Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:57, контрольная работа
Основатель философии позитивизма, известной также под названиями "Социальная физика" и "Социология" Огюст Конт (1798 - 1857 гг.) провозгласил новую перспективу в историческом движении общества, обнаруженную и предсказываемую научным знанием. Однако в этом вопросе он имел и предшественников в лице Тюрго, Кондорсе и Сен-Симона.
1
Теория позитивизма
О. Конта
Основатель
философии позитивизма, известной
также под названиями "Социальная
физика" и "Социология" Огюст
Конт (1798 - 1857 гг.) провозгласил новую
перспективу в историческом движении
общества, обнаруженную и предсказываемую
научным знанием. Однако в этом вопросе
он имел и предшественников в лице Тюрго,
Кондорсе и Сен-Симона. Особо следует отметить
влияние на него социальной философии
Сен-Симона. В 1822 г. Сен-Симон и Конт совместно
разработали "План научных работ необходимых
для реорганизации общества", в котором
провозглашена идея о том, что политика
должна стать социальной физикой, а целью
последней станет открытие естественных
и неизменных законов прогресса, аналогичных
закону тяготения, открытого Ньютоном
в механической физике.
Основной труд Конта - шеститомный "Курс
положительной философии" был опубликован
между 1830-1842 годами. Конт отвергал в нем
все попытки философии постичь сущность
вещей и провозглашал главной задачей
философии ответы на вопросы, как возникают
и протекают те или иные явления, а не какова
их природа. "Основной характер позитивной
философии, - писал он, - выражается в признании
всех явлений подчиненными неизменным
естественным законам, открытие и сведение
числа которых до минимума и составляет
цель всех наших усилий, причем мы считаем
безусловно недоступным и бессмысленным
искание так называемых причин, как первичных,
так и конечных".
В своих
политических ориентация Конт, в отличие
от Сен-Симона, придерживался консервативно-
Вполне уместной оказалась и характерная
для позитивистского
Контовское представление о
Вот почему всякое человеческое право,
всякая человеческая свобода есть бессмысленная
анархия, если они не подчиняются какому-то
закону, в этом случае они не способствуют
никакому порядку - ни индивидуальному,
ни коллективному.
Человеческие привязанности не могут
сразу перейти от семейной общины к человечеству,
поэтому необходимо посредничество патриотизма,
любви к отечеству. Современные общественные
беспорядки, по мнению Конта, усиливаются
более всего честолюбием мелкой буржуазии,
ее слепым презрением к народу. В идеальном
строе, желательно, поэтому полное исчезновение
среднего класса при сохранении богатого
патрициата и остальной части, именуемой
пролетариатом.
Все законы, сконструированные
Подлинная философия имеет в виду систематизацию,
насколько это возможно, всей жизни человека
- индивидуальной и в особенности коллективной,
рассматриваемой сквозь призму трех классов
феноменов, ее характеризующих: мысли,
чувства и действия. Тремя источниками
общественных изменений являются раса,
климат и "собственно политическая
деятельность", рассматриваемая во
всей полноте ее научного развития.
Человеческое достоинство, зависит как
и человеческое счастье, главным образом
от "достойного добровольного применения
любых сил, которое реальный порядок (как
искусственный, так и естественный) делает
для нас доступными". В этой грандиозной
деятельности и общая фундаментальная
цель и обязанность философии заключается
в координации, а не в виде непосредственного
руководства.
Конт сознательно отверг религию
христианского Бога и провозгласил
религию Человечества, именуемого Великим
Существом, которое есть прежде всего
"совокупность прошлых, будущих и настоящих
людей, которые способствуют усовершенствованию
всеобщего порядка".
Общесоциологическое учение Конта получило
сравнительно широкое признание в России
конца прошлого века и оказало влияние
даже на его критиков. Особенно привлекательным
оказалось контовское увлечение институционным,
в том числе политико-учрежденческим и
научно-прикладным реформаторством, что
сказалось на многих концепциях социального
прогресса конца XIX и XX в. В области правоведения
особое внимание привлекала идея человеческой
солидарности, которая получила новые
истолкования в теоретических построениях
Л. Дюги, М. Ориу и в своеобразной манере
П.А. Кропоткина.
2
О. Конт о трех
стадиях интеллектуальной
эволюции человечества
Конт называл свою философию и социологию позитивными, поясняя при этом, что они целиком базируются на данных науки - не на воображении или догадках, а на научных наблюдениях. Он вошел в историю науки и философии как основоположник позитивизма - одного из наиболее влиятельных и поныне направлений в области философии и социологии.
