Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:46, реферат
Понятия «наркомания», «наркотики», «наркоман» стали частью жизни человечества и особой проблемой совсем недавно, в XX веке, во второй его половине. Понятие наркомании, как особой сферы социальной патологии, стало обозначать социально-биологическую угрозу, имеющую глобальный масштаб и характер. Появление отдельной области медицины, сотен наркологических клиник и лечебниц, тысячи смертей от наркотиков, причем часто самых лучших представителей общества, мировой наркобизнес, имеющий самый крупный денежный оборот и самую сильную мафию, угроза генофонду, специальные политические программы, комитеты и общества по борьбе с наркотиками.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Проблемы наркомании
1.1 Исторический аспект наркомании
1.2 Развитие наркомания в России
1.3 Наркомания среди подростков
Глава 2. Профилактика наркомании
2.1 Общественность в профилактике наркомании
2.2 Педагогические меры профилактики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложения
Школьники, не задумываясь, повторяют за взрослыми: «один раз попробуешь – привыкнешь», «наркотики –белая смерть» и другие подобные изречения, а в провоцирующей ситуации они не прочь проверить на опыте истинность подобных выводов.
Социальный кризис, вслед за экономическим пришедший в жизнь нашего государства и общества, делает задачу радикального искоренения наркомании в современных условиях малореализуемой. Однако, учитывая уже начавшееся поступательное развитие экономики, преодоление инфляции, можно сделать вывод, что в наших силах удержать эту проблему в рамках, чтобы она не угрожала генофонду нации.
Поэтому проанализировав проблему наркомании как медико социальное явление, можно с уверенностью сказать, что всё-таки “спасение есть от этого простого порошка”.
Наша сегодняшняя надежда на приостановление дальнейшей эскалации проблемы наркомании и токсикомании возлагается на упреждающие меры.
Первой из таких мер является своевременное выявление потребителей наркотиков и токсических веществ путем массовых диагностических обследований (мониторингов). Но надо осознавать, что эффект от осуществления только такой меры сведется к выявлению определенного количества уже заболевающих и больных людей.
Другой важной мерой будет служить профилактика (в том числе психолого-педагогическая), проводимая под постоянным медицинским контролем (наблюдением), прежде всего для лиц с выявленной гиперчувствительностью, чьи личностные особенности предрасполагают к поиску путей избавления от проблем через употребление наркотиков (“группа риска”).
Третья мера — обучение населения, ведущего здоровый, трезвый, социально позитивный образ жизни, приемам жизни в нездоровом обществе, среди людей, употребляющих алкоголь, наркотики, токсические вещества.
Задачи массовой профилактики — это соблюдение и развитие условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья; пропаганда здорового образа жизни; предупреждение возникновения и развития заболеваний путем воздействия на неблагоприятные факторы окружающей среды и вредные привычки; как можно более раннее обнаружение нарушений адаптации к условиям внешней среды и проявлений заболеваний для проведения психокоррекционных мероприятий; предупреждение утяжеления заболевания; восстановление трудоспособности.
Используя силы только здравоохранения, массовую профилактику, никаких болезней не предотвратить. Необходимы слаженные, координированные усилия всех систем социальной инфраструктуры общества на основе системного подхода к проведению соответствующих комплексных исследований, объединение по целевому принципу всех средств здравоохранения, образования и достижений медицинской науки: от консультирования до новых методов психолого-педагогической коррекции патологических состояний, лечения и медико-социальной реабилитации.
Главная задача состоит в том, чтобы помочь наркоману преодолеть зависимость от ПАВ. Ведь путь наркомана к существованию без наркотиков долог и труден, и помочь ему – задача не только медиков, родных, близких и друзей, но и социального работника. Наркоман должен быть вновь принят семьей и обществом, и только после этого он сможет пойти по жизни самостоятельно.
Кроме того, необходимо проводить профилактику, целью которой является – сформирование психологического иммунитета, то есть вызвать у людей отрицательное отношение к наркотикам. Для этого необходимо обеспечить действенную социальную и правовую защиту, укреплять систему социальной помощи детям и взрослым, то есть создать как можно больше служб доверия, приютов, социально-реабилитационных центров. А так же, нужно повысить число различных секций, кружков, оздоровительных центров, где дети и взрослые смогут проводить своё свободное время так, как к наркотикам, в большинстве случаев, приобщаются от безысходности.
