Теория «социального факта» Э. Дюркгейма

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

Начало XX века внесло существенные поправки в эти представления. Все больше слышалось критических замечаний, что социология претендует на некую роль метанауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и на этой основе делать глобальные выводы. Первым, кто усомнился в такой постановке вопроса, был Э. Дюркгейм (1858—1917). Он полагал, что социология, имея объектом своего изучения общество, не должна претендовать на «всезнайство» об этом обществе — предметом ее интереса должны быть только социальные факты, которые и образуют социальную реальность.

Содержание

Введение………………………………………………………………3

Социология Э. Дюркгейма…………………………………………5
Концепция социального факта……………………………………7
Теория социального факта Э. Дюркгейма………………………9
Социальные факты и структурный функционализм
Э. Дюркгейм…………………………………………………………11

5. Особенности "социологизма" Дюркгейма……………………….12

6. Нормальное и патологическое в развитии общества.

Аномия……………………………………………………………….. 14

7. Основное содержание социологической теории

Э. Дюркгейма……………………………………………………….. 16

Заключение…………………………………………………………. .18

Список использованной литературы…………………………… .21

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

            
 

           
 

            3. Теория социального факта Э. Дюркгейма 

             Содержание социальной реальности составляют социальные факты, которые не следует сводить ни к экономическим, ни к правовым, ни к каким-либо другим фактам действительности. Эти социальные факты обладают следующими самостоятельными характеристиками:

1) объективное  существование, т. е. не зависящее  ни от какого отдельно взятого  индивида. Для того чтобы понять  сущность социальных фактов, их  нужно наблюдать извне, открывать заново, как мы открываем факты физической реальности. Поэтому, утверждает Э. Дюркгейм, «... социальные факты следует рассматривать как вещи. Вещи – это все, что нам дано, что представляется или, скорее, навязывается наблюдению». Основное заблуждение всех прежних научных дисциплин, изучавших общество, по мнению Э. Дюркгейма, состояло в том, что они в своем изучении социальных явлений исходили из того значения, какое мы сами им придаем; между тем настоящее значение их можно обнаружить лишь с помощью объективного научного исследования;

2) способность  оказывать давление на любого  отдельно взятого индивида принудительной  силой, а значит, детерминировать  его действия. Регуляция поведения  индивида в обществе определяется  совокупностью социальных фактов, действующих в том обществе, в котором он живет, и подталкивающих его на совершение именно таких, а не иных поступков. В качестве одной из важнейших задач социологической науки Э. Дюркгейм определял изучение этих социальных фактов, которые по сути дела обесценивали объяснения социального действия с точки зрения «свободной воли». Всю совокупность социальных фактов Э. Дюркгейм подразделял на две основные группы: морфологические и духовные. К морфологическим, образующим своеобразный «материальный субстрат» общества, можно отнести, например, плотность населения. Она действительно не зависит от поступков и намерений ни одного из отдельно взятых индивидов; а вот их условия жизни зависят от плотности довольно сильно. При этом необходимо различать физическую плотность общества и моральную, под которой Э. Дюрк-гейм подразумевал частоту контактов или интенсивность общения между ними. Сочетание этих двух видов плотности определяет особенности социальной дифференциации или общественного разделения труда в данном обществе. При объяснении социальных явлений Э. Дюркгейм использовал демографические и социально-экологические факторы (включая структуру и степень сложности социальных групп). Морфологические социальные факты – это явления, совокупность которых образует материальные условия жизни людей и носят не природный характер, а порождены деятельностью самого общества. 

Что же касается духовных социальных фактов, то они  не менее объективны (т. е. имеют внешнюю  по отношению к каждому отдельному члену общества природу, не зависят от него и обладают принудительной силой), нежели морфологические, хотя и не имеют столь «вещественного» воплощения. К ним следует отнести «коллективные представления», совокупность которых образует коллективное или общее представление. 

Социальные нормы  и другие социальные факторы оказывают  влияние на поведение отдельных  членов общества через определенные механизмы их усвоения, причем эффективность  действия социальных регуляторов проявляется  в том, что выполнение норм становится желательным для самого индивида. 
 