Центральным звеном философско-социологических взглядов О. Конта является открытый им, как сам он писал, «великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества». Об открытии этого закона он возвещает на первых же страницах «Курса позитивной философии» (кстати, изданного на русском языке в Санкт-Петербурге в 1899-1900 гг.), а также в других своих работах.
Согласно этому закону, познавательная деятельность людей и в целом их общественное сознание прошли через три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную.
На теологической
стадии, или, как пишет Конт, в
теологическом состоянии
На метафизической стадии, или в метафизическом состоянии, человеческое сознание, по Конту, больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реальные процессы внешнего мира. Однако из-за слабого развития науки эти понятия довольно-таки абстрактны. Различного рода явления объясняются путем выделения неких абстрактных сущностей, выражением которых якобы являются предметы внешнего, в том числе социального мира. В качестве «общей сущности» назывались природа, космос, материя, дух как источники всех телесных и духовных явлений. Метафизический метод, ориентирующийся, по словам Конта, на познание реальных явлений, «упрощал теологию и мало-помалу разлагал ее». В то же время он не давал исчерпывающей картины природных и социальных явлений и не позволял окончательно избавиться от мифов.
На позитивной стадии, или в своем позитивном состоянии, человеческое сознание в своих суждениях и выводах исходит преимущественно из научных наблюдений. Теологический и абстрактно-метафизический подходы к миру все более сменяются открытием и исследованием его законов, т. е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями». Знание этих законов необходимо, чтобы учитывать и предвидеть их действие. Истинная наука, говорил Конт, сочетает наблюдение и предвидение, которое «составляет во всех отношениях главную черту положительной философии». В рациональном предвидении он видел практическое назначение позитивной философии и социологии. «Истинное положительное мышление заключается преимущественно в способе видеть, чтобы предвидеть, изучать то, - что есть и отсюда заключать о том, что должно произойти согласно общему положению о неизбежности естественных законов». Таково учение Конта об интеллектуальной эволюции человечества и роли науки в этом историческом процессе.
3
Социальная статика
и социальная динамика
Любой
объект, по Конту, может изучаться
с двух точек зрения: статической
и динамической. Это относится и к изучению
социальной системы. Поэтому социология
делится в его доктрине на две части: социальную
статику и социальную динамику. Эти две
дисциплины соответствуют двум частям
главного лозунга контовского учения
“Порядок и прогресс”. Для социальной
статики высшая цель - обнаружение законов
социального порядка, для социальной динамики
- законов прогресса. Социальная статика
-это социальная анатомия, изучающая строение
социального организма, социальная динамика
– социальная физиология, изучающая его
функционирование. Объект первой из них
– общества “в состоянии покоя”, объект
второй - общества “в состоянии движения”.
Сравнительная оценка важности этих двух
разделов социологии у Конта менялась:
если в “Курсе” он утверждал, что наиболее
важная часть социологии - социальная
динамика, то в “Системе” - что это социальная
статика. Социальная статика выделяет
“структуру коллективного существа”
и исследует условия существования, присущие
всем человеческим обществам, и соответствующие
законы гармонии. Эти условия касаются
индивида, семьи, общества (человечества).
Индивид, по Конту, как уже отмечалось,
естественным и необходимым образом предназначен
жить в обществе; но и эгоистические склонности
у него также носят естественный характер.
“Подлинный социологический элемент”
- не индивид, а семья.
Семья - это школа социальной жизни, в которой
индивид учится повиноваться и управлять,
жить в гармонии с другими и для других.
Она прививает чувство социальной преемственности
и понимание зависимости от прошлых поколений,
связывая прошлое с будущим: “... Всегда
будет чрезвычайно важно, чтобы человек
не думал, что он родился вчера...”. Будучи
микросоциальной системой, семья предполагает
иерархию и субординацию: женщина в ней
должна повиноваться мужчине, а младшие
- старшим. Семья - основной элемент, из
которого и по образцу которого строится
общество. Общество образуется из совокупности
семей; в нем стадия семейного существования
перерастает в стадию политического существования.
Семья, племя, нация, государство - все
это фазы ассоциации в последовательном
стремлении к человечеству. Но семья -
это “союз”, основанный на инстинктивных,
эмоциональных привязанностях, а не “ассоциация).
Что касается собственно социальных образований,
то они предполагают преимущественно
кооперацию, основанную на разделении
труда.