Чем здоровее социальная среда окружающая человека, тем здоровее общество, тем меньше социальных проблем в стране.
И в заключение целесообразно привести одно суждение, которое принадлежит человеку, испытавшему на себе власть наркотика:
«Человек всегда стремился к свободе и раскрепощению. Увы! Универсального пути достижения этих категорий нет. Каждый идет своей одинокой и трудной дорогой, и зачастую не хватает простого терпения, чтобы понять: радость уже в том, что ты идешь, а не стоишь на месте. Тех же, кто с помощью наркотиков хочет познать рай на земле, я огорчу: этот рай неминуемо обернется адом, потому что жизнь — она как дикий зверь — не любит, когда ее боятся. Скорость вознесения всегда эквивалентна силе удара при падении».
Возрастная группа | % от общего числа |
Дети, подростки | 20 |
Молодежь (16-30 лет) | 60 |
Взрослые | 20 |
Год | Число погибших |
2006 | 100000 |
2007 | 115000 |
2008 | 123000 |
В
2009 году уже насчитывается около 103000 погибших
от наркотиков.
Распределение по возрасту первой пробы психоактивных веществ
Возраст первого употребления | Процент лиц | ||
Табак | Алкоголь | Психоактивные вещества | |
До 10 лет | 73 | 9 | 0 |
11–14 лет | 27 | 82 | 14 |
15–17 лет | 0 | 9 | 73 |
18–20 лет | 0 | 0 | 7 |
20–25 лет | 0 | 0 | 3 |
После 25 | 0 | 0 | 3 |
Список литературы
Кошкина Е.А. Эпидемиология наркологических заболеваний: Руководство по наркологии /Под редакцией Н.Н. Иванца. М., Медпрактика-М, 2002. Т. 1. С. 8-32.
Кошкина Е.А. Основные тенденции заболеваемости наркологическими расстройствами среди подростков России в 2004 году// Материалылы XIV съезда психиатров России. М., Медпрактика. 2005. С. 351.
Кошкина Е.А., Киржанова В.В. Основные тенденции учтенной заболеваемости наркологических расстройств в Российской Федерации в 2006 г..// Вопросы наркологии. 2007. № 6. С. 54-65.
Богданов С.И., Федотова Г.А., Башкова Н.М. и др. Медико-социальные последствия злоупотребления наркотиками в Екатеринбурге. Мониторинг ситуации, связанной со злоупотреблением наркотиками. Екатеринбург, 2002, выпуск 2, 49 с.
Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. Под ред. Березина С.В., Лисецкого К.С. – М.: Институт психотерапии, 2002 г.
Сенцов В.Г., Богданов С.И., Кошкина Е.А., Ружников Ю.Н. Острые отравления суррогатами опия и героином: опыт Екатеринбурга. «Вопросы наркологии», 2001, 6, с.38-47
Коробкина З.В., Попова В.А. Профилактика наркотической зависимости среди детей и молодежи. – М., 2002 г.
Кошкина Е.А., Киржанова В.В. Оценка наркологической ситуации в России как основа стратегий и профилактики употребления ПАВ. Проблемы социальной и криминологической профилактики преступлений в Современной России (Материалы Всероссийской научно-практичекой конференции – 18-19 апреля 2001 г.), Вып.1, Издательство Московского НИИ МВД, Москва, 2002, с 207-219
Карпец А.В. Эпидемиология злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами: тенденции 1994-2000 гг.; данные 2000 г. (ежегодный отчет). Оренбург, 2001, 48 с.
Аддиктивное поведение и его профилактика : Учебно-метод. пособие / А.В.Гоголева ; РАО, МПСИ. - 2-е изд., стереотип. - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2003. - 240 с
Наркология : новейший справочник / А.И. Минко, И.В. Линский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Эксмо, 2005. - 736 с
Профилактика наркомании у подростков : учебно - метод. пособие / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 144 с.
Профилактика наркомании и алкоголизма : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. - М. : Академия, 2003. - 176 с.