Теория социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:46, реферат

Описание работы

Понятия «наркомания», «наркотики», «наркоман» стали частью жизни человечества и особой проблемой совсем недавно, в XX веке, во второй его половине. Понятие наркомании, как особой сферы социальной патологии, стало обозначать социально-биологическую угрозу, имеющую глобальный масштаб и характер. Появление отдельной области медицины, сотен наркологических клиник и лечебниц, тысячи смертей от наркотиков, причем часто самых лучших представителей общества, мировой наркобизнес, имеющий самый крупный денежный оборот и самую сильную мафию, угроза генофонду, специальные политические программы, комитеты и общества по борьбе с наркотиками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Проблемы наркомании
1.1 Исторический аспект наркомании
1.2 Развитие наркомания в России
1.3 Наркомания среди подростков
Глава 2. Профилактика наркомании
2.1 Общественность в профилактике наркомании
2.2 Педагогические меры профилактики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложения

Работа содержит 1 файл

Наркомания среди подростков и молодёжи как социальная проблема.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

     Резкому подъему потребления кокаина способствовала вторая мировая война. Трудности с транспортированием героина привели к весьма ощутимому уменьшению его сбыта в Соединенных Штатах. Кроме того, центр героинового бизнеса – Шанхай, оккупированный Японией, на время «вышел из игры». Но сложности международной обстановки не уничтожили порока, как и не заставили торговцев наркотиками, смириться с потерей крупных барышей. В этой ситуации отличным выходом стали марихуана и кокаин, производящийся на Американском континенте, их было гораздо проще приобретать и перевозить.

     Но кокаин – это не единственный наркотик, имеющий богатую историю. При археологических раскопках в Европе в поселениях людей каменного века среди пищевых отходов найдены семена опиумного мака. Как видим, с опием человечество знакомо очень давно; опиумная наркомания началась еще до нашего летоисчисления. У разных народов этот наркотик назывался по-разному.

     В древнегреческом городе Дельфы был воздвигнут необыкновенной красоты храм в честь бога солнца Аполлона. Со всех концов Греции приходили в него люди, чтобы узнать, что их ждет в будущем. Греки верили, что Аполлон обладает даром предвидения. Свои предсказания бог вкладывал в уста пифии, жрицы-прорицательницы, галлюцинирующей после приема настоя белены.

     Норвежские викинги перед сражениями пили специально приготовленный напиток из мухоморов. Благодаря нему, они приходили в неистовую ярость, испытывали прилив сил и не чувствовали боли. Таких воинов называли берсеркеры, то есть бешеные.

     Средневековые знахари, в основном женщины, систематически использовали белену, беладонну, дурман в своих снадобьях. Галлюцинации, вызываемые этими снадобьями, описаны в многочисленных трактатах инквизиции, как "шабаш ведьм".

     В одиннадцатом веке опиум попал в Индию и Китай. В Китае опиум придумали курить для получения наркотического эффекта. К середине 19 века несколько миллионов китайцев пристрастились к опиуму. Опиумная наркомания стала в Китае государственной проблемой. Власти пытались ограничить и даже запретить ввоз в страну опиума, который производился в Индии и ввозился в Китай английскими торговцами (Индия тогда была колонией Великобритании). Англичане не желали сокращать опиумную торговлю - она приносила слишком большие прибыли, к тому же наркомания считалась проблемой только китайцев - в самой Британии она не получила еще большого распространения.

     В 1839 году по приказу китайского правительства был уничтожен большой груз опиума, принадлежащий английским и американским торговцам. Началась первая опиумная война, которую Китай проиграл. Торговля продолжалась и в 1856 году привела ко второй войне, которая закончилась в 1858 году частичной победой Китая. Легальная торговля опиумом стала сокращаться, но полностью она прекратилась только в начале 20 века, когда в так называемом «цивилизованном» мире осознали, наконец, какой вред несут наркотики.

     «Особая» роль в развитии наркомании принадлежит медицине. В попытках изобретения новых эффективных лекарственных препаратов немецкий фармацевт Сертурнер в 1803 году из опиума выделил морфий - первый «чистый» наркотик.

     Весь 19 век опиум и морфий использовались при лечении ревматизма, болей, лихорадки, бессонницы, простуды, служили наркозом при хирургических операциях.

     В истории кокаина был период, когда его использовали для лечения депрессии и снятия болезненных ощущений.

     Во второй половине 19 века марихуану стали применять для лечения бессонницы и нервных расстройств.

     То, что наркотики вызывают привыкание, было ясно осознано только в 1870-х годах.

     В 1898 году был создан героин, который оказался в 10 раз сильнее морфия из-за того, что очень легко преодолевал защитную оболочку мозга.