Разделение труда, по Конту, не только
экономический, но фундаментальный социальный
факт, “самое главное условие нашей социальной
жизни”. Именно разделение труда лежит
в основе социальной солидарности, а также
увеличения размера и растущей сложности
социального организма. Оно развивает
социальный инстинкт, внушая каждой семье
чувство зависимости от всех других и
своей собственной значимости, так что
каждая семья может считать себя выполняющей
важную и неотделимую от всей системы
общественную функцию. Правда, в отличие
от экономистов, Конт считает, что кооперация,
основанная на разделении труда, не создает
общество, а предполагает его предшествующее
существование. Солидарность, присущая
всем живым объектам, в обществе достигает
наивысшей степени. Для обозначения этой
степени и специфики социальной солидарности
в человеческом обществе Конт со временем
начинает использовать понятие социального
консенсуса (согласия). Консенсус в его
теории - “основная идея социальной статики”.
Вместе с тем разделение труда содержит
в себе определенные изъяны и опасности
для социального организма. Оно грозит
обществу разложением на множество изолированных
групп. Оно делает человека умелым в одном
отношении и “чудовищно неспособным”
во всех других. Сосредоточиваясь на выполнении
своей частной задачи, человек думает
лишь о своем частном интересе и смутно
воспринимает социальный интерес. Преодоление
этих опасностей разделения труда возможно
благодаря постоянной дисциплине, функции
управления и соответствующей ей исполнительской
функции. Управление - это социальная функция,
назначение которой состоит в сдерживании
и предупреждении “фатальной склонности
к основательному рассеиванию идей, чувств
и интересов...”.
В противовес Гоббсу, Локку и Руссо Конт
видит в управлении не некую добавочную,
искусственную силу, призванную следить
за соблюдением людьми общественного
договора и порядка, а естественную, необходимую
функцию, развившуюся самопроизвольно,
вместе с самим обществом. Материальная,
интеллектуальная и моральная субординация
неразрывно связана с разделением труда;
она требует, помимо подчинения, веры либо
в способности, либо в честность управляющих.
“Нормальное” правительство - то, которое,
обеспечивая социальную сплоченность,
в минимальной степени опирается на материальную
силу и в максимальной - на убеждение, согласие,
общественное мнение. Субординация подчиняется
закону, согласно которому частные виды
деятельности осуществляются под руководством
более общих видов деятельности. Управление
- самая общая из функций, и, таким образом,
все остальные социальные функции подчиняются
ей. Конт утверждает естественный, вечный
и неустранимый характер социальной иерархии
и, соответственно, противоестественный
характер идеи социального равенства.
Деление общества на классы вытекает из
основного и необходимого разделения
управленческой и исполнительской функций.
Конт обозначает классы по-разному, но
суть их сводится прежде всего к тому,
что они составляют две наиболее общие
категории: руководителей и исполнителей.
В современном обществе две наиболее значительные
категории - это патрициат и пролетариат.
Внутри них в свою очередь различаются
более мелкие социальные группы. Так, патрициат
делится на банкиров, управляющих капиталами,
и предпринимателей, непосредственно
управляющих работами. Предприниматели
в свою очередь делятся на промышленных
и сельскохозяйственных. Пролетариат
также внутренне дифференцирован, хотя,
признавая это, Конт склонен подчеркивать
его единство и однородность. Конт чрезвычайно
озабочен “печальной судьбой трудящегося
класса”, которого угнетают и грабят высшие
слои. Его произведения полны теплых и
проникновенных слов о пролетариате, о
его “возвышенных взглядах и благородных
чувствах”. Пролетариев и женщин он считает
естественными союзниками позитивизма
(как и позитивистские философы, они стоят
на “общей точке зрения” ) и стремится
практически осуществить этот союз. В
проектируемом обществе будущего пролетариат
почитает патриция; он уже не раб, а служащий,
и его зарплата становится жалованьем.
Будучи противником разделения властей
на законодательную, исполнительную и
судебную, Конт вместе с тем резко разделяет
власть на духовную и мирскую. Это разделение
реально и благотворно для общества, при
условии безоговорочного превосходства
духовной власти над мирской. В средневековой
Европе духовная власть принадлежала
священникам, а мирская - военным. После
Французской революции произошло полное
поглощение духовной власти властью мирской,
которая перешла к политикам и юристам.
