместны.
Непредвиденные последствия обусловлены природой социальной коммуникации как процесса передачи значений. Гидденс справедливо указывает на то, что направленная коммуникация не играет в этом процессе доминирующую роль.
Итак, социальная реальность, По Гидденсу, производна от индивидов, от их способности самопознания, отслеживания своих действий
Энтони Гидденс вводит понятие структуры с помощью идей структурации и дуальности. Говоря о структуре , то он имеет здесь в виду такие качества , которые структурируют , упорядочивают социальные практики во времени и пространстве.
Теперь определение, социальная структура – это виртуальный, внутренний порядок, выраженный в отпечатках в памяти, формулах , схемах и сценариях действий.
Всё конечно это не означает, что Гидденс отказывает социальной структуре в объективном статусе. Однако структурные характеристики не существуют вне процесса их постоянного воспроизводства. Т.е.они одновременно являются и средствами и продуктом повседневной жизни.
Также, Гидденс подчеркивает, что индивиды не являются автоматами, слепо копирующие шаблонные действия. «Структура не имеет существования , независимого от знания, которым располагают агенты о том, что они делают в своей повседневной деятельности»
Эти знания, как было уже сказано носят практический характер. Т.е. он постоянно проявляется в том, что индивиды моделируют свою повседневную жизнь.
Структурация –понятие , объясняющее механизм динамики и воспроизводства соц.порядков. Гидденс указывает на три основные составляющие этого механизма: 1.обозначение 2.доминирование 3.легитимация (утверждение полномочия, правоспособности)
Все они взаимосвязаны и представляют собой проявления единого целого. Как подчеркивает Гидденс, отличить их друг от друга можно только аналитически.
Так , знаковые системы могут выполнять коммуникативные функции (обозначения), только в контексте с властными действиями (доминированием) и их нормативным закреплением (легитимацией)
Знаковые системы, нормативные порядки, ресурсы власти, легальные институты существуют вами по себе, но только через структурную деятельность индивидов, которая обеспечивает связь , взаимодополнение, регулярность практик обозначения, доминирования, легитимации.
Так, социальные нормы, по Гидденсу, сами по себе не будут эффективными Важно, чтобы те , на кого эти нормы направлены, с ними считались . Поэтому необходимо поддерживать эти нормы путем «эффективной мобилизации санкций в конкретных контекстах ситуаций»