Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:57, контрольная работа
Основатель философии позитивизма, известной также под названиями "Социальная физика" и "Социология" Огюст Конт (1798 - 1857 гг.) провозгласил новую перспективу в историческом движении общества, обнаруженную и предсказываемую научным знанием. Однако в этом вопросе он имел и предшественников в лице Тюрго, Кондорсе и Сен-Симона.
Огромное значение имел тезис Конта
о том, что структура и развитие общества
подчинены действию законов, которые необходимо
изучать и на основе которых следует строить
социальную практику. Его различение социальной
статики и социальной динамики в той или
иной форме сохранилось на протяжении
всей истории социологии, а также проникло
в смежные науки. Сохраняют свое значение
и многие из его постулатов, касающиеся
методов социологии: наблюдения, эксперимента,
сравнительно-исторического метода и
т.п. Даже его мистический “субъективный”
метод оказал известное влияние на судьбы
социологической мысли.
В этическом аспекте важную роль в развитии
социологии сыграло обоснование Контом
выдающейся роли ученого в современном
обществе. Его вклад в профессиональную
этику новой науки состоял прежде всего
в доказательстве необходимости преобладания
наблюдения над воображением и в громком
призыве не “проклинать” и не “хвалить”
социальные факты, а изучать их; тем самым
он актуализировал применительно к социологии
важнейший для научной этики тезис Спинозы:
“Не смеяться, не плакать, а понимать”.
Правда, сам Конт в своей “субъективной”
социологии и “позитивной политике”
часто следовал противоположным принципам.
Но он с такой силой обосновывал этику
непредвзятого, свободного от всяких догм,
беспредпосылочного исследования, что
позитивизм в социологии всегда связывался
именно с такой этикой. Именно она и стала
главной для профессии социолога. Что
касается значения Конта для институционально
- организационной стороны развития социологии,
то здесь можно говорить не о прямом, а
лишь о косвенном его влиянии. Время институционализации
социологии при нем еще не наступило. Как
говорил сам Конт, “колыбель не может
быть троном”. В его время социология
находилась еще в колыбели. Нельзя сказать,
чтобы социология когда-нибудь или где-нибудь
до сих пор находилась “на троне”. Но
в том, что она сегодня занимает вполне
достойное место среди наук о человеке,
заслуга Конта, несомненно, велика.