     20 век характеризуется уже лавинообразным распространением наркотиков, приобретающим характер эпидемии.

     Первая вспышка эпидемии наркомании пришлась на первые годы 20-го века и связана с массовым употреблением кокаина и героина как лекарственных и тонизирующих средств, что особенно было распространено среди имущих классов и творческой богемы.

     После 1-ой Мировой Войны - новая вспышка: наркотики "снимали стресс" у воевавших и страдавших от потерь и послевоенной разрухи, да и раненые, пережившие боль под морфийным наркозом, внесли свой весомый вклад в ряды наркозависимых.

     В 20-х годах в США вводится сначала ограничение, а затем и запрет на продажу алкоголя. Почти сразу же резко возрастает употребление марихуаны. Отмена "сухого закона" и введение жестоких мер наказания за употребление марихуаны и торговлю ею привели к тому, что в последующие тридцать лет уровень ее потребления заметно снизился.

     Самый сильный всплеск наркомании в 20 столетии пришелся на 60-е 70-е годы. Это время отмечено массовыми молодежными протестными движениями на Западе и возникновением большого количества различных сект. Наиболее известным молодежным движением тех лет было движение хиппи. Получила стремительное развитие молодежная массовая поп культура. Все эти явления были тесно связаны с наркотиками.

     К уже привычным наркотикам добавились вновь созданные лекарства против депрессии, тревожности и бессонницы.

     Опыты 50-х годов, проводимые в США, с необычным веществом-галлюциногеном, сокращенно именуемым ЛСД, вскоре после начала исследований были прекращены, препарат был запрещен для использования в любых целях, однако успел превратиться в новый очень мощный наркотик.

     На фоне резкого роста доходов от нелегальной продажи наркотиков стала складываться международная наркомафия.

     Практически во всех странах были приняты и стали реализовываться программы борьбы с распространением наркотиков, которые включали профилактическую работу с молодежью и подростками, оказание помощи наркозависимым и борьбу с наркомафией.

     Все эти усилия принесли свои плоды, и в развитых странах удалось предотвратить дальнейшее распространение наркотиков, а в некоторых случаях даже снизить количество наркоманов. 

     1.2 Развитие наркомании в России 

     Что касается России, о пристрастии к наркотикам в Российском государстве нет каких-либо важных свидетельств ни в летописях, ни в сказаниях. Но это вовсе не означает, что наши предки наркосодержащих растений не знали. Известны традиционные направления русского экспорта. Наряду с медом, пушниной, льном и прочим шла торговля пенькой, конопляным маслом, джутом, канатами - продуктами весьма наркогенной культуры из семейства Cannabis, т.е. конопли. Наиболее яркой оказалась судьба мака. То, что сказано русским народом о маке, никогда не являлось наркоманским жаргоном.

     Дурманными свойствами этих привычных растений русское население не очень-то интересовалось. Гашиш и кальян почему-то не оказались предметом влияния и подражания в русском народе. Конечно, бывали отдельные случаи самодурства помещиков, дегустировавших эти вещества. Но каких-либо конкретных свидетельств зависимости или пристрастий история нам не оставила.

     Во врачебной практике, особенно во время военных действий, конечно же, не обходились без наркотиков (опиума и его производных). Но способы их применения всецело зависели от условий, а также талантов врачей и аптекарей. Приготовлялись все виды настоя: опий с водкою и отвары из стенок коробочек мака, опий высушенный, мази и капли. При этом аромат конопляных полей и мак не оставили в нашей истории следов наркотизма. Даже в мучениях или болезнях врачебное применение наркотиков имело меру и границы полезного смысла и осознанное отношение. И сегодня об этом необходимо помнить.

     Тысячу лет в сознании народа не появлялось и тени намека на увлечение отравой. В самом сознании православного человека содержался вполне сформированный иммунитет. Сегодня, как никогда ранее, очень многим необходимы вместо поиска наслаждений и комфорта эти знания и мудрость, эта "прививка от наркомании".

     Употребление наркотиков (как и когда-то алкоголя) стало фактически повсеместной проблемой. Видимо, кто-то, как и прежде, заинтересован изъять из истории следы того мира, в котором столетиями охранялась и строилась жизнь православного человека. Однако накануне крушения Российской империи в сознании русского общества наркомания воспринималась как что-то скандальное, экзотическое. В "высшем свете" полушепотом обсуждалось пристрастие к наркотикам князя Ф.Ф. Юсупова. В большей степени наклонность к наркотикам проявлялась в бандитских притонах. Свидетельства о наркоманах-одиночках или мальеньких группах можно найти в литературе тех лет: повести "Молох" Куприна, "Роман с кокаином" Агеева, рассказ Булгакова "Морфий". Кокаин и морфий появились в богемно-эзотерических салонах авангардистов - как атрибутика эпатажной революционности новых искусств. Традиционное православное мировоззрение русского народа не позволяло наркомании в России превратиться в общественно значимую проблему.