 

          

          4. Социальные факты и структурный функционализм Э.Дюркгейма

 

     В методологии Э. Дюркгейма социальный факт одновременно выступает как  важный компонент его концепции  структурного функционализма. Социологическое объяснение фактов, реальностей и явлений, исследуемых отдельно друг от друга, должно происходить в терминах социальных причин и социальных функций. Общество, как автономная сфера деятельности, развивается почти исключительно по своим внутренним законам, не испытывая серьезного воздействия факторов несоциального характера. Состояние общества зависит от внутренних связей его морфологической (материальной) структуры и характера его сознания. Поэтому и объяснение социальной жизни нужно искать в природе самого общества. По мнению Дюркгейма, определяющая причина данного социального факта должна быть найдена среди предшествующих социальных фактов, а не в состоянии индивидуального сознания.

     Например, по Дюркгейму, важнейшей функцией разделения труда в современном обществе является усиление социального единства через развитие отношений зависимости. С ростом разделения труда все более важной интеграционной силой выступает безличная функциональная зависимость, которая появляется, когда из-за специализации никто больше не обеспечивает сам себя. Главное, по Дюркгейму, показать не причину появления социального факта, а его функцию для целого, допуская, что эта функция имеет положительный для целого характер.

     По  мнению Дюркгейма, социология должна изучать  синхронные и коллективные аспекты социальной жизни. Этим он сделал социологию структурирующей наукой, т.е. наукой, изучающей целое, которое нельзя свести к сумме его частей, в котором части рассматриваются в их отношении к целому больше, чем к собственному прошлому, и в котором собственное понимание участником событий действительности имеет подчиненное значение по сравнению с отстраненным научным анализом. [2]

     Э. Дюркгейм видел в ценностях важнейший  конституционный фактор общественной организации, которую он рассматривал с позиции структурного функционализма. Общество есть автономная сфера бытия и развивается по своим собственным законам. Факторы несоциального характера не способны оказать на общественную жизнь серьезного влияния. Структуру общества Дюркгейм рассматривал как совокупность социальных фактов, которые взаимодействуют и порождают друг друга. Причина социальных фактов кроется не в сознании, а в предшествующих социальных фактах. Социальная структура распадается на две группы фактов: во-первых, она включает в себя материальные и духовные ценности и, во-вторых, социальные коллективы. Анализируя последние, Дюркгейм выделяет такие коллективы, как семья, профессиональная группа и т.п., а также возникающие на основе разделения труда социальные институты, выражающие общественное единство (мораль, религия). Причинность в социальном процессе - взаимодействие названных элементов социальной среды, рождающее то или иное социальное явление. [3]

     Э. Дюркгейм приходит к выводу о том, что причинный анализ - это отыскивание зависимости социального явления от социальной среды. Такой подход мог открыть более широкие возможности в познании общества, если бы автор указал на социальные, экономические, исторические источники такой зависимости. Но он ограничился лишь функциональной стороной взаимосвязи, что фактически приводило к отождествлению причинного анализа со структурным анализом. Эту особенность своего структурного функционализма он обозначил термином "социологический детерминизм". [2] 
 

       

 
 

          

            5. Особенности "социологизма" Дюркгейма 

     В истории социологии часто используются ярлыки или метки, которые должны выделять какие-то существенные черты  определенной теории и, таким образом, обозначить ее своеобразие. У Дюркгейма  таким ярлыком выступает "социологизм", в понимании которого необходимо различать два аспекта: антологический и методологический. С одной стороны, это метод обоснования самой науки как самостоятельной, со своими понятиями, предметом; с другой - собственно способ подхода к социальной реальности, ее понимания и объяснения. Сама социальная реальность включена в универсальный мировой порядок, как и другие виды реальности, и так же развивается в соответствии с определенными законами. Но социальная реальность - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Она не только основательна и автономна, но и имеет примат по отношению к индивидуальной, биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. "Коллективные представления", "коллективное сознание" господствуют над индивидуальными.