В современную эпоху вместе с торжеством
позитивизма мирская власть переходит
к “индустриалам” , а духовная - к “ученым”
(“философам”, “социологам” ), которых
Конт считал новыми “духовными владыками”,
новым “жречеством”, вначале в фигуральном,
а затем в буквальном смысле. Функции этой
категории, становящейся своего рода кастой,
в обществе, где восторжествует позитивизм,
чрезвычайно сложны и многообразны. Они
не только советуют, освящают, регулируют,
распределяют по классам, судят, но и, будучи
священниками нового культа, следят за
мыслями, поступками, чтением и даже за
воспроизводством потомства. Среди различных
систем социальных институтов или сфер
социальной жизни Конт особое значение
придает религии и морали. Эти две социальные
сферы окрашивают и пронизывают все остальные:
науку, экономику, политику, право и т.д.
Социальный вопрос для него прежде всего
не экономический и не политический по
своей сути, а морально-религиозный. Движущая
сила деятельности не интеллект, а чувство;
чувство же в свою очередь приводится
в движение моралью и религией. Вот почему
в “Системе позитивной политики” социология
растворяется в этих двух сферах. С помощью
“субъективного” метода разработка морали
сливается с построением социологии; все
науки служат лишь подготовительной ступенью
для морали, которая трактуется как своего
рода седьмая наука, находящаяся на вершине
иерархии наук.
Конт был сторонником частной собственности
и права наследования имущества. Но вместе
с тем он постоянно подчеркивал “социальную
природу собственности” и ответственность
собственника перед обществом за то, как
он ею распоряжается.
В принципе структура общества, изучаемая
социальной статикой, по Конту, радикально
не изменяется. Она может лишь испытывать
болезненные потрясения в “критические”
периоды, но затем вновь восстанавливается
благодаря прогрессу. Ведь согласно одной
из его формул, “прогресс есть развитие
порядка”.
Социальная динамика - это теория
прогресса. Понятие прогресса характерно
только для человеческих обществ, составляет
их специфику и позволяет отделить социологию
от биологии. Прогресс здесь возможен
благодаря тому, что, в отличие от обществ
животных, одни поколения могут передавать
другим накопленные материальные и духовные
богатства. Вследствие неразличения общества
и человечества и включения социологии
в “позитивную теорию человеческой природы”
теория прогресса Конта в основе своей
является антропологической. Социальный
прогресс в конечном счете проистекает
из врожденного инстинкта, заставляющего
человека “непрерывно улучшать во всех
отношениях любое условие своего существования”,
развивать “в целом свою физическую, моральную
и интеллектуальную жизнь.
Конт оговаривается, что прогресс
не равнозначен безграничному росту
счастья и человеческого совершенства,
отмечая, что последнее понятие лучше
заменить понятием “развития”. Социальная
динамика лишена оптимизма, так как она
признает возможность и даже необходимость
отклонений. В истории “органические”
периоды чередуются с “критическими”,
когда преемственность нарушается. И тем
не менее, социальное развитие в целом
у Конта изображается как совершенствование,
улучшение, прогресс. Конт постоянно подчеркивает
непрерывный и преемственный характер
прогресса. Подобно тому, как социальная
статика выявляет солидарность в пространстве,
социальная динамика выявляет солидарность
во времени.
Социальная
динамика рассматривает каждое последовательное
состояние общества как результат
предыдущего и необходимый
Заключение
Конт внес важный вклад в становление
социологии как научной дисциплины. Он
обосновал ее необходимость и возможность.
Это обоснование было по сути своей и неизбежно
философским и, шире, мировоззренческим:
очевидно, что изнутри социологии обосновать
ее было невозможно, так как в качестве
самостоятельной науки она еще не существовала,
Конт понимал, что он находится лишь у
истоков создания новой науки. Он наметил
ее программу и отчасти пытался ее реализовать.
Кое-что из этих попыток соответствовало
его программе, кое-что ей противоречило.
Конт внес серьезный вклад в формирование
онтологических парадигм социологического
знания, т.е. ключевых представлений о
социальной реальности. Конт сформулировал
эволюционистскую парадигму, доказывая,
что все общества в своем развитии раньше
или позже проходят одни и те же стадии.
Он обосновал разделение обществ на военный
и индустриальный типы, которое впоследствии
продолжили и развили другие социологи.
Его идеи лежат в основе разнообразных
теорий индустриализма и технократии.
Он зафиксировал выдвижение на авансцену
социальной жизни и рост значения новых
социальных категорий: предпринимателей,
банкиров, инженеров, рабочего класса,
ученых. Он был родоначальником одной
из главных социологических традиций
- традиций исследования социальной солидарности
(обозначаемой также терминами “согласие”
и “сплоченность”).