Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 16:40, контрольная работа
Начало XX века внесло существенные поправки в эти представления. Все больше слышалось критических замечаний, что социология претендует на некую роль метанауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и на этой основе делать глобальные выводы. Первым, кто усомнился в такой постановке вопроса, был Э. Дюркгейм (1858—1917). Он полагал, что социология, имея объектом своего изучения общество, не должна претендовать на «всезнайство» об этом обществе — предметом ее интереса должны быть только социальные факты, которые и образуют социальную реальность.
Введение………………………………………………………………3
Социология Э. Дюркгейма…………………………………………5
Концепция социального факта……………………………………7
Теория социального факта Э. Дюркгейма………………………9
Социальные факты и структурный функционализм
Э. Дюркгейм…………………………………………………………11
5. Особенности "социологизма" Дюркгейма……………………….12
6. Нормальное и патологическое в развитии общества.
Аномия……………………………………………………………….. 14
7. Основное содержание социологической теории
Э. Дюркгейма……………………………………………………….. 16
Заключение…………………………………………………………. .18
Список использованной литературы…………………………… .21
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«УФИМСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По социологии
На тему: Теория «социального факта» Э. Дюркгейма
Вариант
№ 5
Уфа -
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Э. Дюркгейм…………………………………………………………
5. Особенности "социологизма" Дюркгейма……………………….12
6. Нормальное и патологическое в развитии общества.
Аномия………………………………………………………………
7. Основное содержание социологической теории
Э. Дюркгейма………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………… .21
Введение
История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Дело в том, что каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. И хотя сам термин социология связан с именем О. Конта, это вовсе не означает, что именно он создал эту науку. Его гений проявился в том, что он сумел обобщить и по-новому увидеть те нарождающиеся явления, которые были характерны для конца XVIII — начала XIX столетия.
Между тем, если говорить о социологии, то это теория. И наука не об обществе вообще (общество изучают и социальная философия, и история, и политология, и юридические науки, и культурология), а обществе в его социально-человеческом обличии. Даже не просто общество для человека, а человек в обществе — вот что составляет суть социологии. А с чего начинается человек в своем социальном обличье? С сознания, со способности познавать мир, оценивать его с личных и общественных позиций, осмысливать, исходя из определенных ценностей, окружающую действительность и на этой основе строить поведение, учитывая влияние, как макросреды, так и микросреды.
Для такого подхода социология использует все богатство философского знания о сознании вообще и общественном сознании в частности, о деятельности и ее роли в социальной жизни, о влиянии объективных и субъективных условий на это сознание и поведение. Для социального анализа важны и выводы психологической науки о сознании и поведении каждого индивида, отдельных микро- и макрогрупп.
На основе уже имеющегося знания социология дает свою интерпретацию общественного сознания и поведения людей, формирует свой категориальный аппарат (например, о видах и типах сознания и деятельности), свое видение объективного и субъективного в общественных процессах, свое представление о макро-, мезо- и микроуровнях человеческой деятельности.
Несмотря на разнообразие теорий, концепций и подходов в различных школах в XIX веке, они все были едины в одном — объектом и предметом социологии является общество, вся общественная жизнь.
Начало
XX века внесло существенные
поправки в эти представления.
Все больше слышалось
критических замечаний,
что социология претендует
на некую роль метанауки,
которая стремится вобрать
данные всех других
наук об обществе и на
этой основе делать
глобальные выводы.
Первым, кто усомнился
в такой постановке
вопроса, был Э. Дюркгейм (1858—1917).
Он полагал, что социология,
имея объектом своего
изучения общество,
не должна претендовать
на «всезнайство» об
этом обществе — предметом
ее интереса должны
быть только социальные
факты, которые и образуют
социальную реальность.
Исходя из этого, он
трактовал реальность (законы,
обычаи, правила поведения,
религиозные верования,
денежную систему и
т.д.) как объективную,
ибо они не зависят от
человека. Не менее важной
особенностью концепции
Дюркгейма было то, что
он обратился к социальным
группам, высоко оценивая
роль коллективного
сознания. Только благодаря
этому сознанию существует
социальная интеграция,
ибо члены общества
придают значение его
нормам и руководствуются
ими в своей жизни. Если
же индивид не желает
следовать этим нормам,
возникает аномия, что
характерно для всех
обществ, переживающих
резкое изменение своей
структуры. В этой связи
применение социологизма
как теории общества
к исследованию причин
самоубийств (есть специальная
работа об этом) вскрыло
необычные процессы,
происходящие как в
обществе, так и в индивиде.
Э. Дюркгейм (1858-1917) - один из самых известных и уважаемых французских социологов. Его вклад в историю мировой социологии определяется не только его собственными идеями и концепциями, но и тем, что Э. Дюркгейм создал французскую школу социологии, традиции которой до сих пор оказывают серьезное влияние на стиль мышления французских социологов, выбор ими предмета исследования и т.п.