     Специфика социальной реальности определяет и  специфику социологии как науки. Поскольку социальная реальность, по Дюркгейму, является высшей реальностью, постольку происходит социологизация всех способов и средств исследования общества, т.е. социологический способ объяснения провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология, таким образом, выступает у Дюркгейма не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли сознания: философию, логику, этику, историю, экономику и др. социология превращается в "систему, в корпус социальных наук". В этом смысле "социологизм" из базовой социологической концепции превращается в широкое философское учение. И в самом деле, те реальные глобальные проблемы природы, морали, религии и т.д., которые Дюркгейм стремился разрешить в своих исследованиях, часто выходили за рамки собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке. [2]

           6. Нормальное и  патологическое в  развитии общества. Аномия

 

     В связи с постановкой и анализом теоретических проблем общества и личности Дюркгейм выдвигает проблему нормального и патологического.

     Нормальными, по Э. Дюркгейму, являются все отправления социального организма, которые вытекают из условий его существования. Преступления и другие социальные болезни, которые наносят вред обществу и вызывают осуждение, отвращение, являются вполне нормальными, ибо коренятся в определенных социальных условиях и поддерживают полезные и необходимые обществу отношения. Отрицательные последствия преступления, например, нейтрализуются системой наказания, и общество продолжает существовать и функционировать. Внешний, непосредственно воспринимаемый объективный признак, который позволил бы отличить нормальное и патологическое, заключается в его всеобщности, широкой распространенности, что, в свою очередь, является показателем общественного здоровья. Э. Дюркгейм писал: "Мы будем называть нормальными факты, обладающие формами наиболее распространенными; другие же назовем болезненными или патологическими". Отсюда следует, что "нормальный тип совпадает с типом средним и что всякое уклонение от этого эталона здоровья есть болезненное явление". [2]

     Со  временем Дюркгейм был вынужден признать, что и в сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются  всевозможные социальные патологии, связанные  с потерей органической солидарности. Изучая эти явления, он разработал теорию социальной аномии, которая давала научное объяснение процессам социальной дезорганизации.

     Под термином "аномия" (буквально "беззаконие") Дюркгейм понимал отсутствие четкой системы социальных ценностей и  норм, регулирующих поведение людей. Подобное явление характерно для переходных и кризисных периодов жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.

     Развернутое обоснование концепция социальной аномии получила в фундаментальной  работе Дюркгейма "Самоубийство", где на большом статическом материале прослеживалась динамика самоубийств в европейских странах в зависимости от различных социальных факторов. В данном произведении Дюркгейму удалось органично соединить эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании.

     Дюркгейм внес крупный вклад в развитие социологической мысли. Он заложил основы функционального подхода к изучению общества, разработал не только общую теорию и методологию социологического исследования, но и его конкретные методы, правила и процедуры. Введенный им в научный оборот термин "аномия" позволяет дать объяснение дефектов социальных норм и причин отклоняющегося поведения. [4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         

        

        7. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма 

     Что понимал Дюркгейм под термином "разделение труда"? с его точки зрения, это - сила, объединяющая людей в обществе. В отличие от Г. Спенсера, считавшего фактором, объединяющим людей, свободную игру индивидуальных интересов, или О. Конта, указывавшего на государство, Э. Дюркгейм видел именно в разделении труда объединяющее начало, фактор преодоления разобщенности и борьбы с центробежными тенденциями. При анализе этого явления он ставил перед собой двоякую цель:

     а) исследование функций разделения труда, т.е. определение, какой социальной потребности оно соответствует и раскрытие причин и факторов его развития;

     б) выявление не только позитивных последствий  разделения труда, но и патологических, "ненормальных" его форм, которые  порождают соответствующие явления  в социальном организме, приводят его к деградации.

     Разделение  труда, под которым Дюркгейм понимал  профессиональную специализацию и  кооперацию, является признаком высокоорганизованного, развитого общества. В архаических  обществах нет разделения труда, ибо там нет ни социальной связи, ни индивидуализации личности, а следовательно, необходимости соединения обоих этих принципов. только с прогрессом общества вследствие все увеличивающейся специализации труда и индивидуализации личности, разрушения традиционных связей люди вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, объединяясь таким образом в единое целое. Разделение производственных ролей приводит естественным путем к солидарности людей. [2]

Информация о работе Теория «социального факта» Э. Дюркгейма