     После 1917 г., когда государство Российское, а точнее - тысячелетний, глубинный, казавшийся нерушимым фундамент православного государства, дал страшную трещину, влияние этого единственного сдерживающего фактора было сведено к нулю. Без православного понимания в России проблема наркотиков неразрешима - это необходимо признать очевидным. Именно в Церкви, в православных традициях и в нашей истории хранится спасительный компас, путеводитель, а лучше сказать - свеча надежды в мире ожесточившемся, падшем, где наркомания лишь знаменует физическое и духовное разложение, дегенерацию и распад.

     Наша страна пережила две большие «волны» наркомании: первая прошла в 1920-е, вторая началась в 1980-е.

     В начале 1920-х широкое распространение наркомании стало естественной реакцией на общее состояние социальной неустроенности после Гражданской войны. Самым популярным наркотиком был «марафет», (т.е. кокаин), который нюхали не только беспризорники, но и студенты, рабочие. Когда во второй половине 1920-х усилилась борьба с контрабандой и одновременно был отменен «сухой закон», наркомания быстро пошла на спад.

     Повышение открытости советской экономики и обострение ее социально-экономических проблем послужили основой нового взлета наркомании в последние годы существования СССР. Наркомания 1990-х приобрела размеры, серьезно тревожащие общественность России и других постсоветских государств .Уровень потребления наркотиков считают угрожающим генофонду нации, если 5% населения страны потребляют наркотики. Между тем социологические исследования конца 1990-х показали, что 10–15% населения так или иначе знакомы с наркотиками, причем 70% наркоманов составляет молодежь. В начале 21 в. количество лиц, злоупотребляющих наркотиками, достигло в России нескольких миллионов человек. По оценкам специалистов, в ближайшие несколько лет их количество может увеличиться в 2 раза.

     Наркотизация российского общества сопровождается формированием групп или сообществ наркоманов. С одной стороны, наркоманы испытывают затруднения в добывании не только средств на наркотики, но и самих наркотических веществ, а потому вынуждены поддерживать связи с теми, кто первоначально приобщил их к потреблению наркотиков. С другой стороны, для наркомана весьма характерно стремление приобщить к пороку свое ближайшее окружение – не только для того, чтобы создать атмосферу одобрения, но и для перепродажи наркотиков, чтобы добыть хронически не хватающих денег.

     Результаты социологических исследований показывают, что в современном российском обществе отношение к наркоманам становится менее жестким. Потребление наркотиков, по данным исследований, уже не рассматривается как опасность, как «из ряда вон выходящее» явление. Так, у значительной части молодежи наркотики вызывают интерес, переходящий границы бытовой любознательности. Заметно сократилось расстояние между нормой и отклонением, стирается грань между допустимым и недозволенным. Быть «обколотым», «обкуренным» стало в некоторых кругах «стильно», модно, престижно. По наблюдениям социологов, жаргонные выражения наркоманов становятся широко употребительными среди подростков и юношей, устойчиво входят в молодежный сленг. На смену алкоголю как атрибута молодежных досуговых мероприятий приходят именно наркотики, которые становятся неотъемлемой особенностью молодежной субкультуры, компонентом общения в подростково-молодежной среде.

     За последнее время претерпела значительные изменения социально демографическая структура наркотизации молодежи. Теперь все чаще потребителями наркотиков становятся достаточно социально адаптированные и благополучные люди. По данным исследований, из числа употребляющих наркотические вещества с разной степенью периодичности подростков или тех, кто обнаруживает склонность к их потреблению, около 3/4 данного контингента опрошенных подростков и молодежи живут в полных семьях представителей среднего класса. Все чаще наблюдаются случаи наркотизации элитарной части российской молодежи – студенческой: из числа респондентов, обнаруживших тенденцию к употреблению наркотиков, более половины составляют студенты высших учебных заведений.

     Вовлечению подростков в наркотизацию способствуют вызывающие стресс социально-экономические условия постсоветской России. Обстановка политического, экономического и нравственного кризиса в стране порождает у людей (в первую очередь, у молодежи) ощущение стресса, неуверенности, и провоцирует «снятие напряжения» с помощью наркотиков. Потребление наркотиков выступает иллюзорным способом адаптации к сложной микросоциальной обстановке, решения личностных проблем, служит порой средством самоутверждения.

Информация о работе Теория социальной работы