Отличительной чертой научных позиций Дюркгейма стала концепция социологизма. Согласно ей социальная реальность обладает своей спецификой, автономностью, несводимостью к другим разновидностям реальности (например, физической, психической). Ей, следовательно, присущи свои собственные законы, которые и должна выявлять и изучать социология. Отсюда вытекает одно из важных методологических требований Э. Дюркгейма - социальное надо объяснять социальным, исходя из социального. Остриём своим эта концепция направлена против бытовавшего во времена Дюркгейма психологизма в трактовке социальных явлений.
Качественная специфика общества обнаруживается более отчетливо в его несводимости к индивиду и индивидуальному сознанию. По отношению к индивиду социальная реальность объективна и независима в своем существовании. Дюркгейм писал, что при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему и т.п., действующие независимо от него. «Социальные верования или акты способны существовать независимо от их индивидуальных выражений», - писал социолог.
Объясняя несводимость социальной реальности к индивиду, индивидуальной жизни, Дюркгейм подчеркивал, что в процессе взаимодействий между людьми возникает новое качество, которое называется социальной жизнью. Например, очевидно, что «группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены. Если, следовательно, отправляться от этих последних, то мы не поймем ничего из того, что происходит в группе». Иллюстрируя эту свою мысль, социолог часто ссылался на пример химического целого как синтеза его составных частей.
Примат, превосходство общества над индивидом обнаруживается в социальном принуждении. Социальные институты уже фактом своего существования предписывают людям определенные формы, способы и образцы поведения, оказывают на них давление, включают в себя негативные и позитивные санкции. Поведение человека в основном определяется не индивидуальными причинами и факторами, а совокупностью социальных фактов, толкающих индивида на те или иные поступки.
Социальная
реальность в представлении
Э. Дюркгейма складывается
из социальных фактов
двух родов - морфологических,
к которым французский
социолог относит демографические,
технологические и экологические
факты, и из коллективных
представлений, т.е.
фактов коллективного
сознания. Именно последние
особенно значимы для
Дюркгейма, - в них раскрывается
специфика общества.
Дело в том, что коллективные
представления, эти
общие идеи и верования,
связывают людей, формируют
саму социальную ткань.
Поэтому Дюркгейм считал
коллективное сознание
жизненным узлом всего
общества. Более того,
общество - это именно
«композиция всякого
рода идей, верований
и чувств, которые реализуются
через посредство индивидов».
2. Концепция социального факта
Проблемы методологии заняли ведущее место уже в первых трудах Э. Дюркгейма, особенно в "Правилах социологического метода". Главная особенность метода Дюркгейма - объяснять социальное социальным -заключается в том, что ценности и идеи воплощаются в социальные нормы и становятся рычагами социальной регуляции. В нормальных условиях внешняя социальная детерминация осуществляется через ценностную ориентацию человека. Нормы и ценности становятся двумя сторонами социального явления. Социальные нормы, как и социальные факты вообще, для Дюркгейма имеют принудительный характер, т.е. заставляют человека действовать в соответствии с их содержанием. Но когда он вводит в оборот ценности и ценностные ориентации, то проявляются новые грани его социологии: социальные нормы эффективны только тогда, когда они опираются не на внешнее принуждение, а на нравственный авторитет общества, нравственное совершенство людей.
В
1894г. Дюркгейм сформулировал свой основной
постулат: "первое и основное правило
состоит в том, что социальные
факты нужно рассматривать
как вещи". Вещь - это "всякий объект
познания, который сам по себе непроницаем
для ума; это все, о чем мы не можем сформулировать
адекватного понятия простым приемом
мысленного анализа; это все, что ум может
понять только при условии выхода за пределы
самого себя, путем наблюдений и экспериментов,
последовательно переходя от наиболее
внешних и непосредственно доступных
признаков к менее видимым и более глубоким".
Социальные факты (вещи) существуют вне
человека и оказывают на него принудительное
воздействие. Только в их свете можно объяснить,
почему человек действует так, а не иначе,
почему люди вступают в те или иные отношения,
связи. В такой общей форме постулат Дюркгейма
вызвал острые споры, произвольные толкования.
Он был вынужден поэтому выступить со
специальным докладом на Четвертом Международном
философском конгрессе в Болонье (1911г)
на тему "Ценностные" и "реальные"
суждения", в котором раскрыл некоторые
важные особенности своего социологического
метода. Происходит не только уточнение
основного методологического постулата,
но и некоторая смена понятийных приоритетов.
Теперь позиция Дюркгейма сводится к тому,
что социальные нормы (социальные факторы
в целом) влияют на индивидуальное поведение
не непосредственно, а через определенные
механизмы их опосредования; что внешняя
детерминация осуществляется через ценностные
ориентации индивидов. При этом действительность
социальных регуляторов определяется
не только их принудительностью, но и желательностью
для индивидов. [2]